Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Category:

О Старой Руссе и о Дмитрии Донском

В недавней поездке в Старую Руссу купил и прочел занимательную книгу «Иллюстрированный историко-статистический очерк г. Старая Русса и Старорусского уезда» - репринтное издание 1885 г.

Старая Русса. Вознесенский собор.



Автор М.И. Полянский в существовавшей в те времена традиции дает полный исторический, статистический, географический, экономический обзор жизни города. Особенно подробно разобрана история города. Настоящее также многогранно. При всех оговорках на низкую культуру населения, уровень благоустройства и пр. мы находим Старую Руссу в кон. XIX в. достаточно динамично развивающимся городом, где есть Дворянское собрание, появился недавно первый театр, водопровод, канализация, парк, библиотека, музей.

125 лет спустя кажется, что именно тогда и был рассвет города, т.к. содержательно ничего кроме стандартных хрущевок в существующем контуре застройки не появилось. Краеведческий музей, созданный в прекраснейшем комплексе Спасо-Преображенского монастыря, один из скучнейших нафталиновых заведений, где экспозиции касаются археологических находок XII-XIV в. и немного старинных фото нач. ХХ в. В книге же музей описанный словами, история в динамике без разрывов, позволяющая хотя бы немного ощутить судьбу города. А она у Старой Руссы не завидная. Будучи бесспорно одним из древнейших городов на Руси, от которой и берет свое название (жителей города называют – «рушане»), Старой Руссе как-то фатально не повезло. Город многократно сжигали дотла и он вновь восстанавливался на новом месте. В книге сказано как минимум о 20 полных разорениях города. Мне даже любопытно стало – есть ли другие такие города в России, которые с завидной частотой и упорством «корчевали», а они снова «прорастали»? М.б. Смоленск, Дорогобуж?
Взамен участи разрушения Бог даровал и энергию Старой Руссе – красивые реки, природную соль, минеральные воды, Ф.М.Достоевского, которые на разных исторических этапа поднимали и привлекали к городу, да и состоятельные горожане до 1917 г. активно вкладывали деньги в украшение города новыми храмами, красивыми домами и пр. Особенно сильно город пострадал в Великую Отечественную, когда почти 2,5 года фронт проходит практически по городу и он находился в руках фашистов. После войны город не восстановили по-старому, насытив центр безликими хрущевками, хотя пару самых главных улиц украсили вполне неплохие провинциальные сталинки.

Одним из тех «супостатов», что сожгли Старую Руссу до тла был св.бл. князь Дмитрий Донской. В 1386 г. пошел он походом на Новгород и по традиции, существовавшей тогда у московских князей, ограбил и далее сжег Старую Руссу. Какой молодец? Памятник ему стоит на центральной площади Дзержинского и он тут воспринимается как герой, Русская Православная церковь его прославляет, а вот для одного конкретного города он рядовой террорист а-ля Шамиль Басаев для Буденновска – налетел, поубивал, сжег. Мне можно возразить, что дескать Дмитрий Донской объединял земли вокруг Москвы, но Москва то при этом чинила дикий террор по отношению к другим русским городам, и нынешнее 466 место Старой Руссы в рейтинге городов России следствие в т.ч. и того террора. В средневековье конечно понятия о самоценности города не существовало, и поведение Донского на новгородской земле было вполне обычным. Вспомнить хотя бы фильм «Андрей Рублев», где тверской князь навел татар в набег на Владимир. И в Твери Михаил Тверской воспринимается как ярчайшая фигура прошлого, святой покровитель города, обладатель конной статуи в центре города (при нем формально Тверь была стольным городом на Руси c 1305 г. по 1327 г.), а во Владимире погибли бесценные фрески. Михаил Тверской, равно как и другой Великий тверской князь Михаил Александрович, с которым воевал Дмитрий Иванович Донской – все канонизированы. Если бы не Дмитрий Донской, то м.б. Тверь была бы ныне столицей, а не Москва.

Дзержинский. Памятник Дмитрию Донскому.


К чему я это говорю, а к тому, что прославление дикаря и убийцы, который при этом выиграл битву на Куликовом поле, не красит нашу церковь, которая построила первый в стране храм в его честь на центральной площади нашего города. Памятник пусть стоит. Они с Ф.Э. Дзержинским оба хороши были, но превозносить их кощунственно. При этом я понимаю, что и в Дзержинском вряд ли есть хоть один прямой потомок первых монахов устроителей монастыря в 14 в. и в Старой Руссе также вряд ли найдется рушанин, чей род пострадал от набега Дмитрия Донского. Второе – что возведение в абсолют благодетели сомнительных исторических личностей типа Дмитрия Донского также порочно, особенно в нашем городе. Если хоть какое-то доказательство причастности Донского к городу, кроме легенды о явлении Николая Угодника и «угревания» Донского? Первое письменное упоминание (согласно «Энциклопеции Угреши») в летописи угрешской обители стоит за 1443 г, а раньше что было? И то оно сомнительно. Есть ли хотя бы археологические свидетельства существования монастыря в 14 в.? На все мои вопросы ответ вероятно отрицательный, а потому на каком основании, кроме мифического Дмитрий Донской стоит на площади? Быть может продуктивней строить историю города о реальных персонажей, послуживших на благо города (Жукова, Бондарева и пр.)? Однако это все-таки люди ограниченного масштаба и самым позитивным героем-брендом города может служить Николай Угодник.

Возвращаясь к Старой Руссе стоит сказать, что ныне город небольшой, приятный, спокойный с милым музеем Ф.М.Достоевского, набережных рек Полисть и Перерытица и самое главное курортом со старинным парком и фонтаном минеральной воды. Приезжайте в Старую Руссу!!!
Tags: Дзержинский, Новгородская область, литература, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments