Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:

Сюжет первый «Городские поселения и городские округа»

Городских округов России на 01.01.2010 г. насчитывалось 512 ед., муниципальных районов 1829 ед., городских поселений 1739, сельских поселений 19591, городов в России 1099. Система административно территориального деления России и приуроченная к ней система государственного и муниципального управления имеет четыре уровня (федеральные, региональный, и два муниципальных). И если вопросы федерального и регионального управления находятся за пределами нашего города, то соотношения двух муниципальных уровней следует обозначить. На первом муниципальном уровне находятся городские округа и муниципальные районы, на втором – городские и сельские поселения, собственно формирующие округа и районы. Современная система полномочий и форм муниципальных образований была установлена в 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В целом, федеральный закон унаследовал существовавшую в Советском Союзе с середины XX в. систему муниципального административного деления. Города краевого подчинения стали городскими округа, районы – муниципальными районами, города районного подчинения – городскими поселениями, сельсоветы – сельскими поселениями и большинство регионов России сохранило эту систему.
Городской округ – как правило, город с населением более 50000 человек, имеющий высокий уровень экономического развития и значительно отличающийся от соседнего сельского района. По уровню полномочий он приравнивается к муниципальному району.
Городское поселение – город или поселок городского типа с населением менее 50000 чел, который в большей мере выполняет административные функции окружающего сельского района.
Важнейшим отличием городского округа от городского поселения является набор полномочий администрации и соответственно бюджета. В российских условиях, т.н. «фискального федерализма», когда практически все муниципальные образования дотационные и зависят от перечислений из региональных и федерального бюджета, исключительную важность приобретает удаленность от бюджетов верхних уровней. Если городской округ напрямую связан с региональным и федеральным бюджетом и может проводить собственную фискальную политику, то городское поселение обязано обращаться только в муниципальный район и бюджет района. У сопоставимых по численности населения и уровня экономического развития городов бюждет города-городского округа в 10 раз больше, чем бюджет города-городского поселения. Разница в бюджете напрямую отражается в уровне благоустройства города, состоянии коммунальной инфраструктуры, развитии искусства и культуры и т.д.

Вторым немаловажным отличием является отсутствии полномочий у руководства городского поселения в принятии решений об участии в региональных и федеральных целевых программах, привлечении инвесторов на условиях софинансирования, фактически собственной инвестиционной и экономической политики. В условиях, когда городское поселение является поселение-донором и нет выстроенного взаимодействия с администрацией города, статус «городского поселения» является серьезным ограничителем развития города. Наглядным примером является город Вольск Саратовской области (о нем в сюжете пятом).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments