?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В своей новой статье я хотел бы обрисовать обоснование необходимости открытия в Дзержинском туристско-информационного центра и опыт других городов в этом направлении.

Одной из наиболее доходных и одновременно мало ущербных форм дохода для все большего числа городов и регионов мира становится туризм. Рост турпоездок в последнее время происходит не только за счет привлекательности мировых достопримечательностей, сколько за счет маркетингового продвижения мест с менее известными достопримечательностями.

Для начала два примера городов, зарабатывающих на туризме

Мышкин – провинциальная столица музеев.
Наглядным отечественным примером такого продвижения является г. Мышкин. Активная работа администрации Мышкина при участии населения и малого бизнеса города позволили буквально за 10 лет из ничем не примечательного маленького города с щестью тысячами жителей стать городом с 7 музеями, которые за год посещают более полумиллиона человек, а доходы от туриндустрии составляют весомую часть городского бюджета. Опыт Мышкина уже является отечественной классикой маркетингового продвидения города. Еще в 2001 г. Администрация города учредила «Мышкинский центр туризма», обосновав его в самом центре города http://www.myshkintour.ru/index.php?s=1 . Подобные центры успешно действуют в Угличе, Новгороде Великом.

Тарту – город хороших помыслов

Из личного опыта посещения туристско-информационных центров хочу рассказать про туристский центр в г. Тарту в Эстонии.
Базовые условия для привлечения туристов у Дзержинского и Тарту сопоставимы. Дзержинский находится в рамках одной из крупнейших городских агломераций мира и крупной страны. У Тарту более разнообразно историческое наследие (хотя наш монастырь как комплекс более внушителен, чем любое из мест Тарту), но он находится на окраине Европы и малолюдной Эстонии. Вместе с тем, ТИЦ в Тарту находится в самом здании городской администрации на ратушной площади. В нем можно взять бесплатно информацию о городских программах (на 4-х языках), в частности программу поддержки материнства и детства, отчет о выполнении городского бюджета, буклет «В помощь домовладельцу», справочник «Тарту в цифрах - 2010», так и туристическую информацию – карты, путеводители, книги и т.п. Отдельные стенды посвящены туристской информации соседних городов и стран – рекламируются рекреационные возможности Литвы, Латвии. При этом нет ничего про близлежащий российский Псков или Печоры. В «Тарту в цифрах узнал, что город в 2010 г. посетило 130 тыс. туристов, из которых 13 тыс. посетило туристско-информационный центр. Относительно немного, но для города с 98 тыс. населения – это крупная цифра, которая дает работу и доход для 57 гостиниц города, 17 музеям, ориентированных на гостей Тарту. О туристском центре Тарту можно подродней почитать тут http://www.tartu.ee/?lang_id=5&menu_id=32&page_id=4129 .
Что примечательно, так это то, что в Прибалтике подобные туристские центры созданы в каждом городе и примечательной местности. И что-то, но даже в небольших городках туристов на улицах значительно больше, чем в российских городах. Одна из причин – отсутствие работы с гостями города.


Дзержинский - город богатый, экономика его в меру диверсифицированная, в меру модернизированная. Городской власти, сидящей на 700 млн рублей собственных доходах не надо думать о хлебе насущном, как во многих нищих муниципалитетах нашей страны. Энерго-строительно-складская структура экономики Дзержинского в среднесрочном периоде обеспечит благополучие города. Вместе с тем, жаль, что наш город пустое место на туристических картах. Многие города в Западной Европе благополучны и без туризма, но вкладывают в него деньги, т.к. это способ поддержки занятости местного населения, сохранения архитектурного наследия и пополнения городского бюджета.
Считаю, что и Дзержинскому стоит заняться осознанным продвижением на рынке туристических услуг. В нашем городе можно показать не меньше, чем в Мышкине, главное захотеть заработать и постепенно двигаться к цели. Важнейшим организационным мероприятием вижу создание в городе туристско-информационного центра (ТИЦ).

Где?
На площади Святителя Николая. Дом напротив входа в монастырь имеет самое удачно место для размещения туристско-информационного центра, т.к. здесь максимальная вероятность прохождения туристов в нашем городе. Аренда помещения в 15-20 кв. м для нужд центра в этом доме не сильно обременит наш городской бюджет или бюджет ДМУП «Информационный центр».

Как создать?
В Дзержинском достаточно успешно функционирует ДМУП «Информационный центр», которому принадлежит авторство карты города (одной из лучших в России), массы буклетов, книг про наш город. Только а) они достаточно дорогие и б) пылятся в газетных киосках и книжном магазине на Лесной, которые удалены от основного туристического центра города – Николо-Угрешского монастыря. Тем самым продукция «Информационного центра» ориентирована исключительно на горожан, среди которых объективно процент владельцев местных книг невелик. За пределами города купить его карту или «Историю Угреши» невозможно, а это значит, что город не существует вне виртуального пространства на туристическом рынке. Даже в самом монастыре в лавках ничего не продают про наш город.
Считаю возможным создать в рамках ДМУП «Информационный центр» структурное подразделение «Туристско-информационный центр», хотя бы в виде одного-двух сотрудников.

Что предлагать?
Услуги туристско-информационного центра могут делиться собственно на «туристские» – информация для гостей нашего города и «информационный» - информация об инициативах городских властей для населения. ТИЦ может стать центром предоставления госуслуг, где сотрудник предоставить информацию о городских программах, и т.п. (для тех, кто по тем или иных причинам не используют официальный сайт города и его учреждений). Туристские услуги должны складываться из предоставления бесплатной информации о городе и его сфере услуг – карта-путеводитель по городским достопримечательностях, а также рекламки и флаеры кафе, гостиниц, общественно-культурных мероприятий, туристических агентств, магазинов. Возможны и платные услуги – бронирование городских гостиниц, продажа книг о городе, сувенирной продукции, прокат велосипедов, организация пеших экскурсий. Как правило, коммерческие предприятия – кафе или гостиницы сами заинтересованы в рекламе и привлечении клиентов и оплачивают подготовку рекламно-справочных буклетов о городе для бесплатного распространения через туристско-информационные центры.

Как продвигать город?
Одной из функций ТИЦ призвано быть маркетинговое продвижение возможностей Дзержинского за его пределами. Наиболее простым способом является организация продажи книг, карт, буклетов, сувенирной продукции о городе в ведущих книжных магазинах столицы, интернет-магазинах, магазинах для путешественников, магазинах при крупнейших монастырях, прочих туристско-информационных центрах.
Вторым направлением – создание новых услуг через генерирование идей «событий» - событийный туризм, новых туробъектов – здания, музеи. Тот же двор дома на Угрешской 32 при должном пиаре можно показывать как объект, заслуживающий внимания. Сложнее работа с администрацией города по привлечению инвестиций в туристско-рекреационную инфраструктуру города.

Что показывать в городе?
1. «Якорной» достопримечательностью является Николо-Угрешский монастырь и именно он завлекает туриста и паломника в город, но город мало что от этого имеет, если человек посещает только монастырь, оставляя там деньги – свечки, иконки, кулинария, сувенирная продукция и т.д.
2. КЭЦ с городским музеем – постоянные выставки + история города победившего местного самоуправления 
3. Картинная галерея Огольцова.
4. Пеший маршрут по центру города с посещением весьма приятных мест – сквер Победы, сквер Дзержинского, пл. Дмитрия Донского, музей военной техники. Если снабдить маршрут описанием истории Гремячево, коммуны, ФЦДТ «Союз» и бурных 1990-х гг + 2-3 кафе и от города останутся приятные воспоминания.
5. Дальние маршруты – двор на Угрешской 32, городской карьер и Томилинский лесопарк. И второй – по пойме Москва-реки с рассказом о царских столбовых дорогах и сельской Москве.
Пока все. Но каждое из направлений можно развивать, дополнять новыми элементами. Рост туристического потока в самом городе (не в монастыре) ведет к развитию сферы услуг и соответственно занятости населения по месту жительства. Потому имея громадный туристско-рекреационный потенциал глупо его не использовать, хотя соглашусь, что жить только на ресурсно-индустриальном потенциале гораздо проще. Я уже неоднократно водил экскурсии для своих друзей по городу и многим потом запоминался не только монастырем, но и своей средой, ухоженностью, Москвой-рекой, карьерами.


Идея не нова
В своих размышлениях я не предлагаю что-то оригинальное. Активное продвижение в туристско-рекреационной сфере предполагает Стратегический план развития Дзержинского до 2020 г. В 2004-2007 гг. в Дзержинском действовала программа по развитию туризма, по которой предполагалась целая масса организационный и инвестиционных мероприятий. В частности, строительство этнографической деревни между монастырем и Москва-рекой, которая была бы способной стать также привлекательным для гостей города местом, а также создание «Парка семейного отдыха». Но, увы, эта программа НЕВЫПОЛНЕНА до конца. Об этом в последнем номере «Угрешских вестей» Почему? Кто ответственен? И м.б. стоит все-таки заняться цивилизованным туризмом в нашем городе! Для начала хотя бы организуем туристско-информационный центр.

Comments

yarowind
Feb. 21st, 2011 04:41 am (UTC)
Если откровенно, то за исключением монастыря в городе для массового туриста ничего интересного нет. Остальные достопримечательности - все же достаточно специфичны. Поэтому я скептически отношусь к этой идее.
mingitau
Feb. 21st, 2011 09:20 pm (UTC)
Так надо создавать привлекательные объекты, позиционировать город как туробъект, как это делали в Мышкине еще до появления большинства современным музеев и гостиниц. И как делают во многих достаточно скучных городах Прибалтики. Потенциал для раскрытия в туристической сфере у Дзержинского весьма высок, хотя и меньше, чем у полноценных городов типа Коломны или Егорьевска.
yarowind
Feb. 22nd, 2011 06:05 am (UTC)
Достаточно скучные города Прибалтики обладают одной важной вещью - целостностью архитектурного ансамбля старого города и за счет этого атмосферой. В Дзержинском с этим, увы, плохо.
Тот же Серпухов куда больше подходит для развития турбизнеса, и то там ничего не делается.
mingitau
Feb. 22nd, 2011 04:39 pm (UTC)
В ряде случаев согласен, в ряде нет. Если в Тарту есть участок старого города и среда, то в Нарве ее нет - советский безликий город, но ТИЦ есть и предлагает разные формы времяпрепровождения.
yarowind
Feb. 22nd, 2011 06:36 pm (UTC)
Может быть, я в Эстонии не был. Нет, в принципе дело-то хорошее, но мне кажется, надо начинать с более туристически-ориентированных городов.
mingitau
Feb. 23rd, 2011 08:26 am (UTC)
Информационно-туристический центр работает не только на туристов, но и на местное население. Он предполагается как муниципальное учреждение и ждать Дзержинскому пока федерация заставит открыть такой центр в Коломне или Серпухове не стоит. Надо самим формировать рынок цивилизованных туристических услуг.
yarowind
Feb. 23rd, 2011 09:30 am (UTC)
Ну, пусть будет:)

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner