Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:

Сюжет седьмой «О выборе модели управления Георгиевском и Георгиевским районом»



Ситуация во взаимоотношениях города и района у нас отчасти напоминает Москву и Московскую область. Вокруг Георгиевска, как и вокруг Москвы образовалось кольцо пригородных сел и станиц, которые активно растут. Одновременно не менявшиеся с 1931 г. границы Георгиевска в пределах которых застроены практически все территории начинают быть сдерживающим фактором для развития и городу необходимы новые территории для роста. Половина населения Георгиевского района проживает в пригородах, занято в городской экономике, и его развитие напрямую связано с экономическим самочувствием городского центра.
Моделей построения муниципального управления и административного деления возможно ключевых четыре. Название моделей восходит к теории управления на местном уровне.
1. Азиатская модель. Расширение границ города за счет включение в его состав пригородов (Незлобная, Подгорная, Краснокумское, Новый, Георгиевская, Шаумяновский) и георгиевского «мкада» - новой объездной дороги. В таком случае получается город-городской округ с населением 120 тыс. чел, земельные ресурсы которого при грамотной инвестиционной политике могут вывести его в ключевые экономические центры Северного Кавказе. Перейдя в статус «больших» городов Георгиевск может получить преференции в формировании бюджета, повысится вес города. Георгиевский район с остальными 6 сельскими поселениями будет иметь 40-50 тыс. жителей, а его администрация будет нацелена на решение не крупногородских и пригородных, а сельских вопросов. Такой вариант требует проведения референдума в пригородах и самом городе и, несмотря, на очевидные плюсы слабо реализуем на практике.
2. Европейская модель. Создание Совета Большого Георгиевска с сохранением современной системы административно-территориального деления. Администрации города, пригородных сел и станиц, представители крупного бизнеса и администрации Кавминвод формируют коллегиальный орган управления территорией Большого Георгиевска (Совет или Корпорации/Альянс/Ассоциация). Город и поселения при желании передают часть своих полномочий постоянно действующему подразделению Совета (Администрации Большого Георгиевска) в сфере транспорта и коммунальной инфраструктуры, экологии, градостроительства, инвестиционной политики. Деятельность Совета строится на проектной основе под решение конкретных задач. Возможность участия в Совете представителей бизнеса будет способствовать развитию частно-государственного партнерства и притока инвестиций в город, привлечение общественности (вузов, учреждений культуры, здравоохранения, сферы услуг) придаст Совету больше основательности и поддержки и у населения. Бюджет Большого Георгиевска формируется из средств бюджета города, района, края, сельских поселений и инвестиций частных компаний. Создание подобного рода Советов/Агенств/Корпораций – распространенная с конца XIX в. в Западной Европе и Северной Америке практика развития территорий состоящих из сросшихся друг с другом муниципалитетов, за которыми остается формальная независимость друг от друга. В России первым муниципалитетом реально продвинувшимся в сфере скоординированного развития со своими пригородами стал Красноярск, где было создана Корпорация развития Красноярской агломерации в форме ОАО (http://www.krsk2020.ru/ ) . О некой форме коллегиального управления задумалось и новое правительство Москвы и Московской области. Повторюсь, что в Европе – Советы и Корпорации – это реалии не только больших городов, но и городов сравнимых с нашим Георгиевском (Об этом предыдущий сюжет). Эта модель также предполагает сохранение прямых выборов мэра города, городского совета депутатов и глав сельских поселений.
Данные вариант при своем максимальном в долгосрочной перспективе, требует от всех участников процесса (глав городов и станиц, чиновников краевой и районной администрации, бизнесменов) терпения и умения договариваться, прозрачности в принятии решения и четкой стратегии.
3. Российская модель. Данная модель предполагает сохранение современной ситуации, в которой существуют на единой территории два враждующих муниципалитета. Низкий инвестиционный приток, сохранение высокой зависимость от перечислений из краевого бюджета формируют благодатную основу для консервации современной ситуации. Низкая динамика ведет в результате к отставанию города и района от его конкурентов на Кавминводах и Северном Кавказе. А в результате – отток населения и потеря позиций.
4. Африканская модель. В большинстве стран Африки представления о местном самоуправлении весьма смутные и управление строится по принципу – назначаемый губернатор правит территорией, в которой и городские и сельские поселения явно не выделены или обладают минимальными полномочиями. Власть является не сторонником населения, а агентом центральной власти, нацеленной на кормление и поддержание порядка в определенной территории. Ликвидация городского округа Георгиевск и вхождение его на правах поселения в состав района есть реализация данной модели. Динамика развития городского среды в таком случае отрицательная, происходит атрофия городской экономики. Георгиевск и Георгиевский район и так уже 20 лет по большому счету топчатся на месте и с каждым днем отстают и отстают.

В заключении считаю важным отметить, что это лишь краткий обзор и детальные выводы и рекомендации возможны лишь после полной диагностики городских и районных финансов, законодательства и экономики. Я сознательно ограничил круг источников информации официальным сайтами, статсборниками и понимаю, что оставляю не освещенным вопросы формальных и неформальных властей города и района, традиций управления.
Практически уверен, что данные сюжеты приведут к раздражению представителей районной власти. Вместе с тем, я оставляю за собой право на личные суждения, выраженные в корректной форме без обвинений отдельных лиц и основанные исключительно на официальных статистических данных или подзаконных актах освещаемых муниципальных образований.
Выбор модели дальнейшего развития города и района мне все еще хочется верить зависит от каждого из нас. Георгиевск находится между Европой и Азией и, на мой взгляд, надо выбирать между одной из этих моделей. Более всего не хотелось бы африканского сценария развития ситуации.


P.S. Заинтересованным в более детальном анализе предлагаю интереснейшее исследование местного управления, выполненное Всемирным банком в 2000-е гг. и облаченное в сборники «Управление на местном уровне в индустриально развитых странах» и «Управление на местном уровне в развивающихся странах» под ред. Анвара Шаха (Изд-во «Весь мир» Москва, 2010).
Tags: Георгиевск, местное управление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment