?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Угрешская ривьера

(публикую материалы своей статьи в последнем номере газеты "Открытая линия". Угроза разрушения карьеров настолько велика, что приветскую кросс-пост данной статьи)

«Угрешская ривьера»
Концепция рекреационной зоны в г. Дзержинский





Предисловие
Современное состояние городского карьера проблема сложная, наболевшая. Задача обустройства карьера – комплексная. Как при любом другом крупном объекте начальной стадией его осуществления является градостроительная концепция. Представляю вашему вниманию свое видение развития городского карьера и прилегающих к нему территорий.
Хочется надеяться, что правовые и экономические препоны, препятствующие осуществлению предлагаемой концепции все-таки преодолимы. Благоустройство городского карьера задача не одного года, а целого десятилетия, и не одного человека или команды, а всего городского сообщества. Вместе с тем ее реализация даст серьезный импульс к развитию города, изменению его имиджа и росту качества жизни в нашем городе.
В своей статье хочу поделиться основными положениями концепции: задачи создания «Угрешской ривьеры», преимущества и угрозы ее осуществления, ключевые объекты и схему расположения объектов.



Основная идея Концепции – создание всесезонного парка активного отдыха для всей семьи на базе Городского карьера и прилегающих территорий в г. Дзержинский Московской области.
Цели Концепции:
• формирование качественной городской среды в г. Дзержинский,
• комплексное использование и развитие городской территории,
• создание отсутствующих в городе объектов сферы услуг,
• повышение уровня культуры и здоровья населения, формирование культуры здорового образа жизни,
• пополнение муниципального бюджета,
• содействие развитию малого и среднего бизнеса, занятости населения города.

Городской карьер – перспективы и ограничения.
Наш карьер обладает рядом исключительных характеристик, свидетельствующих в пользу его рекреационного использования. И одновременно существует целый ряд внешних угроз и внутренних недостатков, ставящих под вопрос любую возможность его благоустройства. В течении последних 10 лет пятикилометровая полоса вдоль МКАДа подверглась значительной застройке складскими, торговыми, жилыми зданиями. Городской карьер и прилегающая территория одни из немногих резервных территорий для градостроительного освоения и сейчас крайне актуально какой вид использования его будет выбран: рекреационный или индустриальный.

Преимущества и потенциалы городского карьера:
 уникальные («белый кварцевый песок» юрского периода) и редкие для столичного региона рекреационные ресурсы - «карельский пейзаж»: голубая прозрачная вода карьеров, песчаные склоны с валунами, сосновый лес.
 один из немногих в радиусе 20 км от центра Москвы и часовой доступности общественным транспортом крупный водный объект с низким уровнем фонового загрязнения и сочетанием рекреационных факторов (крупный водоем, песчаный берег, сосновый лес).
 в 2 км от карьера расположен крупнейший ТРК Европы «Мега – Белая Дача», привлекающая покупателей со всего юга, юга-востока, востока Москвы и ближнего Замкадья, и «Угрешская ривьера» может быть рекреационным дополнением к шопингу.

Недостатки и угрозы:
 близлежащая свалка на месте карьера в Котельниках с перспективой быть застроенной промышленными предприятиями в непосредственной близости от карьера.
 неразвитость транспортной инфраструктуры. Двуполостные Дзержинское шоссе и ул. Энергетиков не могут полностью обеспечить проезд транспорта на МКАД.
 промышленный имидж Дзержинского. ТЭЦ-22, промзона Котельников и МНПЗ в Капотне являются как источником выбросов, так и непривлекательными доминантами, открывающимися на небосклоне.
 Земельно-правовой вопрос. Карьер расположен поровну на территории двух муниципальных образований – г. Дзержинский и г. Котельники. При этом создание рекреационной инфраструктуры целесообразно только со стороны Дзержинского. Одновременно земельные участники потенциальной рекреационной зоны принадлежат разным собственникам.
 Городской карьер – промышленное предприятие. Сейчас карьеры вообще не фигурируют как рекреационная зона. На территории карьера оперирует ОАО «Люберецкий ГОК» и не планирует в ближайшей перспективе прекращать свою деятельность. Ежеквартальный отчет за 1 квартал 2010 г. ОАО «Люберецкий ГОК» http://www.l-gok1930.ru/blog/9/ свидетельствует о сокращении с 2006 г. рентабельности производства песка ввиду сокращения запасов, а с 2009 г. вообще в нерентабельности его производства. Относительно небольшой штат занятых в ГОКе (92 чел) в случае перепрофилирования предприятия не являются критически значимой цифрой для рынка труда. Вместе с тем ЛГОК зарегистрирован в г. Котельники, которые отнюдь не стремятся к благоустройству городского карьера ввиду его удаленности от основных жилых массивов города. Вполне логично, что «белый» песок является товаром, а не местом для рекреации.
 высокая антропогенная нагрузка «диких» отдыхающих с каждым новым летним сезоном ведет к ускорению разрушения рекреационного потенциала карьера.

