Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

  • Music:

Собор Парижской Богоматери (Виктор Гюго)

Перед поездкой в Нальчик мой выбор в книжном магазине пал на роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» - вроде как на слуху произведение, а не читал. Быть может стыдно признаться в 26-ть лет, что не читал ранее роман, который для французов подобен нашему «Евгению Онегину», но не беда.
Поделюсь своими ощущениями. Сначала книга не пошла, уж больно мелкодетально вел Виктор Гюго вел повествование без «экшена», но страница за страницей я занятигивался в мир Парижа 1482 г. и начинал понимать зачем он столь детально формировал образ героев, образ места и собора. В 1831 г., когда был написан роман не существовало телевидения, Д. Камэрона и компьютерной графики, позволившей бы создать впечатляющую картину Парижа конца 15 в. Ее надо было формировать в воображении читателя.
И тут Гюго справился блестяще. Одна за другой он раскрывал передо мной почти документальные картины большого города. Периодически отвлекаясь от документалистики он переходил к рефлексии и оценкам с позиции своего 19 века. И тут он нашел во мне своего почитателя, ибо такие, такие книги мне более всего нравятся. Они формируют вкусы, запахи, звуки города. Гюго подлинно живописал нам Париж, заставил переживать, чувствовать…
И при этом мастер безмерно красиво вписал в среду художественную линию произведения – горбуна Квазимодо, танцовщицу Эсмеральду, капитала Феба, философа Гренуара, монаха Фролло и пр. Сюжет как сказка – изумрудный, романтичный, но, увы, печальный. Поведение героев постоянно на каком-то страдании и чудесном спасении (кроме как у Феба) оно кажется иррациональным для жителя 21 века. Но то был век 15-ый, когда могли за колдовство повесить свинью или козочку. До конца я не знал, чем закончится и даже не догадывался, переживал. И как жаль…
Осталась для меня лишь загадка – почему «Собор Пресвятой Богородицы»? Моя версия – для Гюго это квинтэссенция истории, культуры, архитектуры, религиозной и общественной жизни, самая суть Парижа. В начале 19 в. Собор хотели то ли снести, то ли перестроить и поставив его в центр книги высказал свою гражданскую позицию, постарался защитить и тем самым спас этот мировой памятник архитектуры и искусства. У французов хватило еще в 19 веке желания прислушаться к слову гения. А у нас сколько бездумно погибло памятников и не только при советах?!! Вспомнить только чудесное спасение Храма Покрова на Нерли, который в 19 в. чуть было не разобрали на кирпич.

В итоге несколько глубоких поклонов Виктору Гюго.
Первый – за яркий образ и вкус Парижа. Жду не дождусь встречи с этим городом. И точно знаю, что буду читать на башне Собора Пресвятой Богородицы.
Второй – за яркое, динамичное, энергичное произведение
Третий – за мысли и «беседу» про архитектуру, искусство и градостроительство
Четвертое – за рождение чувств. Я искренне опечалился смерти Квазимодо. Только к нему у меня возникло уважение и сочувствие.

Резюме – бесценное произведение.

P.S. Буду благодарен за совет свести с книгой по другим городам. Стамбул по Памуку, Париж по Гюго, Кунгур по Алексею Иванову, а кого почитать по Москве, Казани или Хабаровску?
Tags: литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments