С другой стороны ожидаешь книгу, роман, повесть, а получаешь поток сознания. Периодически поток достаточно бессвязный. Только-только начинаешь входить во вкус увлекательной истории или наблюдения, как оно неожиданно заканчивается.
Гришковец пишет о Сибири и о городе, его «земляки» Астафьев и Распутин – пишут тоже о Сибири и о селе. И от их произведений остается серьезное послевкусие, мысли. После Гришковца такого нет. Почему? В чем его эффект? Наверно в какой более доступной правде жизни. У Распутина поднимаются гораздо более глобальные вопросы человечества.
«Сибирь, Сибирь…» Распутина и «Реки» Гришковца не однопорядковые явления, хотя об одном объекте.
Ловлю себя на мысли, что будь у меня задача, я книгу написал бы именно как Гришковец. Все же я городской житель и деревенское мне чуждо, несмотря на то, что я сельской местностью занимался много лет в университете. Оно правильно им замечено в заметке про деда с лаптями – иное, сложное и такое, что мне как горожанину не понять.
И напоследок. Все-таки его рассказы имеют воздействие. Я неделю назад скачал «Реки» бесплатно. Потом вспомнил морализаторский призыв Евгений Гришковца, что его книга – его труд, а я просто таким образом ее украл. Зашел на его сайт, перешел по ссылке, где «Реки» продаются за 69 руб и купил электронную версию он-лайн. А скачанную бесплатную удалил. И стало как-то спокойней на душе. Ведь 69 руб – небольшие деньги, за бумажную книгу я бы больше отдал.
Что бы еще почитать у Гришковца?!