Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Маркетинг мест

Книга «Маркетинг мест» написана рядом скандинавских специалистов по стратегическому территориальному маркетингу. Издательство «Стокгольмская высшая школа экономики в Санкт-Петербурге» 2005 г.

Прочел буквально за неделю на одном дыхании.
Книга отличная. Ее основной посыл заключается в том, что города и «места» постоянно находятся в конкурентной борьбе за ресурсы и выживает и развивается тот, кто понимает как надо жить, строит осознанную стратегию. Много городов и «мест» Европы в ХХ в. попадало в крайне сложные кризисные ситуации. Там были и свои шахтерские моногорода и сталелитейные центры и сельская глубинка. Однако в условиях жестокого кризиса отдельные находили в себе силы и благодаря маркетинговым инструментам полностью перестраивались, становясь территориями с высоким уровнем жизни и развития экономики.



Это особенно актуально для российский провинции и периферии. ИМХО, у нас почти все некрупные города вне городских агломераций находятся в кризисном состоянии и не спешат из него выходить. Равномерность кризисности сказывается на ослаблении конкуренции. Жизнь отдельными княжествами, районами сильнее внутрирегиональной. Вместе с тем для встраивания в современную товарную экономики города придется побороться за привлечение ресурсов для развития (инвесторов, финансов, предприятий, людей) и кто первым это осознает, тот первым «оберет» соседей.

Но, даже в такой ситуации наши города и «места» пока еще не столкнулись явно с мировой наднациональной конкуренций. Сейчас успешность развития городка во Франции может напрямую зависеть от успешности его конкуренции с подобными городками в Польше или Японии. Горожане это осознают и совместно движут прогресс. У нас еще не осознают и почти повсеместно налицо регресс или стагнация.

Значительную ее часть прочел по дороге в N-ский район Рязанской области. Особенно интересно было использовать ряд вопросов, поставленных в книге, в беседах с руководством N-ского района. Использовал, задал и понял, что задавать почти бесполезно ибо зашоренность зашкаливает. Дальше исполнения бюджета ничего нет, ни инвестполитики, ни стратегического видения, ни понимая уникальных сочетаний факторов, слагающих исключительный потенциал района. Схема территориального планирования, фактически единственный обязательный документ, позволяющий задуматься на длительную перспективу за счет областного бюджета, не имеет спроса, безразличен заказчику в муниципалитете.

… Впрочем, я отвлекся. Сильными сторонами книги являются четкая доступная для понимания схема целей, задачей и последовательности подготовки маркетинговой стратегии города, выполнения и корректировки ее. На множестве кейсов разобраны примеры из европейской практики.
Книгу вполне можно использовать как методическое пособие для проведения стратегического аудита территории и дальнейших этапах организации маркетинга места. В этом отношении вполне подходит под разряд настольной книги небезразличного мэра города или главы района (в отвлечении скажу, что крайне редко встречаю в кабинетах глав районов книжные полки и почти никогда с книгами об управлении территорией. Все больше разные кубки, фотографии, цветы и пр.).

Из недостатков выделю лишь устаревание информации. Большая часть книги написана в середине 1990-х гг. и кейсы за 15 лет местами устарели. Но не устарели идеи и тем она ценна.

В завершении выскажу благодарность Михаилу Шишкину и Анне Арефьевой зато что подарив эту книгу заставили самому задуматься. Надеюсь рано или поздно воспользуюсь практическими советами в ней изложенными.
Tags: литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments