You are viewing mingitau

Previous Entry | Next Entry

Прекрасный Иристон

29 апреля 2007 г. я с родителями и соседом побывал в Северной Осетии-Алании. Идея съездить в Цей у меня была уже давно, но как-то не получалось ей реализовать. Алания меня восхитила меня даже больше, чем я ожидал, но обо всем по порядку.

Было прекрасное солнечное утро и много чего нового и интересного впереди. Путь от Георгиевска до Прохладного лежал среди степей – а по правую сторону на горизонте в дымке просматривались заснеженные горы Большого Кавказа с Эльбрусом во главе.

Вид на Эльбрус от Георгиевска
Image Hosted by ImageShack.us

После шумного Прохладного мы пересекли Баксан и поехали по долине Терека. Места стали более населенными, фактически дорога шла между станиц и сел, редко прерываемая полями и реками. Терек несет воду этим районам Кабарды и оттого они более благоприятны для жизни, чем наше центральное Ставрополье.

Подъехав в Эльхотовским воротам мы попали в Северную Осетию. Нас встречало большое село Эльхотово. В целом дома более богатые, чем в Кабарде. Возможно оттого, что в Кабарде мы проезжали по районам с преобладанием славянского населения, а в Алании попали в осетинские села.

Село Эльхотово
Image Hosted by ImageShack.us

За Эльхотово началась Осетинская наклонная равнина. Это местность ровная местность дренируемая многочисленными притоками Терека с всех сторон обрамлена горами – с Юга горами Большого Кавказа – с севера и востоке – Сунженским хребтом одно из наиболее благоприятным мест для жизни на Северном Кавказе. Тут на площади в 2,5 тыс. кв. км (35 км на 70 км) проживает около 800 тыс. чел или 80% населения Северной Осетии и около половины населения Ингушетии, расположено 7 городов, в т.ч. Владикавказ.

Осетинская равнина возле Ардона. Вид на Сунженский хребет

Остенинская равнина возле Алагира – вид на Куртанинское ущелье
Image Hosted by ImageShack.us

Проехав равнину с севера на юг, мы добрались до Алагира – тихого города при выходе Ардона на равнину. В центре города находится небольшая русская крепость середины 19 в. с Свято-Вознесенским собором (1850-1853 гг.).

Крепость

Собор
Image Hosted by ImageShack.us

После Алагира горы резко поднимаются вверх. Именно здесь расстояние от равнины (высота около 500 м), до Бокового и Главного Кавказского хребтов (до 4500 м.) наименьшая на всем северном Кавказе (около 35-40 км) и оттого горы смотрятся крайне величественно. Передовой, Скалистый, Боковой хребты очень близки друг к другу и дорога идет постоянно по глубокому ущелью.

При въезде в долину всех встречает летящий на коне Уастырджи – о нем чуть ниже

Передовой хребет (до 1200 м)
Image Hosted by ImageShack.us

Скалистый хребет (до 3000-3500 м.)

Боковой хребет (г. Цмиакомхох – 4117 м.)

Долина Ардона
Image Hosted by ImageShack.us

До долине Ардона (Куртанинское ущелье) расположено ряд интересным мест – это и Тамиск – бальнеологический курорт в 7 км от Алагира), и старинные осетинские села Зинцар, Унал и др. (до середины 19 в. Осетины жили в горах, куда их загнали многочисленные завоеватели – последние властители на равнине были кабардинцы, и откуда они спустились по настоянию русских властей и под прикрытие русских крепостей вдоль Терека). Сейчас в горных селах в Осетии живет менее 1% населения. Проехали мы и горнопромышленный район Мизур-Садон. В 1930-60-е гг. – это был важный центр добычи полиметаллических руд, а сейчас большинство домов в поселках брошено. Особенно впечатляют наполовину покинутые панельные 9-ти этажки на дне ущелья.

Поселок Мизур

После пос. Бурон мы свернули с главной трассы, которая через 60 км привела бы нас в столицу Южной Осетии – Цхинвали, и стали подниматься по до р. Цеядон. Воистину красивое ущелье!!! По склонам местами встречался снег – далее он был уже везде.

Цейское ущелье
Image Hosted by ImageShack.us

Через 12 км мы добрались до небольшого курорта – буквально 3 гостиницы, 2 кафе, 2 канатки и несколько сот лыжников. Я совершенно не ожидал встретить здесь какой-то активности и современности, после поселков и сел в долине Ардона.

Мы естественно не упустили возможности подняться на канатке прямо к подножью ледника Адайхох. Виды оттуда прекрасные – в Цее еще зима, хотя солнце уже летнее.

Адайхох (4494 м.)
Image Hosted by ImageShack.us

(продолжение через 4,5 часа.... поехал танцевать лезгинку)

продолжение...

Скалы Цея

Канатка

Спустившись вниз и отведав в кафе «Монах» настоящий осетинский пирог с сыром и свекольными листьями – цахараджин, подышав свежим воздухом - мы поехали обратно. И менее чем через час были уже на равнине.

Не въезжая в Алагир, мы повернули во Владикавказ. Новая цель была роща Хетага. В 3 км от Алагира возле села Суадаг находится важнейшее культовое место в Осетии – роща св. Хегата.
Вероятно осетины самый плюралистичный народ России в плане вероисповедания – среди них в равной мере распространено христианство и ислам, причем протестантов не меньше, чем православных. Более того, многие осетины вообще не верующие, а многие – более того - язычники. Сейчас самый популярный в Осетии - культ Уастырджи – мифического богатыря (нарта) защитника Иристона. Он очень близок и часто ассоциируется с христианским св. Георгием.
Так вот – роща Хетага – это главное святое место в Алании, где осетины оправляют полуязыческие (жертвоприношения) полуправославные культовые действия. Все роща насыщена «капищами» (Куваедон) с изображениями Уастырджи.

Куваедон возле рощи

И внутри ее

По своей сути роща Хетага – это реликтовый лес площадью в 13 га. Весной здесь очень красиво.

В роще Хетага

Кувшины папоротников

Вокруг рощи расположено несколько мест для групповых мероприятий, где отмечаются важнейшие события в жизни – так мы видели как свадьбы, так и поминки. Если раньше тут можно было приносить только пироги, то теперь осетины не прочь употребить и спиртное и публика бродит уже подвыпившая. Что нестранно – осетины – самый пьющий среди автохтонных народов Кавказа. Сейчас роща превращается в место для пикников.

Погуляв по весеннему лесу, мы поехали далее во Владикавказ.
Столица Алании, на мой взгляд, один из самых приятных и красивых городов России и оттого мне его хотелось увидеть именно весной. Часовая прогулка по центру города укрепила меня во мнении о Владикавказе. Неспешная жизнь теплым весенним вечером и очаровательные девушки – самое запоминающееся о Владикавказе.

Вид на р. Терек и г. Столовую (за ней Джейрахское ущелье и Грузия) и очередного летящего нарта (пам. генералу Плиеву).

Барсы на мосту берез Терек

Центральная улица Мира

Увы, кафе на углу пер. Станиславского и ул. Тхапсаева, где я ел самые вкусные во Владикавказе, пироги закрылось. Мне так и не удалось угостить родителей настоящим уалибахом, вечерело и мы взяли курс на Георгиевск. Обратно ехали по М-29 Беслан-Эльхотово-Нальчик-Пятигорск-Георгиевск.

Проезжая Беслан отметил, как он за последние 2 года расстроился. И так самый богатый город в Осетии стал еще богаче.
В Эльхотовских воротах остановились у святилища Уастырджи, чтобы попрощаться с прекрасной страной Осетией.
Image Hosted by ImageShack.us

Кабарду и Ставрополье проехали уже по темноте. Я счастлив оттого, что буквально в 180 км от родного дома есть столь приятные и интересные места, о которых увы большинство жителей Кавминвод не имеет представления. Всем советую такого рода однодневную поездку – ничем не хуже Приэльбрусья или Домбая.

ЗЫ Единственное, что омрачало нашу поездку – постоянные остановки гаишниками. Отец у меня очень трепетно соблюдает правило дорожного движения и не ездил более 90 км/ч. И тем не менее за день нас остановили 10 раз в Осетии и Кабарде. Просто мы из чужого региона приехали. Трижды пришлось зарегистрировать автомобиль. Местная милиция – действительно последние люди общества, в их глазах неместный это источник взяток.
Поэтому любую поездку в республики Северного Кавказа надо планировать с учетом постоянным препираний с гаишниками.

ЗЫ2
О роще Хетага - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%89%D0%B0_%D0%A5%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%B0

Лучший портал об Осетии - http://www.region15.ru/

Лучший он-лайн общественно-литературный журнал об Осетии и Северном Кавказе http://www.darial-online.ru

tutusu
May. 5th, 2007 01:05 pm (UTC)
отлично)) любимые места, спасибо! люди там хорошие
а Помидора вообще все знают
mingitau
May. 5th, 2007 04:41 pm (UTC)
А кто такой Помидор? Я не знаю -:))
tutusu
May. 6th, 2007 08:23 pm (UTC)
В Альплагере главный. ну и вообще, симво Цея))
ingushetiya_ru
May. 7th, 2007 03:24 am (UTC)
Осетины не автохтонный народ Кавказа, а пришлый.
(Anonymous)
Dec. 2nd, 2010 03:05 pm (UTC)
В этом году брат решил посетить историческую родину -Осетию, ехал на машине из Москвы весь в мечтах проведать родственников, посетить родовую башню в Куртатинском ущелье, но все планы сорвали гаишники, мало того,так в душу нагадили, что он теперь нескоро туда собереться. Их непомерная жадность и хамство мне живущей в Ставропольском крае уже известна я стараюсь избегать туда поездок, хотя очень зхочется увидеть сестру.
Неужели гаишники Оетии такие нищие, что ни одной машины не обобрав до нитки пропустить не могут!
koshteg
Jul. 6th, 2011 06:12 am (UTC)
Отличный пост! Жаль, что только сейчас его увидел и половины фотографий нет уже)

Еще жаль, что в Цее так ничего не поменялось и вряд ли поменяется в плане инфраструктуры и, что наши менты уж точно никогда не изменятся