Свалка versus Пляж.
Для иллюстрации угроз приведу немного простой арифметики, основанной только на информации космоснимков и визуального осмотра. Массив «белого кварцевого песка» имеет размеры 300 м на 100 м на 10 м. Итого 780000 тонн, что в переводе на цену кварцевого песка продаваемого ныне Люберецким ГОКов составляет ок. 1,9 млрд. руб. Если ввести стоимость единовременного посещения пляжа на песке в 100 руб., то надо дать позагорать на «белом песочке» почти 20 млн человек, чтобы окупить его. За сезон при должном PR-е на белом песке и без ущерба экологии можно дать отдохнуть 30-50 тыс. чел. И, следовательно, потребуется 500 лет, чтобы заработать 2 млрд. руб. Такой вариант использования рекреационного песка, естественно, не может быть альтернативой прямой продаже оного. Иначе говоря, продажа песка ведет к безвозвратной потере рекреационного потенциала карьера. Аналогично и с основным карьером. На его территории можно складировать мусора на несколько миллиардов рублей. Вполне закономерно, что любое рекреационное использование территории позволит заработать аналогичные суммы за многие годы. И оттого продажа песка и засыпка карьера строительным мусором финансово выгодней.
На проходившей в начале июля 2010 г. в Москве всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи Московский государственный горный университет представил проект «Инженерно-геологическое обоснование применения коммунальных отходов для рекультивации Люберецкого ГОКа». Вероятно, не случайно появился такой проект, и риск засыпки карьера существует и наиболее опасен.
Невыгодность отдельных элементов рекреационной зоны (аренопарк, пляж) может быть компенсирована коммерческой выгодой от создания других объектов – аквапарка, жилья, гостинично-делового центра. И, следовательно, требуется включение в единый комплекс всех частей рекреационной зоны для получения общего положительного финансового эффекта.

«Угрешская ривьера» - ключевые объекты
«Угрешская ривьера» будет включать ряд тематических объектов:
1. Аренопарк
2. Фан-парк
3. Крытый аквапарк
4. Верхний парк с набережной
5. Rue de cafe
6. Городской пляж
7. Парк аттракционов
8. Многофункциональный комплекс ФЭД-Tower
9. Туристический трамвай
10. Спортивный городок
11. Образовательный комплекс
12. Микрорайон «Лазурный берег»
13. Парк неспешных прогулок
14. Транспортно-коммунальный комплекс
«Аренопарк». Площадь – 3 га, единовременная емкость – 500 чел. Рекреационный ресурс – белый кварцевый песок. Основное предназначение – загорание, прогревание песком, детская игра, пляжный волейбол.
Фан-парк. Площадь – 2 га. Ресурс – естественный склон карьера. Перепад высот позволяет создать зону активных аттракционов по модели фан-парка «Бобровый лог» в Красноярске, в т.ч. «зорбинг», «родельбан», «зипрайдер», «высотный город», «скалодром», «тарзанка». В зимнее время склон продолжит использоваться как горнолыжная трасса.
Аквапарк. Площадь (крытой части) – 3000-5000 м2. Крытый аквапарк с широким набором горок и бассейнов позволит иметь круглый год доступ к активному водному отдыху. Трансформируемый, открывающийся фасад на карьер позволит в летний период увеличить территорию аквапарка. В отличие от близлежащего аквапарка «Фэнтези» в районе Марьино, расположение аквапарка в комплексе других объектов активного отдыха позволит более разнообразно провести время.
Верхний парк с набережной. Поскольку в Дзержинском фактически отсутствует парк культуры и отдыха, то территория между ул. Угрешская и кромкой карьера призвана стать открытым парком с видовой набережной, беседками, дорожками для велосипедистов, площадками для скейтборда, цветниками и местами для самодеятельности населения.
Rue de cafe – представляет собой второй уровень набережной с рядом объектов общественного питания (кафе, рестораны) и обслуживания населения (тир, аттракционы и т.п.).
Городской пляж. Благоустроенный пляж на берегу южном берегу карьера единовременной емкостью в 5000 чел с площадками для волейбола, песчаных городков.
Парк аттракционов. Включает широкий набор детских аттракционов. 50-ти метровое Колесо обозрения позволит подняться над карьерами и Томилинским лесопарком и получить отличный вид на Дзержинский, большую часть Москвы и другие города Юго-Восточного Замкадья. Лодочная станция и пункт проката велосипедов позволит использовать просторы карьеров и лесопарка.

Многофункциональный комплекс «ФЭД-Tower». 28-тиэтажный многофункциональный комплекс призван стать удобным местом для проведения конференций, тим-билдингов, деловых встреч, тренингов, сочетая в себе все преимущества одновременно и Москвы и Подмосковья для подобного рода мероприятий. Также здесь следует разместить офисы и гостиничные номера. Интеграция с Аквапарком, фан-парком и Rue de Сafe, позволит значительно разнообразить набор услуг комплекса. Многоярусная парковка и станция трамвая повысить транспортную доступность комплекса. Выразительный архитектурный силуэт здания и значительная высота станет привлекательной доминантой города и ориентиром для потенциальных посетителей «Угрешской ривьеры» со стороны МКАДа и МЕГИ «Белая дача». Комплексы подобно ФЭД-Tower не исключения для Подмосковья. Настоящее время завершается строительство 27-миэтажного комплекса «Звездный» в г. Щелково, возводится «Кантри Парк – 3» в г. Химки с конгресс-холлом на берегу пруда, бизнес-центр «Статус» в г. Королеве.

Курортный трамвай. Поскольку рекреационная зона «Угрешской ривьеры» должна протянуться на расстояние более 2-х километров, то в целях доступного передвижения между разными тематическими зонами предлагается обустройство современного низкопольного трамвая. В большинстве небольших городов трамвай сам по себе является важным туристическим объектом, придающим городу налет благородства и исключительности и пользуется спросом у населения и отдыхающих (например: трамваи в подмосковных Коломне и Ногинске, в Пятигорске, в Феодосии, в Осинниках, в Усолье-Сибирском). Концепция предлагает провести 2-х километровую трамвайную линию от микрорайона «Лазурный берег» то зоны парковок по верхнему парку вдоль ул. Угрешская. Он может также использоваться для пассажирских перевозок жителей микрорайона 4а в сторону центра города.
В перспективе видится развитие трамвайной сети за счет строительства полуторакилометровой линии «Пляж – пл. Святителя Николая» по ул. Поклонной, через пл. Дмитрия Донского и далее вдоль школы №1 и сквера Победы. И 2,5 километровой линии до МЕГА «Белая дача» через микрорайоны г. Котельники «Силикат» и «Южный». Подобного рода трамвайная система открыла бы удобный доступ для большей части населения Дзержинского и Котельников к важнейшим туристско-рекреационным местам (Николо-Угрешский монастырь, Угрешская ривьера и Лесной карьер) и торговым центрам (МЕГА, городской рынок). А в дальнейшем со строительством возле МЕГИ «Белая дача» станции метро, отмеченной в прогнозном плане развития Московского метрополитена, подключение к столичной подземке.

Микрорайон «Лазурный берег». Реализация проекта по созданию «Угрешской ривьеры» будет иметь большую привлекательность для потенциальных инвесторов в случае строительства коммерческого жилья бизнес-класса. Размещение нескольких высотных жилых комплексов в центре «Угрешской ривьеры» в окружении высококачественной городской средой и благоприятным природным окружением определит привлекательность микрорайона как места жительства в ближнем пригороде. Всего предлагается строительство 4-х 17-тиэтажных здания и 3-х 25-тиэтажных здания общей площадью 200000 м2, для 6-7 тыс. человек Повышенная высотность комплекса оправдывается общим характером застройки микрорайона 4а и динамичными выразительными силуэтами башен.

Спортивный городок. Комплекс из футбольного стадиона на 2 тыс. мест, одна из трибун которого является естественным склоном карьера и нескольких плоскостных сооружений позволит проводить соревнования.

Образовательный комплекс. Устойчивое развитие «Угрешской ривьеры» и города в целом невозможно без воспроизводства знаний и культуры. Образовательный комплекс будет включать среднюю школу на 1500 мест для жителей микрорайонов 4а и «Лазурный берег» и спортивно-экологический центр (возможно интегрированный с филиалом университета «Дубна»). Центр призван распространять знания и прививать культуру здорового образа жизни, бережного отношения к природе. Средой взаимодействия разных групп городского сообщества.

Парк неспешных прогулок. Предлагается разместить на северном берегу карьера и островах карьера. Интенсивное занятие спортом и активный отдых требует и расслабления и созерцания. Для чего предлагается создать парк неспешных прогулок с беседками, видовыми площадками. Парк ориентирован на пенсионеров и прогулки с детьми и животными.

Транспортно-коммунальный комплекс. Существующий комплекс парковочных мест необходимо дополнить набором объектов инженерно-коммунального характера, обеспечивающих жизнедеятельность объектов «Угрешской ривьеры».

Управлением «Угрешской ривьеры» может заниматься Агентство развития Угрешской ривьеры в форме ЗАО с участием как муниципалитета, так и частных компаний на принципах государственно-частного партнерства с широким привлечением инициатив населения.
Ввиду ограниченной территориальной и экологической емкости ряда объектов их посещение должно быть ограниченным, отдельных объектов платным. Сохранение ландшафтов является базовым условием долгосрочного существование рекреационной зоны, требующее прекращение неконтролируемого доступа граждан с продуктами и пр. на территорию ряда объектов.

ИТОГО
«Угрешская ривьера» не является некой уникальной Концепцией. Успешно реализованные проекты крупных рекреационных зоны отдыха существуют на черноморском побережье Кавказа, в Крыму, пригородах европейских столиц и многих крупных городов развитых стран, например, «Портавентура» в Каталонии или «Дельфин» возле Туапсе. При определенном желании и договоренности разных лиц, в чьих сферах интересов ныне находится городской карьер вполне возможно в течение 4-5 лет создать территорию цивилизованного и доступного для дзержинцев активного жизни, отдыха и образования и точку роста городской экономики. Но возможно ли договориться тем, кому сейчас карьер принадлежит? Вряд ли. Однако надеюсь, что объединившись активная часть городского сообщества сможет отстоять карьеры от нашествия диких мАсквичей и засыпки его мусором.

Comments

kostaki
Jul. 24th, 2010 11:24 am (UTC)
По-моему, не хватает сюжета про маркетинг "рынка карьеров и озер" во всем региончике, в котором есть еще Люберецкие карьеры (Большой, Малый), Волкуша, Красково, Коренево, Косинское озеро и т.п.
mingitau
Jul. 24th, 2010 03:05 pm (UTC)
Согласен. Волкуша сейчас при разумном маркетинге может обойти наши карьеры, т.к. в Лыткарино убирают пляж и не пускают на него автомобили. Мы с женой предпочитаем час прогулки по лесу до Волкуши, чем "загаженные" машинами и мусором карьеры Дзержинского. Другие карьеры не конкуренты - они меньше, глуше и у них нет территорий, где можно было бы поднять рекреационную зону.
Я бы в далекой перпективе пустил бы скоростной трамвай от нас через лес, Волкушу в Лыткарино и связал бы его с через МЕГУ Белая дача с московским метро. У Лыткарино появился бы выход населению из города, а по пойме не стали бы строить автотрассу Лыткарино-МКАД.
В Дзержинском народ подобно защитникам Химкинского леса будет бунтовать против строительства на пойме.
privalovsky
Aug. 3rd, 2010 04:00 pm (UTC)
Нормально. Как ездить работать к нам в Москву - так пожайлуйста. А как к вам в область отдыхать - вы против. Комплекс лимитчика.
mingitau
Aug. 3rd, 2010 06:20 pm (UTC)
Леша, не обижайся. Я не против культурных людей (москвичей) отдыхающих в нашем городе, но увы из Москвы больше едет диких мАсквичей - именно тех лимитчиков без стыда и совести.
Работать езжу в офис. был бы он в Дзержинском с удовольствием не ездил бы. И работаю по проектам вне Москвы и Московской области.
moskvitianin
Aug. 9th, 2010 05:42 pm (UTC)
"Дикие мАсквичи" вообще-то родились не в Москве и называются "понаехавшие".

mingitau
Aug. 13th, 2010 10:18 am (UTC)
не совсем так.. и среди неуроженцев Москвы есть и мОсквичи и мАсквичи, и среди уроженцев... Однако зависимость от длительности проживания рода и принадлежности к мО/Асквичам вероятно прямая, т.е. чем больше поколений в семье родилось и прожило в Москве, тем человек с большей вероятностью является мОсквичом.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner