Книга – одно из самых захватывающих и увлекательных произведения, что я когда-либо читал. В нем сочетались несколько ярких моментов, которые мне очень нравятся: мировой город+великая история+яркие образы+география+изысканный язык+большое число источников+атмосфера и символы. Важнейший и интереснейший подход автора состоит в том, что он принимает Лондон не как объект и далее следует его история, а как живой организм и книга его непоследовательная биография, именно биография.

Лондон. 08.04.2006 г. Погода как сегодня.
Крайне любопытна в книге фактология. Интересно читать о фаст-фуде 14 века или о законах Елизаветы I (16 в.) о выдворении из города чернокожих мигрантов, об эволюции лондонского Сити и восковых фигурах 17 в, как свидетельств успеха.
Не менее впечатляет и география. Автор скрупулезно исследует одну карту города за другой, рисует панорамы, приводит фотографии. География Лондона полноценна – от геологии и животного мира до мира фондовой биржи.
Удивляет с какой точностью автор приводит цитаты сотен других людей писавших о Лондоне на протяжении 2000 лет! Это же титанический труд перечитать и выбрать эти заметки и мысли о городе, вплести их в повествование. Только из русских у Акройда приводятся Ленин, Кропоткин, Достоевский, Толстой, Сталин, Герцен.
Лондон – первый безразмерный город в котором я побывал. В апреле 2006 г. он сразил меня своей мощью, разнообразией и масштабом. Город который жил на сотни лет вперед того города из которого я прибыл и который одновременно был глубоко древним. Я днями гулял и не мог покинуть центра. Москва, собранная в одну точку к Кремлю, «скукожилась и померкла». Она стала казаться маленькой и понятной.
Так и у Акройда – Лондон – город мне времени и вне пространства, он – не город, а страна, человеческая ойкумена. Все страны и континенты собраны в мировой столице. Я и сам помню именно это ощущение подлинно мирового масштаба, которое в Париже или Каире было, но менее явное.

Сравнение Лондона с ему однопорядковыми городами дело неблагодарное и Акройд этим не занимается. Я тоже не стану, скажу лишь, что сходное чувство вневременного и внепростанственного города испытывал после Лондона лишь дважды – в Стамбуле и в Каире. Причина видимо в мощи исторических пластов и отсутствии выраженного одного центра города.
Вероятно, не только мне хочется верить и ощущать, что время в котором я живу – некий расцвет и максимум развития города или цивилизации, раньше было как-то примитивней, проще и понятней. Отчего такое чувство? Вероятно оттого, что на моей памяти и памяти моей семьи место моего (город) проживания сильно изменилось, выросло, усложнилось. Действительно. Вторая половина ХХ века мне кажется современностью, которая и сейчас продолжается. Старое то, что было до войны. А до войны на том месте где я пишу, точнее 9 этажами ниже стояла деревянная изба, и даже когда я родился она еще стояла. И только потом место изменилось – поднялись серые многоэтажки. И так вся Москва, в которой действительно старое растворилось, стало точечным.
Чтение книги ярко иллюстрирует обратную мысль. Лондон уже в конце XIX века имея 7 млн жителей и площадь в 1 500 кв км (в Мск был всего 1 млн чел) имел такую размерность и модернизированность и сложность, что тогда она не укладывалась в сознании человека. ХХ и ХХI века – время не пространственного роста города, но эволюции, перевоплощений, постоянного осовременивания и постоянного сохранения превосходства над другими городами мира.

«Лондон: биография» была написана в 1999-2000 г. Интересны параллели с днем сегодняшним. Последние недели мир пытается понять причины бунтов молодежи в Лондоне, правительство Англии думает как бы их обуздать. Вместе с тем Акройд проводя историю бунтов и молодежных и бедняцких волнений в городе за последнюю тысячу лет выводит, что молодежный бунт – это обычное проявление городской жизни, которое рождается ниоткуда, ярко свирепствует и также быстро утихает. Его природа в тысячелетней истории города, миллионах судеб которые постоянно жгли лавки и грабили прохожих. Наше представление о Лондоне как о некоем сверхреспектабельном и спокойном городе однобоко и потому миф. Бедность, пожары, грабежи, насилие – такие же составляющие характера этого города.
Питер Акройд, как рассказывает Интернет, живой классик британской литературы, автор множества художественных и документальных произведений, действия которых разворачиваются в Лондоне. В этом отношение прочтение книги важно для ликбеза по современной британской литературе, которой в последние годы я не уделял должного внимания.
По книге «Лондон: биография» BBC в 2004 г. сняло трех серийный документальный фильм.
Лондон по Акройду видел уже столько всего, что его мало чем увидишь. Город полон символизма. К примеру, Лондонский камень – аналог Каабы в Мекке. Даже любопытно получается. Сейчас в центре Лондона заканчивается возведение небоскреба The Shard, который должен достичь высоты в 310 м. Особенность его в архитектуре – он похож на устремленный ввысь конус, самый конец которого преднамеренно незакончен. Сразу возникают ассоциации в Вавилонской башне. В Лондоне решили, что башня не будет завершена… Но закончить ее собираются в 2012 г., аккурат к концу света J.

The Shard
З.Ы. Друзья-географам и не только рекомендую эту книгу На ОЗОНе http://www.ozon.ru/context/detail/id/4750508/
Рецензия http://londonandall.com/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5/%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%B0%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%B4-%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD/