?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прочитал культовую книгу советского прошлого Н.А.Островского «Как закалялась сталь». Прочитал ее с подачи серьезной рецензии Алексея З. ака http://pampa-don-zaj.livejournal.com/ . А также с детского воспоминания библиотеки деда в которой стояла эта книга с суровым названием и манила к себе.
Как ни странно, но книга оставила у меня весьма поверхностное впечатление. Она читалась легко, но не трогала, не поглощала – почему? Возможно оттого, что не покидало ощущение, что рассказ о Павке Корчагине какой-то искусственный, поверхностный, похожий на набор комиксов. Не исключено, что это следствие условий, в которых тяжело больной писатель создавал свой роман, конспективно набрасывая практически автобиографическое повествование. Можно с уважением относится к подвигу парализованного человека, который превознемогая боли создал это произведение.

Но если вернуться к книге, то отмечу, что интенсивность описания такова, что не успеваешь отслеживать развитие характеров героев, изменение их судеб. Как будто Островский преднамеренно желал увековечить максимум фактов и событий, не стараясь связать их в единое художественное произведение.

Ответ на вопрос «Как закалялась сталь» так и не был получен. Ибо, на мой взгляд, история главного героя не ответ. Его ответ – максимум усилий в единицу времени и умереть молодым, главное, чтобы содержательно провести эту короткую жизнь. Нет, это не ответ.

Павка Корчагин – просто супергерой своего времени. Он – символ эпохи, на который официально призывала пропаганда ориентироваться и одновременно произведение эпохи большой коммунистической модернизации страны, немного гротескное произведение. По большому счету он правильный герой с массой положительный черт характера. На него стоило бы равняться. Павка значительную часть жизнь что-то да созидал и от этого уже хорошо. Одновременно есть и черты характера, который не понимаю и не принимаю – это фатальное пренебрежение к человеческим чувствам «любовь». Это непонимание «отдыха», «развлечений». Он не видит разнообразия в мире и это глупо. В книге все однозначно – кто положительный герой, кто отрицательный. Многогранностей характеров не предполагается.

Павка Корчагин – никак не герой современности. Нынешний супергерой – герои «Духлесса» Минаева или «Блуда и МУДО» Иванова – аморалы, нацеленные исключительно на обман и воровство с элементами философствования. Они произведение нынешнего глубоко упадочного общества и одновременно их «иконы». И жаль, что Павка Корчагин не в наше время живет. Порубал бы не задумываясь.
Предположу, что Островский в Корчагине попытался изобразить аналог жизнеописания Владимира Ильича Ленина – активный человек, революционер, проблемы со здоровьем, писательство, как отрада и смерть. Но Ильич в начале 1930-х гг. – был вероятно велик и табуирован для изображения. Островский же взял его аналог и вывел его в массы. Судьбу Корчагина можно было повторить и примерить на себя.

Завершая, отмечу, что доволен прочтением книги, небольшой пробел в образовании исправлен, но произведения Симонова или Нестерова сильнее.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner