?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В недавней поездке в Старую Руссу купил и прочел занимательную книгу «Иллюстрированный историко-статистический очерк г. Старая Русса и Старорусского уезда» - репринтное издание 1885 г.

Старая Русса. Вознесенский собор.



Автор М.И. Полянский в существовавшей в те времена традиции дает полный исторический, статистический, географический, экономический обзор жизни города. Особенно подробно разобрана история города. Настоящее также многогранно. При всех оговорках на низкую культуру населения, уровень благоустройства и пр. мы находим Старую Руссу в кон. XIX в. достаточно динамично развивающимся городом, где есть Дворянское собрание, появился недавно первый театр, водопровод, канализация, парк, библиотека, музей.

125 лет спустя кажется, что именно тогда и был рассвет города, т.к. содержательно ничего кроме стандартных хрущевок в существующем контуре застройки не появилось. Краеведческий музей, созданный в прекраснейшем комплексе Спасо-Преображенского монастыря, один из скучнейших нафталиновых заведений, где экспозиции касаются археологических находок XII-XIV в. и немного старинных фото нач. ХХ в. В книге же музей описанный словами, история в динамике без разрывов, позволяющая хотя бы немного ощутить судьбу города. А она у Старой Руссы не завидная. Будучи бесспорно одним из древнейших городов на Руси, от которой и берет свое название (жителей города называют – «рушане»), Старой Руссе как-то фатально не повезло. Город многократно сжигали дотла и он вновь восстанавливался на новом месте. В книге сказано как минимум о 20 полных разорениях города. Мне даже любопытно стало – есть ли другие такие города в России, которые с завидной частотой и упорством «корчевали», а они снова «прорастали»? М.б. Смоленск, Дорогобуж?
Взамен участи разрушения Бог даровал и энергию Старой Руссе – красивые реки, природную соль, минеральные воды, Ф.М.Достоевского, которые на разных исторических этапа поднимали и привлекали к городу, да и состоятельные горожане до 1917 г. активно вкладывали деньги в украшение города новыми храмами, красивыми домами и пр. Особенно сильно город пострадал в Великую Отечественную, когда почти 2,5 года фронт проходит практически по городу и он находился в руках фашистов. После войны город не восстановили по-старому, насытив центр безликими хрущевками, хотя пару самых главных улиц украсили вполне неплохие провинциальные сталинки.

Одним из тех «супостатов», что сожгли Старую Руссу до тла был св.бл. князь Дмитрий Донской. В 1386 г. пошел он походом на Новгород и по традиции, существовавшей тогда у московских князей, ограбил и далее сжег Старую Руссу. Какой молодец? Памятник ему стоит на центральной площади Дзержинского и он тут воспринимается как герой, Русская Православная церковь его прославляет, а вот для одного конкретного города он рядовой террорист а-ля Шамиль Басаев для Буденновска – налетел, поубивал, сжег. Мне можно возразить, что дескать Дмитрий Донской объединял земли вокруг Москвы, но Москва то при этом чинила дикий террор по отношению к другим русским городам, и нынешнее 466 место Старой Руссы в рейтинге городов России следствие в т.ч. и того террора. В средневековье конечно понятия о самоценности города не существовало, и поведение Донского на новгородской земле было вполне обычным. Вспомнить хотя бы фильм «Андрей Рублев», где тверской князь навел татар в набег на Владимир. И в Твери Михаил Тверской воспринимается как ярчайшая фигура прошлого, святой покровитель города, обладатель конной статуи в центре города (при нем формально Тверь была стольным городом на Руси c 1305 г. по 1327 г.), а во Владимире погибли бесценные фрески. Михаил Тверской, равно как и другой Великий тверской князь Михаил Александрович, с которым воевал Дмитрий Иванович Донской – все канонизированы. Если бы не Дмитрий Донской, то м.б. Тверь была бы ныне столицей, а не Москва.

Дзержинский. Памятник Дмитрию Донскому.


К чему я это говорю, а к тому, что прославление дикаря и убийцы, который при этом выиграл битву на Куликовом поле, не красит нашу церковь, которая построила первый в стране храм в его честь на центральной площади нашего города. Памятник пусть стоит. Они с Ф.Э. Дзержинским оба хороши были, но превозносить их кощунственно. При этом я понимаю, что и в Дзержинском вряд ли есть хоть один прямой потомок первых монахов устроителей монастыря в 14 в. и в Старой Руссе также вряд ли найдется рушанин, чей род пострадал от набега Дмитрия Донского. Второе – что возведение в абсолют благодетели сомнительных исторических личностей типа Дмитрия Донского также порочно, особенно в нашем городе. Если хоть какое-то доказательство причастности Донского к городу, кроме легенды о явлении Николая Угодника и «угревания» Донского? Первое письменное упоминание (согласно «Энциклопеции Угреши») в летописи угрешской обители стоит за 1443 г, а раньше что было? И то оно сомнительно. Есть ли хотя бы археологические свидетельства существования монастыря в 14 в.? На все мои вопросы ответ вероятно отрицательный, а потому на каком основании, кроме мифического Дмитрий Донской стоит на площади? Быть может продуктивней строить историю города о реальных персонажей, послуживших на благо города (Жукова, Бондарева и пр.)? Однако это все-таки люди ограниченного масштаба и самым позитивным героем-брендом города может служить Николай Угодник.

Возвращаясь к Старой Руссе стоит сказать, что ныне город небольшой, приятный, спокойный с милым музеем Ф.М.Достоевского, набережных рек Полисть и Перерытица и самое главное курортом со старинным парком и фонтаном минеральной воды. Приезжайте в Старую Руссу!!!

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner