?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одним из наиболее важных вопросов возможного присоединения части Московской области к Москве является статус территорий, которые войдут в состав Москвы. В частности для Дзержинского это вопросы о том, останется ли он городом, как дальше будет осуществляться муниципальное управление, будут ли у нас атрибуты «самостийности» и собственный бюджет?
Вопрос действительно важный, т.к. в 1960 г. Москва резко расширила свои границы, включив города Перово, Тушино, Бабушкин и др. Города были поделены между городскими районами и достаточно быстро растворились в общегородском пространстве. Очень не хотелось бы, чтобы и Дзержинский постигла ты же участь. Физически слияние с Москвой почти невозможно, т.к. город со всех сторон отгорожен от внешнего мира кольцом промзон и гаражей, а также лесом, Москва-рекой и карьерами. Посему, даже после поглощения Москвой он останется Дзержинским, но останется ли городом?
Для ответа на этот вопрос посмотрим модели муниципального устройства пригородной зоны в Москве и Петербурге, а также в других столичных округах мега-столиц мира.
Вполне вероятно, что при расширении Москвы будет использована московская или петербургская модель административно-территориального деления и муниципального управления.


Московская модель. Москва, как известно, делится на 10 административных округов, которые как бы являются собой органы государственной власти и далее разделяются на 125 муниципальных районов, возглавляемых управами. Район – носитель муниципального управления со своим муниципальным образованием, бюджетом, символикой и главой. Районы в Москве достаточно слабы. Среднеразмерный район Москвы имеет около 100 тыс. жителей и площадь в 8 кв. км. Учитывая параметры Дзержинского административным округом ему не стать, а вот районом вполне. При реализации московской модели городской округ «город Дзержинский» станет муниципальным районом «Дзержинский» в составе либо расширившегося юго-восточного округа, либо нового «Юго-Восточного Замкадовского» округа Москвы с центром, к примеру, в Люберцах.
Смена вывески поменяет многое. Прежде всего, систему городского управления. В Москве в районе имеются три органа управления – государственное учреждение «Управа района», муниципалитет и муниципальное образование – органы местного самоуправления. Управа района практически не имеет полномочий и собственного бюджета и следит за реализацией общемосковских программ в районе. Муниципалитет также насчитывает всего несколько специалистов и отвечает за организацию праздников, содержание спортплощадок, социальную опеку и поддержку несовершеннолетних, т.е. почти исключительно социальные функции.
Сайты управ и муниципалитетов районов Москвы крайне неинформативные, информация по программам и бюджетам отсутствует. Вместе с тем крупнейший район Москвы – Марьино, насчитывающий 225 тыс. чел или почти в 5 раз больше Дзержинского в 2010 г. имел бюджет – 46 млн руб. В расчете на 1 жителя в 100 раз меньше, чем в нашем городе. Это отнюдь не означает, что в Марьино хуже живется, но возможность повлиять на муниципальную жизнь значительно ниже, т.к. центр принятия решения и консолидации денег находится далеко за пределами района.
В районах Москвы есть и местный совет депутатов муниципальное собрание, но его полномочия ограничиваются вопросами местного значения. А они почти не определяют развитие района (экономика, инвестиции) и оттого деятельность депутатского корпуса практически не известна интернету.
Вывод, трансформация города в район Москвы, это удаление власти от населения и в прямом и в переносном смысле.

Петербургская модель. В Санкт-Петербурге устройство города в большей степени похоже на то, что получится в Москве после присоединения городов-спутников. В Санкт-Петербурге есть собственно город Санкт-Петербург, площадью около 700 кв км и еще пригородная зона занимающая около 1000 кв км к которой относятся Петергоф, Кронштадт, Павловск, Сестрорецк, Колпино, Пушкин и другие города и поселки. Вся территория Санкт-Петербурга разделена на 18 административных районов с достаточно широкими полномочиями, сопоставимыми с муниципальными районами в других регионах России. При этом районами являются как центральные части города, так и пригороды. После реформы 2005 г. внутригородским районом стал город Пушкин с окрестностями. В итоге на территории района, который имеет администрацию и бюджет, имеется и более дробное деление – внутригородские муниципальные образования (ВМО), коих в Санкт-Петербурге 111, большая часть из которых называется округами, но есть 9 городов и 21 поселок. Т.е. средний петербургский ВМО насчитывает около 40 тыс. человек, что в 2,5 раза меньше чем в Москве.
Пример 1. В Пушкинском районе есть внутригородское муниципальное образование с названием «город Павловск». Но «город» здесь скорее дань к прошлому. Полномочия его сравнимым с рядовым поселением сельского муниципального района в Брянской области. Основными статьями расходов бюджета являются благоустройство территории, организация праздников, опека и поддержание деятельности местной администрации.
Пример 2. «Город Кронштадт» при населении в 44 тыс. чел, сравнимом с Дзержинским имеет бюджет в 62 млн руб, или в 15 раз меньше. При этом Кронштадт вполне самостоятельный город со своей историей, способный на более самостоятельное существование.
В итоге, реализация петербургской модели позволяет городу сохранить слово город в названии внутригородского муниципального образования и лишиться значительной части полномочий и средств к существованию. Характерно, что рядовые округа в Петербурге иногда не имеют названий (называются по номерам) и даже официальных сайтов.



Обе модели и московская и петербургская для нашего города и других городов Замкадья подрывают основы муниципального самоуправления, а именно полномочия и бюджет. Низкое качество офсайтов московских управ, питерских округов косвенно свидетельствует и о качестве и количестве сотрудников «местных властей». Вместе с тем петербургская модель все же более гуманна и позволяет хоть как-то иметь атрибуты города и средства для самостоятельности.



P.S. Среди 15 мега-столиц мира, имеющих более 10 млн жителей. Специальный столичный округ имеют Мехико, Дели, Манила, Бангкок, Джакарта, Сеул. Состав и распределение полномочий и бюджетов между городами входящими в эту специальную единицу административного деления страны вопрос сложный и предмет дальнейшего моего исследования (не знаю только когда)...

Ссылки:
http://levbereg.ru/vmo/ - типичный сайт муниципального района Москвы
http://www.kalininsky.ru/municipality/mo21/ - типичный сайт округа Санкт-Петербурга
Устав г. Павловска http://www.omsu-pavlovsk.spb.ru/p23/index.html.
Сайт Кронштадта http://www.kron-mo.ru/municzipalnye-pravovye-akty/budjet и сайт муниципальное управление в Петербурге http://www.omsu.spb.ru/

Comments

modelman
Jun. 29th, 2011 09:35 am (UTC)
Первое, что я понял из твоего текста, так это то, что у Дзержинского охрененно большой бюджет :)

Второе, не буду скрывать, меня больше всего транспорт интересует. Насколько будет перелопачен транспорт Москвы и МО, если такое решение будет принятно. По идее, в Дзержинский тогда срочно надо строить какое-нибудь метро - лёгкое или не очень.
Алла Кечеджан
Jun. 30th, 2011 05:58 am (UTC)
Бюджет у нас миллиардный.
Метро обещают в Котельники затянуть в 15-м году
mingitau
Jul. 2nd, 2011 08:39 pm (UTC)
Да, бюджет у нас около 1 млрд руб, при том что налогов собирается на несколько миллиардов. При грамотном его использовании и при наличии внятной инвестиционной политики город может вполне успешно жить вне границ Москвы.
Метро в Котельниках предварительно собираются строить вдоль Новорязанского шоссе у Касторамы и МЕТРО. И эта станция будет скорее ориентирована на тех, кто живет по Новорязанскому шоссе - Октябрьский, Люберцы, Лыткарино, Жуковский. В таком случае его наличие там почти ничего не исправит для Дзержинского, т.к. автобус по времени будет идти почти равное время что до м. Котельники, что до м. Кузьминки. Правда от м. Кузьминки до центра 5 станций, а от м. Котельники будет 10. По времени еще больше получается.

По хорошему надо использовать существующую ветку Панки-Котельники-Дзержинский и переоборудовать ее под легкое метро или метротрам, соединив с московским метро на станции Жулебино (подземный небольшой участок) и в Дзержинском пару подземных станций построить под улицей Лесной. Аналогично с Лыткарино. И еще рядом других городов Подмосковья.

Мне сдается, что присоединение ближних пригородов ничего не поменяет в плане транспортного обслуживания. Ведь в Петербурге нет спецпрограмм по связи с пригородами и из них (сам пару недель назад ездил в Сестрорецк и Кронштадт) бывает весьма сложно выбраться. В тот же 40-тысячный Сестрорецк электричка раз в час, раз в два часа и если ее отменили - в городе коллапс.
(Anonymous)
Jul. 21st, 2011 09:48 am (UTC)
Может жить, да живет с огромным бюджетом. Для простых людей в случае присоединения к Москве будет лучше, дешевле в два раза проезд, старикам пенсии увеличатся существенно, и многое другое.
mingitau
Jul. 31st, 2011 11:45 am (UTC)
Лучше вряд ли. Опыт Питера говорит, что проезд внутри города и удаленные городские районы отличается в 2-3 раза. Рост пенсий возможен и без присоединения к Москве. И сейчас пенсии отличаются всего на 1000 руб.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner