?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На днях меня заинтересовала выборка названий храмов Ставропольской и Невинномысской епархии и поставила вопросы, ответы на которые возможно Здесь получу.
Насколько я понимаю храмы в Русской Православной церкви называются по храмовой иконе. Ниже приведено распределение по названию всех ~250 храмов Ставропольской и Невинномысской епархии.





Что видно:
1. Самым популярным из религиозных персонажей является Божья Матерь (Пресвятая Богородица), которой посвящено почти 30% храмов. И самой известной богородичной иконой является Покрова Пресвятой Богородицы.
2. Самой популярной иконой является икона святителю Николаю Чудотворцу и, соответственно, Никольский храм – самое распространенное название храма на Ставрополье.
3. Третьим по распространенности является Архангел Михаил.
4. Иисус Христос только четвертый персонаж в списке и не имеет явного преобладания той или иной иконы, дающей название храму.
5. Примерно равную популярность имеют персонажи и иконы второй группы 4-5% от числа всех храмов (Димитрий Солунский, Георгий Победоносец, Александр Невский и Святая Троица).
6. Третью группу популярности формирую апостолы Петр, Павел, Иоанн Богослов, а также отечественный святые Серафим Саровский и Сергий Радонежский.
7. Остальные иконы встречаются в единичном случае.

Вопросы:
1. Насколько характерно распределение названий в Ставропольской и Невинномысской епархии для всей РПЦ?
2. Осуществляется ли планирование названий храмов?
3. Отчего Иисус Христос не является самым популярным персонажем, а уступает место Николаю Чудотворцу, который при всех его заслугах отнюдь не относится к ключевым библейским персонажам?
4. Почему столько храмов посвящено Архангелу Михаилу? И ни одного храма другим Архангелам? Я ни разу не встречал храмов в честь архангела Гавриила, Уриила, Иегудиила, Рафаила, Селафиила и др.
5. Среди храмов в честь икон Божьей Матери абсолютно лидирует Казанская. Храмы в честь иных «городских» икон единичны. Странно, отчего нет Владимирской, Иверской, Тихвинской, Смоленской, Толгской, «Знамение», «Неопалмимая купина». Это региональная особенность или нет?
6. С чем связано почитание/распространение названия Димитрия Солунского?
7. Не могу понять и популярность Александра Невского – достаточно противоречивой и во многом деспотической фигуры.
8. Почему из двенадцати апостолов храмы посвящают только Петру и Иоанну Богослову? И еще Павлу, но почему вместе с Петром? А не порознь, как в Риме или Лондоне? А другие апостолы разве не достойны?

В заключении хотел бы сформулировать свой шорт-лист икон в честь которых стоит называть храмы. На мой взгляд, основой веры православной, является вера в Святую Троицы, как всеобщее и непостижимое. А также жизнь Иисуса Христа, прежде всего два наиболее эмоционально насыщенных события, а именно – Рождество и Воскресение. Поэтому я за то, чтобы было больше Свято-Троицких, Христорождественских и Воскресенских храмов.

Comments

albokarev
Jun. 8th, 2011 08:21 pm (UTC)
Во-первых по методике. Не учтено, как понимаю, то, что во многих храмах несколько престолов - главный и придельные. Если учесть - будет несколько сложнее.
И - это не храмы освящаются в соответствии с храмовой иконой, а храмовая икона соответствует тому церковному празднику, в честь которого освящен храм.
По вопросам.

1. Более-менее соответствует.
Вот здесь можно посмотреть статистику http://www.temples.ru/names.php
Для Ставрополья она будет заметно неполная, но для большинства регионов Центральной России (Московская, Тверская, Калужская, Костромская, Владимирская, Ярославская и др.) - вполне репрезентативная.

2. Да, конечно. Сейчас на стадии организации и регистрации общины верующих выбирается посвящение. Или в соответствии с пожеланиями прихожан - или в соответствии с рекомендациями архиерея. В прошлом так же было.

3. Николай Чудотворец - очень народный святой, оттого и популярен так. Явление общее для всей территории России.

4. Архангел Михаил - всё же "главный" архангел, потому и престолов в честь него больше. Ну и предводитель небесного воинства, что с учётом ситуации кавказской было, актуально, что ли.

5. Явление общее для многих регионов. Одна из самых почитаемых икон. Опять же и празднование в честь Казанской удачно на осень приходится.

6. Сложно сказать. Возможно всё же это объясняется малой выборкой. Ну и в какой-то степени опять же "военный" святой, что на Кавказе, видимо, играло роль.

7. Тут всё просто. Три императора Александра сыграли свою роль. Большинство церквей в XIX веке возникло, и освятить их в честь святого, соименному правящему императору было довольно логично.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner