Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:

Петербургские архитектурные стили

На прошлых выходных в Петербурге, а точнее в метро и электричках города на Неве прочел замечательную книгу, некогда подаренную мне Дмитрием Землянским.

«Петербургский архитектурные стили» (авторы – Р.П. Костылев и Г.Ф. Пересторонина. СПб: «Паритет», 2007) – небольшое карманное издание, краткий обзор развития градостроительной и архитектурной мысли в Петербурге за первые два века его существования.
Книга мне очень понравилась. В ней, как в высококачественном путеводителе, дано ровно столько информации, сколько способен понять, увидеть и запомнить интересующийся человек. Эпоха за эпохой, зодчий за зодчим, стиль за стилем наслаивается архитектурное наследие на карту большого города.


Книга дает любопытное ощущение эволюции. Прогулка с ней по городским улицам, осмотр наиболее качественных образцов того или иного стиля приобщает к культуре и истории города на Неве и в определенной мере сродняет с ним, влюбляет в его улицы и дворцы.
Занятна книга своей аналитической и мировоззренческой частями. Она дает как любопытные данные о строительстве в Петербурге 18-19 вв, так и размышления авторов о влиянии строительных бумов прошлого на сегодняшний день. Так крайне интересен вывод о том, что в 1890-х гг. в Петербурге ежегодно население росло на 50-70 тыс. чел, а объем ввода жилья превышал 1-2 млн кв м, притом что на долю роскошных дворцов приходилась относительно небольшая часть. Ни в советский ни в постсоветский периоды столь интенсивного строительства город не знал. Вместе с тем по улицам застроенными доходными домами в стиле эклектика и модерн в тот период приятно гулять, а по безликим кварталам хрущевок или современных домом-гигантов нет. Почему в более бедной стране массово, подчеркиваю массово для т.н. «среднего класса» строились индивидуальные по облику дома, а последние сто лет не строятся?
Другой тезис. 90% исторического центра Петербурга застроено в конце 19 – начале 20 в. Памятники барокко, классицизма, ампира скорее вкрапления в город модерна и эклектики. Но наследие этих последних двух эпох наименее признано и зачастую к нему безразличны. Однако стройность ансамблей улиц 5-7 этажных домов начала ХХ века дает Петербургу размерность европейского столичного города, роднит с Парижем. И делает приятным пребывание в нем особенно после разномастной Москвы.

В заключении могу лишь посоветовать в качестве культурного ликбеза для гостей Петербурга прочесть эту книгу, тогда как для петербуржа она должна быть одной из настольных книг, в которую подглядывают перед тем как пойти показать гостям свой любимый город!
Tags: Санкт-Петербург, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments