?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Маркетинг мест

Книга «Маркетинг мест» написана рядом скандинавских специалистов по стратегическому территориальному маркетингу. Издательство «Стокгольмская высшая школа экономики в Санкт-Петербурге» 2005 г.

Прочел буквально за неделю на одном дыхании.
Книга отличная. Ее основной посыл заключается в том, что города и «места» постоянно находятся в конкурентной борьбе за ресурсы и выживает и развивается тот, кто понимает как надо жить, строит осознанную стратегию. Много городов и «мест» Европы в ХХ в. попадало в крайне сложные кризисные ситуации. Там были и свои шахтерские моногорода и сталелитейные центры и сельская глубинка. Однако в условиях жестокого кризиса отдельные находили в себе силы и благодаря маркетинговым инструментам полностью перестраивались, становясь территориями с высоким уровнем жизни и развития экономики.



Это особенно актуально для российский провинции и периферии. ИМХО, у нас почти все некрупные города вне городских агломераций находятся в кризисном состоянии и не спешат из него выходить. Равномерность кризисности сказывается на ослаблении конкуренции. Жизнь отдельными княжествами, районами сильнее внутрирегиональной. Вместе с тем для встраивания в современную товарную экономики города придется побороться за привлечение ресурсов для развития (инвесторов, финансов, предприятий, людей) и кто первым это осознает, тот первым «оберет» соседей.

Но, даже в такой ситуации наши города и «места» пока еще не столкнулись явно с мировой наднациональной конкуренций. Сейчас успешность развития городка во Франции может напрямую зависеть от успешности его конкуренции с подобными городками в Польше или Японии. Горожане это осознают и совместно движут прогресс. У нас еще не осознают и почти повсеместно налицо регресс или стагнация.

Значительную ее часть прочел по дороге в N-ский район Рязанской области. Особенно интересно было использовать ряд вопросов, поставленных в книге, в беседах с руководством N-ского района. Использовал, задал и понял, что задавать почти бесполезно ибо зашоренность зашкаливает. Дальше исполнения бюджета ничего нет, ни инвестполитики, ни стратегического видения, ни понимая уникальных сочетаний факторов, слагающих исключительный потенциал района. Схема территориального планирования, фактически единственный обязательный документ, позволяющий задуматься на длительную перспективу за счет областного бюджета, не имеет спроса, безразличен заказчику в муниципалитете.

… Впрочем, я отвлекся. Сильными сторонами книги являются четкая доступная для понимания схема целей, задачей и последовательности подготовки маркетинговой стратегии города, выполнения и корректировки ее. На множестве кейсов разобраны примеры из европейской практики.
Книгу вполне можно использовать как методическое пособие для проведения стратегического аудита территории и дальнейших этапах организации маркетинга места. В этом отношении вполне подходит под разряд настольной книги небезразличного мэра города или главы района (в отвлечении скажу, что крайне редко встречаю в кабинетах глав районов книжные полки и почти никогда с книгами об управлении территорией. Все больше разные кубки, фотографии, цветы и пр.).

Из недостатков выделю лишь устаревание информации. Большая часть книги написана в середине 1990-х гг. и кейсы за 15 лет местами устарели. Но не устарели идеи и тем она ценна.

В завершении выскажу благодарность Михаилу Шишкину и Анне Арефьевой зато что подарив эту книгу заставили самому задуматься. Надеюсь рано или поздно воспользуюсь практическими советами в ней изложенными.

Comments

nido31
Jun. 22nd, 2011 05:23 am (UTC)
А сейчас группа в фэйсбук "Маркетинг мест" организовалась. Вы не там? А Алексей Зайцев там :) А еще есть отличные книжки российского географа Дениса Визгалова "Маркетинг городов" и "Брендинг городов". В сети легко найти их в pdf. Кстати, вчера я выложила небольшой архив пуьликаций на эту тему вот здесь http://narod.ru/disk/16663540001/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8.rar.html
Меня тоже очень увлекает тема маркетинга регионов :) Приятно видеть единомышленников. Д.М.
mingitau
Jun. 22nd, 2011 05:30 am (UTC)
Книги Визгалова читал, понравилось.
В соцсетях типа фейсбук стараюсь не светиться и не общаться, предпочитая общение в реальном мире. Спасибо за ссылку.
ishmenev
Jun. 22nd, 2011 06:31 am (UTC)
Интересно. Только показалось, что положения книги расходятся с Вашими вчерашними замечаниями "о невозможности конкуренции регионов в одной стране".
mingitau
Jun. 28th, 2011 09:39 pm (UTC)
Конкуренция возможна и возможна тогда, когда муниципалитеты выступают как рыночные единицы. Сейчас же многие регионы больше похожи на набор удельных княжеств и конкуренция не проявляется должным образом.
Города почти безропотно отдают свои трудовые ресурсы Москве, которая при этом отнюдь не строит маркетинговую политику по привлечению именно этих мигрантов. Все само собой получается.
ishmenev
Jun. 28th, 2011 10:00 pm (UTC)
На мой взгляд, у нас в стране маркетингом регионов занимаются в основном неудачливые пиарщики, которым ничем иным заниматься не дали. При этом, я совсем не считаю, что это бессмысленное направление. Просто, используя Вашу терминологию, работать на удельные княжества выгоднее. Вместо того, чтобы заниматься внешним позиционированием региона, власти оплачивать свой местечковый пиар.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner