Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:

Николаевск-на-Амуре - забытая трижды столица

Вчера прилетел из Николаевска-на-Амуре. Городу на Амуре в Интернете посвящено незаслуженно малого внимания. А ведь он 3 раза был областным центром (52 года из 160-летней истории) и управлял всем Дальним Востоком России. Последний год мы делали интересный проект в Николаевском районе, и теперь вдвойне чувствую себя обязанным рассказать о Николаевск-на-Амуре.


Капитан и его город.

Свой рассказ о Николаевске я начинал писать вчера лунной ночью в гостинице «Север», настолько лунной, что видны вдали сопки за Амуром. Я находился под впечатлением от прочитанного романа Н.Задорнова «Капитан Невельской» и книги Г.И. Невельского «Подвиги русских офицеров на крайнем востоке России в 1849-1855 г.». Хотел рассказать о роли этого человека в истории города и всего Приамурья, но позже понял, что получится у меня два рассказа – один информационно-фото-аналитический про Николаевск-на-Амуре и второй про Невельского.

Для начала покажу фотографии, чтобы было понятно о чем речь, а потом поговорим об истории, архитектуре и экономике города.

Николаевск приветствует



Сначала виды с самолета

Заходим на посадку. Амур – колоссальный размер!


Над городом – смесь частного сектора и недостроенных микрорайонов


Частный сектор весьма просторный


Над городом доминирует Николаевская ТЭЦ


Центр города – от парка ведет ул. Ленина


Садимся. ВВП в никуда


Город
Вид от спортивной базы «Салют» - приятное место для катания на лыжах и санках


При въезде в город от аэропорта встречают весьма примечательные плакаты


Плакаты и сугробы


А еще один маленький самолет


Ул. Советская – остатки старой застройки

Памятник Г.И. Невельскому



Ул. Ленина – редкий для города сохранившийся ансамбль зданий


Местами на ул. Ленина купеческие дореволюционные дома


Снега!!!


Ул. Советская


Храм Св. Николая (2002 г.). Пропорциональное и в меру приятное здание. Внутри пока со скромным иконостасом. Единственный каменный храм на всем севере Хабаровского края. И одна из немногих современных достопримечательностей Николаевска.


Кинотеатр «Салют» - здание эпохи областного центра Нижне-Амурской области


Чуть от центра


«Гламур» в Николаевске – химическое сочетание


Свечение проводов


Порой дома занесены по самую макушку. Ул. Сибирская оправдывает свое название


Здесь образовался целую горную систему (для сравнение джип)


Городская площадь – Районный дом культуры и гостиница «Север» - в прошлом городской плац


Свидетель славного прошлого




Памятник Невельскому на набережной


Памятник памяти, павших в годы Гражданской войны



А за ним две совсем молодые девчонки выпивают.

Вообще пьяни в городе много. Более всего меня смущала подвыпившая гопота, одетая в темные спортивные костюмы, трико с лампасами и шапки-ушанки. Ее я благоразумно не стал фотографировать.

Набережная завалена снегом


Живописно


Снег тает, образуя феерический микрорельеф в южном направлении


Закат на набережной


Николаевск – советский город


Тротуары на Советской. Почистили бульдозером после чего с тротуара на тротуар надо карабкаться как по горам.


Снега до дворах


Фотоальбом «На Амуре вечером»

Амурские дали


Лестница к реке превратилась в горку на санок


Замершие волны


Закат


Амур на закате



Фотоальбом «Красное-Чныррах»
Несколько фотографий из поездки от Николаевска до сел Красное и Чныррах. Места эти интереснейшие, как видами так и системами обороны Николаевска. Виды Амура мы увидели, а вот крепость оказалась в непролазных снегах.

Дороги Приамурья


Амур-Батюшка – ширина 7 км!!!


Устье Амура – справа мыс. Пронге, слева мыс. Чабах


Вид на с. Чныррах, Амур и г. Огоби (556 м)


Чныррах и сопки над ним. В них скрыта растительностью Чныррахская крепость.


Амур у села Красное – вдалеке Николаевск


Краткая история взлетов и падений
Рождение
1 августа 1850 г. – основание Николаевского поста Г.И. Невельским.
1850-1854 гг. – стагнация развития. Попытки Невельского активно развивать Николаевский пост не находили отклика в Петербурге
1855 – 1870 гг. – столица.
Прибытие первых сплавов по Амуру. В 1856 г – статус города, в 1858 г. – областной центр. Население выросло до 7 тыс. чел. В городе открыт краеведческий музей, морское училище, библиотека и пр. Невельской рассвета города так и не увидел, т.к. его в 1855 г. Муравьев-Амурский «ушел» с должности.
Под управлением Николаевска-на-Амуре находился весь Дальний Восток Российской империи – 1,8 млн км2 – от Чукотки до Приморья. Правда это были только осваиваемые территории и сохрани Николаевск статус в течении долго времени он был бы интереснейшим городом на востоке страны.
1870-1890 гг. – падение. Как и предсказывал Г.И. Невельской потенциально более выгодным было положение у южных гаваней (Владивосток) и при слиянии Уссури и Амура (Хабаровск). Колонизация Приморья и Приамурья привела к активному развитию Владивостока и переноса туда военно-административного центра в 1870 г., и Хабаровки, которая в 1880 г. отобрала у Николаевска роль областного центра. После чего город впал в депрессию и население его к началу 1890-х гг. сократилось до 1000 чел. Именно таким его застал А.П. Чехов, проезжая на Сахалин и нелестно отозвался.
1890-1910 – е гг. – золотой век.
Промышленное освоение россыпного золота (его также еще в 1850-е гг. открыла Амурская экспедиция Невельского) породила в Приамурье золотую лихорадку и вновь вызвала к жизни Николаевск. За золотом подтянулась рыбная промышленность и судостроение. А далее образование и культура. Население города к 1914 г. выросло до 15 тыс. чел и город стал центром Сахалинской области.
1920-е гг. – взлеты и падения.
Гражданская война закончилась для города трагедией – красные партизаны под руководством Тряпицына в 1920 году сожгли город дотла. Осталось не более десятка зданий, что определяет бедность историко-архитектурного наследия города.
В связи с фактически разрушением города в 1922 г. он теряет статус областного центра.
Советская власть, тем не менее понимая выгоды положения города активно вкладывает его морскую составляющую, отрывая в нем порто-франко, развивая судостроение.
1934-1956 гг. – и снова областной центр.
Еще в 1926 г. Николаевск назначается вновь центром Николаевского округа Приморской губернии охватывающей почти весь центр и север современного Хабаровского края и площадь в 560 тыс. кв.км. В 1934 г. создается почти в границах Николаевского округа новая Нижне-Амурская область. В Николаевске открывается в 1937 г. театр, областной краеведческий музей. В годы войны активного развивается судостроение и судоремонт, создается аэропорт.
К моменту лишения статуса областного центра в Николаевске живет около 30 тыс. чел.
1956 – 1980 – е гг. – организационный центр Нижнего Амура и Охотского бассейна.
Несмотря на потерю статуса областного центра экономическое развитие города продолжилось. В 1960 г. был пущен судостроительный завод, в 1973 г. – Николаевская ТЭЦ, рассчитанная на большой город, в 1985 г. – домостроительный комбинат. Культурная жизнь видимо затихла, т.к. уже и театра не стало, и вузов.
1990-2000-е гг. – свободное падение.
Индустриализация без наземной связи с обитаемой частью страны сразу же привела к краху городской экономики. Крупное судостроение оказалось нерентабельным, а в 2000-е гг. и лесной комплекс пришел в упадок из-за перемещения центра лесоэкспорта в незамерзающие порты Ванино-Совгавань – где есть железная дорога и Де Кастри – автодорога. Съежился морской порт, стали не нужны базы по снабжению «северов»; затих аэропорт (сейчас в аэропорту на ходу только 1 вертолет, 2 Як-40 и 1 Ан-26 и это на весь север Хабаровского края – 500 тыс. км2; новую ВПП строят уже 20 лет и из рейсов сохранились только ежедневный до Хабаровска и через день в Охотск, а также раз в 2 недели в Тугур, Аян и Нелькан, а раньше был рейс Николаевск-на-Амуре – Абакан!!!).
Депрессия выражается в сильнейшем оттоке населения – максимальном в Хабаровском крае, особенно во второй половине 2000-х гг. и визуальной деградации остающихся жителей. При этом есть в городе и приличные кафе и приличные магазины и интересные позитивные люди.
Конечно, нельзя сказать, что последние 20 лет не имели вообще позитивных моментов в городской истории. В 2002 г. был открыт храм Св. Николая, который имеет в целом приятные размеры и архитектуру и удачно завершает улицу Ленина, которая заканчивается другим концом у памятника Невельскому на берегу Амура.
В 2008 г. в город пришел газ и Николаевская ТЭЦ перестала посыпать город «пеплом». В середине 2000-х гг., стал возможным практически круглогодичный проезд на автотранспорте по автодороге Хабаровск-Селихино-Николаевск, что значительно улучшило снабжение города в зимний период и дало возможность организовать пассажирское сообщение в 3 раза дешевле самолета. Правда, одновременно фактически прекратилось сообщение по Амуру, что жаль.


Архитектурно-планировочная организация города
Николаевск-на-Амуре возник у мыса Куегда как военный пост. Сейчас практически вся прибрежная зона и сам мыс – портово-складская зона, территория бывшего судостроительного завода и ТЭЦ. Жилая часть города фактически начинается к северу от ул. Советской, которая на 6 км тенятся с запада на восток и считается главной в городе. Именно на ней находятся редкие памятники архитектуры, приятная высокая набережная, администрация города и района и заводоуправление ССРЗ.
Планировка города открытая, прямоугольная, что позволяет легко ориентироваться. Город расположен на легко наклоненной с севера на юг равнине. И с севера ограничен сопками высотой до 300 метров. Городской доминантой выступают две трубы ТЭЦ, высотой около 100 метров.

Николаевск-на-Амуре.Вид от спортивной базы «Салют» - приятное место для катания на лыжах и санках


Застройка в центре преимущественно пятиэтажная 1970-80-х гг. Есть 4 жилых девятиэтажных здания. Отчего город выглядит больше, чем на свои 24 тыс. жителей. Окраины заняты индивидуальной жилой застройкой с большими участками огородов.
Особенностью является низкий уровень озеленения. Кроме парка культуры и отдыха и сквера на набережной остальные районы оставляют ощущение пустынных. Одинокие пятиэтажки и пустынно широкие улицы в частном секторе. Промышленная застройка – прибрежные районы и восточные окраины. На территории города к западу от реки Камора, также находится аэропорт, две бывшие деревни (Сергеевка и Русская Камора), и дачные участки.
Судя по внешне хаотично расставленным пятиэтажкам 1980-х гг. видимо планировалось полностью снести деревянно-барачный город и застроить его крупными микрорайонами 5-9-ти этажной застройки. Реконструкция города началась одновременно во всех частях города и видимо грозила ему полным переустройством к 2000 году и населением в 80-100 тыс. чел. Но Советский Союз, а позже и Николаевский судостроительный завод кончились, оставив реконструкцию города на самом взлете. Стройки застыли, превратив городскую ткань в невнятную смесь недостроенных микрорайонов и недоснесенного частного сектора и довоенных бараков. Даже сеть улиц стала фрагментарной. От удобной прямоугольной сети старого города перешли к системе тупиков и хаотичных проездов в микрорайонах.
Николаевск-на-Амуре почти 100 лет был почти столичных, исключительным городом, что выражалось в целом крупных и разнообразных зданиях от эпохи модерна и эклектики, до конструктивизма и сталинского ампира. Судя по фотографиям 1920-30-х гг. город выглядел целым, добротным, со своими слободами и поселками, с выраженным центром. Но в 1970-х гг. с одной стороны рост населения и экономики, количественное перерождение и одновременно деградация качества застройки. Благоустроенные хрущевки, Николаевская ТЭЦ дали жителям качество в квартирах, но город от напрочь однотипных зданий сразу же поблек. И сейчас по отдельным зданиям можно только догадываться и умозрительно реконструировать Николаевск доиндустриального прошлого.
Но и Индустриальный Николаевск умер, оставив остовы корпусов Домостроительного комбината и особенно гигантские стапеля судостроительного завода. Только две трубы ТЭЦ, как трубы парохода кажутся, что тянут город в светлое будущее.
И даже если оно наступит, будет реанимирована экономика и вновь пойдет рост города, то сделать Николаевск приятным и комфортным будет значительно сложнее из-за разрушения центра города в 1970-80-х гг. Хабаровск и Благовещенск, возникшие и развивавшиеся до революции темпами сравнимыми с Николаевском сохранили приятные исторические районы города. Думаю, что вероятно о привлекательности Николаевска, как культурно-туристического и исторического города в советские годы не задумывались, как во многих других городах России.
Подлинно приятным местом является только небольшая набережная по ул. Советской, где сосредоточено около десятка памятников и монументов, подтверждающий исключительный статус города.


Вместо заключения. Думы о будущем
Думая над историей города, его взлетами и падениями представляется, что это еще не последний упадок города и вновь будет расти. Последние 20 лет он мучительно свыкается со статусом заштатного городка, и это тяжело особенно для бывшего портового города, где масштаб людей был общемировой. Николаевск конечно велик для своего нынешнего Николаевского района, где полтора десятка деревень и только одно предприятие ГОК в Многовершинном. А потому он вновь войдет в равновесное состояние, когда население сократится до 10-15 тыс. человек, останутся те, кто знает и умеет зарабатывать опять фактически на натуральной экономике – рыба, охота, немного лес, золото. Но еще и останется раскуроченный и испорченный хрущевками центр города.
История Николаевска показывает, что при должной государственной политике потенциал места позволяет здесь иметь и крупный город и организовывать/управлять колоссальной территорией, но саморазвитие города (как например Хабаровска, также перешедшего к постиндустриальной экономике), удаленного от наземных транспортных путей не получается. А это значит, что правы районные депутаты, что без железной и автомобильной дороги, говорить об индустриально-инфраструктурном развитии Николаевска бессмысленно. В то, что РЖД построит в ближайшие 20-30 лет мост на Сахалин и тем более ответвление в Николаевск и мост через 5-тикилометровый Амур мне не верится. Наблюдая за тем, как активно вкладывают государственные средства во Владивосток и без того богатый город, видишь за этими «мостами на остров Русский» и недоинвестирование в другие города Дальнего Востока, видишь нищий Николаевск, и заброшенный БАМ. Оснований для изменения сугубо точечной политики развития на Дальнем Востоке (Владивосток, Хабаровск, север Сахалина) увы, нет, чтобы не декларировала «Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года». Вытекает вывод, что Николаевску стоит рассчитывать только на свои силы и ресурсы. Вывод грустный, но он реалистичный для большей части малых и средних городов нашей страны (и для Георгиевска такой же, о чем я еще больше переживаю). Своих сил и ресурсов хватит на небольшой город с населением до 10 тыс человек, где хотелось бы помимо натуральной экономики видеть еще и попытки восстановления славной истории (Чныррахская крепость, укрепрайоны устья Амура, музей, отдельные здания, набережная). Конечно, Николаевск далек от туристических маршрутов, но ресурсы для туризма у него есть, т.к. людей с мировыми именами, мировая история (Крымская война, Первая мировая война) разыгрывалась и в этом городе и в этом плане крайне мало городов на Дальнем Востоке, которые имеют такой багаж прошлого в дополнении с величественным Амуром и сурово-торжественной природой (только Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский), но это все крупные города. А потому устойчивое развитие Николаевск-на-Амуре в среднесрочной перспективе видится в постиндустриальном развитии, для которого хватит современного аэропорта, теплохода и автодороги до Хабаровска. Одновременно, я думаю, что такая временная и вынужденная из-за невнимания государства к Дальнему Востоку «консервация» потенциала и положения города продлится не больше нескольких десятилетий. А потом опять будет рост. Потенциал территориальных возможностей города позволяет отстроить здесь город с миллионным населением. Конечно, в эпоху когда мир вступает в период суженного воспроизводства важна не количество, а качество населения и, соответственно, городской среды, и оттого миллион жителей в Николаевск – это скорее ресурс территории, но не отдаленная реальность. Которую вижу в достаточно крупном, сбалансированном городе управляющем севером Хабаровского края, Сахалина и бассейна Охотского моря.



Николаевск-на-Амуре – Хабаровск - Москва, 26 - 28.03.2010

Рекомендую:
Историко-краеведческий сайт «Цитадель» http://www.nikoladm.ru/citadel/index.htm
Книги Н.Задорнова, А.И.Алексеева и Г.И. Невельского
Tags: Хабаровский край, география, города, градостроительство, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments