Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:

Курбевуа – Дзержинский будущего на французской земле

Давно собирался написать о месте, которое более всего мне понравилось во Франции. Это городская коммуна Курбевуа департамента О-де-Сен.

Курбевуа. Центр


Курбевуа (Coirbevoie) расположен в 2 км к северо-западу от границ города Парижа и находится на возвышенном берегу реки Сены, ниже по течению от Парижа. Население коммуны составляет 85 тыс. чел, при площади в 4,2 кв км.
По этим базовым параметрам – положение в рамках большого города, численность и плотности населения, размещения на возвышенных берегах Сены Курбевуа сходно с положением Дзержинского в рамках Большой Москвы. Есть определенные закономерности в историческим развитии Дзержинского и Курбевуа.




Сначала небольшой исторический обзор. Курбевуа возник достаточно давно, еще в раннем средневековье, однако долгое время был деревней, окруженной виноградниками возле брода через Сену. Активное развитие началось лишь в XIX веке, когда Париж, активно расстраиваясь, стал поглощать поля и деревни, обрастая пригородами. Курбевуа до второй мировой войны стал достаточно крупным машиностроительным центром. Город-коммуна обрел центр, застроенный каменными 4-6 этажными домами и с частным сектором по периферии.
Во второй половине ХХ века его развитие в большей степени связано с созданием делового района Дефанс, который частично разместили в южной части Курбевуа.
Строительство Дефанса сопровождалось и реконструкцией застройки во всей остальной коммуне. Центральная и прибрежная часть в 1970-1990-е гг. была застроена 5-16-ти этажными многоквартирными домами, сформировав микрорайоны.
В ХХI веке Курбевуа все больше уходит от индустриального прошлого и развивается как спальный и отчасти деловой район в рамках Большого Парижа. На месте старых домов поднимаются современные жилые и гостиничные комплексы. Курбевуа позиционирует себя как место размещения относительно недорогих гостиниц, ориентированных на туристов и командированных в Дефанс.
При этом он остается тихим и уютным городом со своей живой атмосферой. И именно в такой город хочется вернуться и провести в нем время.

Чем же интересен Курбевуа. В каком-то плане он даже более любопытен, чем Париж, застроенный на 80% однотипными домами во второй половине XIX в. В Курбевуа мы обнаруживаем гармоничное сочетание зданий разных масштабов и стилей. Здесь есть и частными дворики, и классицизм, и кирпичноузорные дома, и «хрущевки», и элегантные жилые комплексы, и ультрасовременные деловые центры.

Уют и гармонию придает благоустройство. Качественное благоустройство, до мелочей продуманное благоустройство улиц и площадей, внутридворовых пространств. Создается ощущение, что по крайней мере районы города, построенные после 1960-го года, это город в парке, где доминируют зеленые насаждения. Дома и дорожки просто дополняют парковую зону.

Состояние города-парка достигнуто благодаря решению вопроса с парковкой и транспортом в целом. Практически под любым домом размещаются гаражи, значительные части внутридворовых проездов убраны под землю. Автомобили если и есть на улицах, то припарковано строго отведенных для этого местах. Проезды для автомобилей и широкая сеть пешеходных тротуаров отделена друг от друга невысокими столбиками, заборчиками, клумбами с цветами, что исключает заезд на тротуар и в определенной степени повышает безопасность движения пешеходов.
Насыщен город и светофорами, что при относительно неспешном движении позволяет спокойно переходить улицы. Благодаря большому количеству указателей с пиктограммами в городе удобно ориентироваться даже иностранцу не знающему французский язык как я.

Второе качество – это насыщенная объектами городская среда. Дворовые пространства лишены множества мелких объектов, в них чувствуется свобода и уют. Кафе, магазины, мастерские, городские службы если и есть, что не ютятся в ларьках, а занимают под красивыми вывесками первые этажи зданий. Школы, лицеи огорожены и имеют свою зеленую зону. В Курбевуа несколько десятков кафе, вечером город наполнен людьми, местными жителями, при том, что он не является туристическим центром. Город живет насыщенной жизнью.

Третье качество – чистота. В городе много урн, но нет мусора. Аккуратность необычна и даже возникает вопрос – как долго французам ее прививали?

Четвертое качество – осмысленность городского развития. Решения об изменении города, его реновации происходят постоянно. Об этом отлично рассказывает музей Дефанса. Происходит достаточно длительно публичное обсуждение любого градостроительного проекта на публичных слушаниях или заседаниях мэрии. Типовое многоэтажное строительство 1960-70-х гг. уже не устраивает по качеству и экологичности. Город перестраивает районы, все больше удаляя транспорт со своих улиц и наполняя среду парками и небезинтересными зданиями. Видно, что качество архитектуры и градостроительства растет.

Небольшая подборка фотографий, иллюстрирующих мои мысли.

Город начала ХХ века


В центре. И вдали «она».



Довоенные дома


Таких изящных кирпичных домов в Париже не встречали


Старинный храм в центре


Застройка разная и улицы бывают узкими


Частый дом


Еще один


Один из центральных перекрестков



Переулок


Далее фото послевоенных районов города

Ну чем не отечественных панельные девятиэтажки?



А тем, что все аккуратно


Дома вырастают из парка


Вход в подъезд



Обычный двор - променад


Проезды огорожены от пешеходной зоны


Современные дома


Придомовое благоустройство


Еще один вход в подъезд


Многие жители первых этажей имеют свои небольшие дворики


Город на террасе. Автомагистраль убрана под бульвар


Наглядная схема преимущественно подземных автодорог в районе Курбевуа-Дефанс



Русские березки во французском дворике



Городские эскалаторы во дворах.



Если перепад большой используют лифты


Уборка променада


С Бобиком на роликах. И достаточно пожилых дам с авоськами на самокатах


Кафе районного масштаба 



Малые детские площадки есть в каждом дворе. Есть и большие детские парки.


Просто жилой дом


Город-парк



После Курбевуа возвращаешься в Дзержинский и думаешь, а почему у нас не так. Почему город застраивают весьма посредственными по архитектуре зданиями? В нем продолжают лепить магазинчики и ларьки? В нем дворы превращены в стоянки? А городские окраины в свалки? В нем улицы – не улицы, а наборы домов вдоль проезжей части?
Есть только один в городе дом и двор качества как в Курбевуа – это ул. Угрешская 32. В нем пешеходная зона отгорожена от автомобильной и на высоте находится благоустройство, но двор зажат и забит автомобилями.

Все эти вопросы были бы из разряда чего-то утопичного если бы ни несколько НО.
1. Благосостояние жителей Дзержинского и Курбевуа в целом однопорядковое. В Дзержинке средняя зарплата (с учетом того, что половина жителей работает в Москве) около 40000 рублей, в Курбевуа – 80000 руб, но в Курбевуа 1 кв м жилья 200 тыс. руб, в Дзержинском 100 тыс. руб. Стоимость продуктов и товаров в Курбевуа в целом в 1,5-2 раза выше. 70% населения живет в арендуемом жилье. Средняя стоимость аренды 1 комнатной квартиры составляет 30 тыс. руб, у нас на 50% ниже.
2. Число автотранспорта сопоставимо. Там 30% семей не имеют авто, 50% имеют 1 автомобиль и только 20% более одного. У нас также практически все семьи в трудоспособном возрасте имеют автомобили. У Курбевуа ровно такая же, как и у нас плотность населения, автомобилей и застройки. При этом у них дворы – это парки, а у нас сплошные парковки.
3. В Курбевуа есть всего 4 кв км, с которых муниципалитет пытается зарабатывать деньги. У нас же есть всего 2 кв км застроенной площади и еще 13 кв км промзон, пустырей, складов и т.д. с которых можно насыщать городской бюджет и повышать качество среды этих небольших 2 кв км.
4. У Курбевуа нет монастыря, карьеров, леса и простора Москва реки, т.е. объективных недоиспользованных потенциалов, и тем не менее город развивается. Правда, у них есть Дефанс.

И есть одна большая разница – менталитет. Возможно, это грубо будет сказано, но мы срем себе на голову: чистим картошку прямо в окно, выбрасываем с балконов старую мебель, засираем автомобилями дворы, лузгаем семечки во все стороны на лавочках, ломаем почтовые ящики в подъездах, портим остановки, загаживаем любимый Томилинский лесопарк и превращаем карьеры в помойку, захламляем дворы остатками некогда существовавших огородов. Можно ли превратить город засранцев в город культурных людей и если да, то сколько на это может понадобиться времени? Сколько бы не чистили городские службы городские улицы без массового отказа от варварских привычек лучше наш город не станет. Нет никаких фундаментальных причин для того, чтобы Дзержинский не стал похожим на Курбувуа. А станет он таким, когда нам надоест гадить друг на друга или безразлично смотреть на это, и горожане начнут ответственней относиться к городу. А там и туристы и деньги потянутся и настроение улучшится.
Начать можно с элементарного. На главных улицах и площадях, в ряде дворов отгородить пешеходные дорожки от автомобильных, прекратить доступ джипов на газоны.
Другая моя надежда связана с детским парком. Хочется верить, что инвестор не пожалеет денег на качественное благоустройство парка и детского парка пойдет реновация городской среды.

Оговорюсь лишь, что и сейчас в Дзержинском уже много людей, которым нужно европейское качество городской среды, которые с энтузиазмом возделывают придомовые клумбы и чистят Томилинский лесопарк, которые заваливают требования городскую администрацию по уборке улиц. Но в целом культурных людей, по ощущениям, куда меньше варваров.


В заключении скажу, что с большим удовольствием вернулся и пожил бы в Курбевуа. Там просто приятно, удобно и аккуратно. Надеюсь и готов для этого работать, чтобы рано или поздно такой вывод сделал простой турист и о Дзержинском.
Tags: Дзержинский, Париж, Франция, градостроительство, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments