Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

"Лондон: биография" (Питер Акройд)

Практически на одном дыхании пролетело две недели и почти 1000 страниц книги Питер Акройда «Лондон: биография». Мои мысли о ней – скорее набор чувств, чем стройная рецензия.

Книга – одно из самых захватывающих и увлекательных произведения, что я когда-либо читал. В нем сочетались несколько ярких моментов, которые мне очень нравятся: мировой город+великая история+яркие образы+география+изысканный язык+большое число источников+атмосфера и символы. Важнейший и интереснейший подход автора состоит в том, что он принимает Лондон не как объект и далее следует его история, а как живой организм и книга его непоследовательная биография, именно биография.



Лондон. 08.04.2006 г. Погода как сегодня.



Крайне любопытна в книге фактология. Интересно читать о фаст-фуде 14 века или о законах Елизаветы I (16 в.) о выдворении из города чернокожих мигрантов, об эволюции лондонского Сити и восковых фигурах 17 в, как свидетельств успеха.

Не менее впечатляет и география. Автор скрупулезно исследует одну карту города за другой, рисует панорамы, приводит фотографии. География Лондона полноценна – от геологии и животного мира до мира фондовой биржи.

Удивляет с какой точностью автор приводит цитаты сотен других людей писавших о Лондоне на протяжении 2000 лет! Это же титанический труд перечитать и выбрать эти заметки и мысли о городе, вплести их в повествование. Только из русских у Акройда приводятся Ленин, Кропоткин, Достоевский, Толстой, Сталин, Герцен.

Лондон – первый безразмерный город в котором я побывал. В апреле 2006 г. он сразил меня своей мощью, разнообразией и масштабом. Город который жил на сотни лет вперед того города из которого я прибыл и который одновременно был глубоко древним. Я днями гулял и не мог покинуть центра. Москва, собранная в одну точку к Кремлю, «скукожилась и померкла». Она стала казаться маленькой и понятной.

Так и у Акройда – Лондон – город мне времени и вне пространства, он – не город, а страна, человеческая ойкумена. Все страны и континенты собраны в мировой столице. Я и сам помню именно это ощущение подлинно мирового масштаба, которое в Париже или Каире было, но менее явное.




Сравнение Лондона с ему однопорядковыми городами дело неблагодарное и Акройд этим не занимается. Я тоже не стану, скажу лишь, что сходное чувство вневременного и внепростанственного города испытывал после Лондона лишь дважды – в Стамбуле и в Каире. Причина видимо в мощи исторических пластов и отсутствии выраженного одного центра города.

Вероятно, не только мне хочется верить и ощущать, что время в котором я живу – некий расцвет и максимум развития города или цивилизации, раньше было как-то примитивней, проще и понятней. Отчего такое чувство? Вероятно оттого, что на моей памяти и памяти моей семьи место моего (город) проживания сильно изменилось, выросло, усложнилось. Действительно. Вторая половина ХХ века мне кажется современностью, которая и сейчас продолжается. Старое то, что было до войны. А до войны на том месте где я пишу, точнее 9 этажами ниже стояла деревянная изба, и даже когда я родился она еще стояла. И только потом место изменилось – поднялись серые многоэтажки. И так вся Москва, в которой действительно старое растворилось, стало точечным.

Чтение книги ярко иллюстрирует обратную мысль. Лондон уже в конце XIX века имея 7 млн жителей и площадь в 1 500 кв км (в Мск был всего 1 млн чел) имел такую размерность и модернизированность и сложность, что тогда она не укладывалась в сознании человека. ХХ и ХХI века – время не пространственного роста города, но эволюции, перевоплощений, постоянного осовременивания и постоянного сохранения превосходства над другими городами мира.



«Лондон: биография» была написана в 1999-2000 г. Интересны параллели с днем сегодняшним. Последние недели мир пытается понять причины бунтов молодежи в Лондоне, правительство Англии думает как бы их обуздать. Вместе с тем Акройд проводя историю бунтов и молодежных и бедняцких волнений в городе за последнюю тысячу лет выводит, что молодежный бунт – это обычное проявление городской жизни, которое рождается ниоткуда, ярко свирепствует и также быстро утихает. Его природа в тысячелетней истории города, миллионах судеб которые постоянно жгли лавки и грабили прохожих. Наше представление о Лондоне как о некоем сверхреспектабельном и спокойном городе однобоко и потому миф. Бедность, пожары, грабежи, насилие – такие же составляющие характера этого города.

Питер Акройд, как рассказывает Интернет, живой классик британской литературы, автор множества художественных и документальных произведений, действия которых разворачиваются в Лондоне. В этом отношение прочтение книги важно для ликбеза по современной британской литературе, которой в последние годы я не уделял должного внимания.

По книге «Лондон: биография» BBC в 2004 г. сняло трех серийный документальный фильм.

Лондон по Акройду видел уже столько всего, что его мало чем увидишь. Город полон символизма. К примеру, Лондонский камень – аналог Каабы в Мекке. Даже любопытно получается. Сейчас в центре Лондона заканчивается возведение небоскреба The Shard, который должен достичь высоты в 310 м. Особенность его в архитектуре – он похож на устремленный ввысь конус, самый конец которого преднамеренно незакончен. Сразу возникают ассоциации в Вавилонской башне. В Лондоне решили, что башня не будет завершена… Но закончить ее собираются в 2012 г., аккурат к концу света J.


The Shard

З.Ы. Друзья-географам и не только рекомендую эту книгу На ОЗОНе http://www.ozon.ru/context/detail/id/4750508/

Рецензия http://londonandall.com/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5/%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%B0%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%B4-%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD/
Tags: города, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments