Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Category:

Туристско-информационный центр в Дзержинском

В своей новой статье я хотел бы обрисовать обоснование необходимости открытия в Дзержинском туристско-информационного центра и опыт других городов в этом направлении.

Одной из наиболее доходных и одновременно мало ущербных форм дохода для все большего числа городов и регионов мира становится туризм. Рост турпоездок в последнее время происходит не только за счет привлекательности мировых достопримечательностей, сколько за счет маркетингового продвижения мест с менее известными достопримечательностями.

Для начала два примера городов, зарабатывающих на туризме

Мышкин – провинциальная столица музеев.
Наглядным отечественным примером такого продвижения является г. Мышкин. Активная работа администрации Мышкина при участии населения и малого бизнеса города позволили буквально за 10 лет из ничем не примечательного маленького города с щестью тысячами жителей стать городом с 7 музеями, которые за год посещают более полумиллиона человек, а доходы от туриндустрии составляют весомую часть городского бюджета. Опыт Мышкина уже является отечественной классикой маркетингового продвидения города. Еще в 2001 г. Администрация города учредила «Мышкинский центр туризма», обосновав его в самом центре города http://www.myshkintour.ru/index.php?s=1 . Подобные центры успешно действуют в Угличе, Новгороде Великом.

Тарту – город хороших помыслов

Из личного опыта посещения туристско-информационных центров хочу рассказать про туристский центр в г. Тарту в Эстонии.
Базовые условия для привлечения туристов у Дзержинского и Тарту сопоставимы. Дзержинский находится в рамках одной из крупнейших городских агломераций мира и крупной страны. У Тарту более разнообразно историческое наследие (хотя наш монастырь как комплекс более внушителен, чем любое из мест Тарту), но он находится на окраине Европы и малолюдной Эстонии. Вместе с тем, ТИЦ в Тарту находится в самом здании городской администрации на ратушной площади. В нем можно взять бесплатно информацию о городских программах (на 4-х языках), в частности программу поддержки материнства и детства, отчет о выполнении городского бюджета, буклет «В помощь домовладельцу», справочник «Тарту в цифрах - 2010», так и туристическую информацию – карты, путеводители, книги и т.п. Отдельные стенды посвящены туристской информации соседних городов и стран – рекламируются рекреационные возможности Литвы, Латвии. При этом нет ничего про близлежащий российский Псков или Печоры. В «Тарту в цифрах узнал, что город в 2010 г. посетило 130 тыс. туристов, из которых 13 тыс. посетило туристско-информационный центр. Относительно немного, но для города с 98 тыс. населения – это крупная цифра, которая дает работу и доход для 57 гостиниц города, 17 музеям, ориентированных на гостей Тарту. О туристском центре Тарту можно подродней почитать тут http://www.tartu.ee/?lang_id=5&menu_id=32&page_id=4129 .
Что примечательно, так это то, что в Прибалтике подобные туристские центры созданы в каждом городе и примечательной местности. И что-то, но даже в небольших городках туристов на улицах значительно больше, чем в российских городах. Одна из причин – отсутствие работы с гостями города.


Дзержинский - город богатый, экономика его в меру диверсифицированная, в меру модернизированная. Городской власти, сидящей на 700 млн рублей собственных доходах не надо думать о хлебе насущном, как во многих нищих муниципалитетах нашей страны. Энерго-строительно-складская структура экономики Дзержинского в среднесрочном периоде обеспечит благополучие города. Вместе с тем, жаль, что наш город пустое место на туристических картах. Многие города в Западной Европе благополучны и без туризма, но вкладывают в него деньги, т.к. это способ поддержки занятости местного населения, сохранения архитектурного наследия и пополнения городского бюджета.
Считаю, что и Дзержинскому стоит заняться осознанным продвижением на рынке туристических услуг. В нашем городе можно показать не меньше, чем в Мышкине, главное захотеть заработать и постепенно двигаться к цели. Важнейшим организационным мероприятием вижу создание в городе туристско-информационного центра (ТИЦ).

Где?
На площади Святителя Николая. Дом напротив входа в монастырь имеет самое удачно место для размещения туристско-информационного центра, т.к. здесь максимальная вероятность прохождения туристов в нашем городе. Аренда помещения в 15-20 кв. м для нужд центра в этом доме не сильно обременит наш городской бюджет или бюджет ДМУП «Информационный центр».

Как создать?
В Дзержинском достаточно успешно функционирует ДМУП «Информационный центр», которому принадлежит авторство карты города (одной из лучших в России), массы буклетов, книг про наш город. Только а) они достаточно дорогие и б) пылятся в газетных киосках и книжном магазине на Лесной, которые удалены от основного туристического центра города – Николо-Угрешского монастыря. Тем самым продукция «Информационного центра» ориентирована исключительно на горожан, среди которых объективно процент владельцев местных книг невелик. За пределами города купить его карту или «Историю Угреши» невозможно, а это значит, что город не существует вне виртуального пространства на туристическом рынке. Даже в самом монастыре в лавках ничего не продают про наш город.
Считаю возможным создать в рамках ДМУП «Информационный центр» структурное подразделение «Туристско-информационный центр», хотя бы в виде одного-двух сотрудников.

Что предлагать?
Услуги туристско-информационного центра могут делиться собственно на «туристские» – информация для гостей нашего города и «информационный» - информация об инициативах городских властей для населения. ТИЦ может стать центром предоставления госуслуг, где сотрудник предоставить информацию о городских программах, и т.п. (для тех, кто по тем или иных причинам не используют официальный сайт города и его учреждений). Туристские услуги должны складываться из предоставления бесплатной информации о городе и его сфере услуг – карта-путеводитель по городским достопримечательностях, а также рекламки и флаеры кафе, гостиниц, общественно-культурных мероприятий, туристических агентств, магазинов. Возможны и платные услуги – бронирование городских гостиниц, продажа книг о городе, сувенирной продукции, прокат велосипедов, организация пеших экскурсий. Как правило, коммерческие предприятия – кафе или гостиницы сами заинтересованы в рекламе и привлечении клиентов и оплачивают подготовку рекламно-справочных буклетов о городе для бесплатного распространения через туристско-информационные центры.

Как продвигать город?
Одной из функций ТИЦ призвано быть маркетинговое продвижение возможностей Дзержинского за его пределами. Наиболее простым способом является организация продажи книг, карт, буклетов, сувенирной продукции о городе в ведущих книжных магазинах столицы, интернет-магазинах, магазинах для путешественников, магазинах при крупнейших монастырях, прочих туристско-информационных центрах.
Вторым направлением – создание новых услуг через генерирование идей «событий» - событийный туризм, новых туробъектов – здания, музеи. Тот же двор дома на Угрешской 32 при должном пиаре можно показывать как объект, заслуживающий внимания. Сложнее работа с администрацией города по привлечению инвестиций в туристско-рекреационную инфраструктуру города.

Что показывать в городе?
1. «Якорной» достопримечательностью является Николо-Угрешский монастырь и именно он завлекает туриста и паломника в город, но город мало что от этого имеет, если человек посещает только монастырь, оставляя там деньги – свечки, иконки, кулинария, сувенирная продукция и т.д.
2. КЭЦ с городским музеем – постоянные выставки + история города победившего местного самоуправления 
3. Картинная галерея Огольцова.
4. Пеший маршрут по центру города с посещением весьма приятных мест – сквер Победы, сквер Дзержинского, пл. Дмитрия Донского, музей военной техники. Если снабдить маршрут описанием истории Гремячево, коммуны, ФЦДТ «Союз» и бурных 1990-х гг + 2-3 кафе и от города останутся приятные воспоминания.
5. Дальние маршруты – двор на Угрешской 32, городской карьер и Томилинский лесопарк. И второй – по пойме Москва-реки с рассказом о царских столбовых дорогах и сельской Москве.
Пока все. Но каждое из направлений можно развивать, дополнять новыми элементами. Рост туристического потока в самом городе (не в монастыре) ведет к развитию сферы услуг и соответственно занятости населения по месту жительства. Потому имея громадный туристско-рекреационный потенциал глупо его не использовать, хотя соглашусь, что жить только на ресурсно-индустриальном потенциале гораздо проще. Я уже неоднократно водил экскурсии для своих друзей по городу и многим потом запоминался не только монастырем, но и своей средой, ухоженностью, Москвой-рекой, карьерами.


Идея не нова
В своих размышлениях я не предлагаю что-то оригинальное. Активное продвижение в туристско-рекреационной сфере предполагает Стратегический план развития Дзержинского до 2020 г. В 2004-2007 гг. в Дзержинском действовала программа по развитию туризма, по которой предполагалась целая масса организационный и инвестиционных мероприятий. В частности, строительство этнографической деревни между монастырем и Москва-рекой, которая была бы способной стать также привлекательным для гостей города местом, а также создание «Парка семейного отдыха». Но, увы, эта программа НЕВЫПОЛНЕНА до конца. Об этом в последнем номере «Угрешских вестей» Почему? Кто ответственен? И м.б. стоит все-таки заняться цивилизованным туризмом в нашем городе! Для начала хотя бы организуем туристско-информационный центр.
Tags: Дзержинский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments