Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Category:

Серьезный вопрос: отчего так храм называется?

На днях меня заинтересовала выборка названий храмов Ставропольской и Невинномысской епархии и поставила вопросы, ответы на которые возможно Здесь получу.
Насколько я понимаю храмы в Русской Православной церкви называются по храмовой иконе. Ниже приведено распределение по названию всех ~250 храмов Ставропольской и Невинномысской епархии.





Что видно:
1. Самым популярным из религиозных персонажей является Божья Матерь (Пресвятая Богородица), которой посвящено почти 30% храмов. И самой известной богородичной иконой является Покрова Пресвятой Богородицы.
2. Самой популярной иконой является икона святителю Николаю Чудотворцу и, соответственно, Никольский храм – самое распространенное название храма на Ставрополье.
3. Третьим по распространенности является Архангел Михаил.
4. Иисус Христос только четвертый персонаж в списке и не имеет явного преобладания той или иной иконы, дающей название храму.
5. Примерно равную популярность имеют персонажи и иконы второй группы 4-5% от числа всех храмов (Димитрий Солунский, Георгий Победоносец, Александр Невский и Святая Троица).
6. Третью группу популярности формирую апостолы Петр, Павел, Иоанн Богослов, а также отечественный святые Серафим Саровский и Сергий Радонежский.
7. Остальные иконы встречаются в единичном случае.

Вопросы:
1. Насколько характерно распределение названий в Ставропольской и Невинномысской епархии для всей РПЦ?
2. Осуществляется ли планирование названий храмов?
3. Отчего Иисус Христос не является самым популярным персонажем, а уступает место Николаю Чудотворцу, который при всех его заслугах отнюдь не относится к ключевым библейским персонажам?
4. Почему столько храмов посвящено Архангелу Михаилу? И ни одного храма другим Архангелам? Я ни разу не встречал храмов в честь архангела Гавриила, Уриила, Иегудиила, Рафаила, Селафиила и др.
5. Среди храмов в честь икон Божьей Матери абсолютно лидирует Казанская. Храмы в честь иных «городских» икон единичны. Странно, отчего нет Владимирской, Иверской, Тихвинской, Смоленской, Толгской, «Знамение», «Неопалмимая купина». Это региональная особенность или нет?
6. С чем связано почитание/распространение названия Димитрия Солунского?
7. Не могу понять и популярность Александра Невского – достаточно противоречивой и во многом деспотической фигуры.
8. Почему из двенадцати апостолов храмы посвящают только Петру и Иоанну Богослову? И еще Павлу, но почему вместе с Петром? А не порознь, как в Риме или Лондоне? А другие апостолы разве не достойны?

В заключении хотел бы сформулировать свой шорт-лист икон в честь которых стоит называть храмы. На мой взгляд, основой веры православной, является вера в Святую Троицы, как всеобщее и непостижимое. А также жизнь Иисуса Христа, прежде всего два наиболее эмоционально насыщенных события, а именно – Рождество и Воскресение. Поэтому я за то, чтобы было больше Свято-Троицких, Христорождественских и Воскресенских храмов.
Tags: Ставропольский край, религия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment