?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Свежая статья для "Открытой линии".

2012 год – год перемен. Зима принесла нам перемены в отношении граждан и власти ко всему государству. Весна и лето, надеюсь, принесет перемены отношения граждан и власти к своей среде жизни – Подмосковью. Посему постараюсь сформулировать крупные проблемы и направления перемен, актуальных для Московской области.





2012 год – год перемен. Зима принесла нам перемены в отношении граждан и власти ко всему государству. Весна и лето, надеюсь, принесет перемены отношения граждан и власти к своей среде жизни – Подмосковью. Посему постараюсь сформулировать крупные проблемы и направления перемен, актуальных для Московской области.Особенный регион – особенные проблемы.


Особенный регион - особые проблемы
            Важной особенностью Московской области и ее отличием практически от всей остальной страны является вполне европейские показатели плотности населения, экономического потенциала. Именно здесь максимальное для России разнообразие городов (более 80) и районов. Одновременно, качество жизни у нас далеко от регионов, окружающих крупнейшие развитые города мира (Лондон, Париж, Нью-Йорк, Токио). Долгосрочное перспективное видение развития Московской области связываю к интенсификации роста качества жизни и качества городской среды.

Ключевые проблемы Подмосковья и направления их решения известны давно – это слаборазвитая транспортная система, это безудержное градостроительное развитие, это весьма недостойное благоустройство, это неритмичное инвестиционное развитие, это стареющая коммунальная инфраструктура. В Московской области есть Стратегия развития региона, есть генеральный план, однако они реализуются фрагментарно и с большими отставаниями от сроков.

Не менее половины жителей Московской области, к которым относятся и дзержинцы, живут в 20-40 километровом радиусе от МКАД – территории с плотной застройкой, практически не отличимой от собственно Москвы, что сближает нас со столицей по характеру проблем.

Да, есть и срединная зона Подмосковья (Егорьевск, Коломна, Дмитров и др.), есть и периферия (Лотошинский район, Шатурский район и др.), но полагаю наиболее острые проблемы именно в ближнем Подмосковье (Замкадье) о котором и далее пойдет речь.

Равнение на Москву

Москва за последние полтора года демонстрирует значительную активизацию решения общественно значимых проблем – строительство автодорог, метрополитена, создание парковочных мест и транспортных узлов, благоустройство дворов, реконструкция коммунальных сетей, создания объектов социальной сферы. При вполне сопоставимых бюджетах (у Москвы в 2011 г. был около 1,2 трлн руб и Мособласти+муниципалитетов региона – 0,4 трлн руб) различие разительное. Сравните приветливый и понятный сайт города Москва http://mos.ru/ и особенно раздел по бюджету http://budget.mos.ru/ со скучным и запутанным сайтом Московской области http://www.mosreg.ru/ и еще надо найти бюджет области http://mf.mosreg.ru/

ПРОБЛЕМЫ БЛИЖНЕГО ПОДМОСКОВЬЯ

1. Гипертрофированное градостроительное развитие

Для начала в качестве иллюстрации пример.

ДЕТСАДЫ

В Подмосковье в 2011 г. построили рекордные 8,3 млн кв м жилья или жилья на 330 000 человек(при предположим средних 25 м кв на человека). У обладателей новых квартир в среднем 15-20 тыс. детей в детсадовском возрасте. Детских садов было построено рекордное количество, но всего около 30 шт на 4-5 тыс. мест. Соответственно, современные исключительные темпы строительства не только не ликвидирует очереди, но и наращивают их.

В Москве в 2011 г. построили жилья в 2,1 млн кв м. Детских садов построили около 50 и еще 30 восстановили. Итого около 15 тыс. новых мест. Следовательно, в Москве в 2011 г. если не была полностью решена проблема с детскими садами, но статистически очевидно сокращение дефицита.

Ситуация с детскими садами отражает одну из ключевых проблем Подмосковья. - интенсивность строительства объектов инфраструктуры (транспортной, коммунальной, социальной) не успевает за возведением жилых массивов. Считаю, что это, во многом проблема муниципалитетов, которые ни сами объективно не способны финансировать активное развитие инфраструктуры, ни следят за обеспечением инфраструктурой микрорайонов со стороны застройщиков. В городах ближайшего Подмосковья основной объем строительства приходится на крупные микрорайоны с домами повышенной этажности. И именно жители этих домов невольно становятся заложниками несозданной инфраструктуры, обитателями трущоб XXI века.

Выходом из ситуации является настойчивость в поиске баланса между разными формами строительства и только комплексный подход к застройке территорий. Полагаю, что никакой многоэтажный дом не должен вводиться в эксплуатацию без обеспечения минимум 3 машиномест на 2 квартиры в подземном паркинге. Есть масса утвержденных и в целом здравых градостроительных законодательных норм и правил, через которые однако, перешагивают, при первой же проблеме. Оттого гипертрофированное градостроительное развитие превращается в глобальную проблему повышения правовой культуры и одновременно борьбы с коррупцией, что практически эфемерно.

2. Городам нужны городские центры

Города ближнего Подмосковья имеют колоссальный дефицит качества своих центров. В Замкадье мало исторических городов. Разве что Подольск может похвастаться своей двухвековой городской историей. Оттого и мало подлинных городских центров. Что понятно из-за постоянного в течении последних столетий доминирования центра Москвы, как центра и городов и поселков ближайшего Подмосковья.

В ХХ веке рост численности населения городов Подмосковья отнюдь не сопровождался ростом качества городской среды. Многочисленные города представляли собой фактически рабочие поселки при предприятиях, часто слабо связанные друг с другом даже при близком расположении (вспомним хотя бы поселок ТЭЦ и поселок при НИХТИ разделенные оврагом в Дзержинском).

Во все времена центром жизни города было место сосредоточения торговли и досуговых заведений. В этом смысле XXI век также не принес большинству городов Подмосковья появления центров. «Центрами» стали Торгово-развлекательные центры или гипермаркеты, ориентированные не на удобство и доступность для горожан, сколько на магистральные автодороги и автолюбителей. Наличие колоссальных по размеру МЕГИ Белая Дача и Касторамы+Selgros отнюдь не добавляет городу Котельники качества городской среды (кроме налогов и рабочих мест). Гипермаркеты отдельно, а город отдельно. В развитых городах и странах иначе – центр торговли города находится там же, где и жилье и офисы и театры и скверы. Размеры подмосковных гипермаркетов (крупнейшие в Европе) таковы, что они фактически подавляют собой торговлю и досуг в окрестных городах.Уверен, что с ростом достатка населения и потребности в качественном досуге будет расти спрос на локальные центры разнообразия (богатства) жизни. Это места, в которых приятно прогуляться, что-то купить, решить некоторые вопросы, встретиться, посмотреть кино и т.д. – то есть то, для чего обычно приходится ездить в центр Москвы. Много таких мест быть не может, потому районы и города будут активно разделяться на «центральные» и «периферийные». В «центральных» будут концентрироваться офисы, более обеспеченное население, более качественное благоустройство. На «периферии» - по остаточному принципу и благоустройство и досуговые и торговые учреждения. Создание городских центров общая задача городского сообщества, городской власти и застройщиков.

Считаю, что одним из таких локальных городских центров может стать Дзержинский, благодаря уникальному сочетанию ряда потенциалов для формирования богатства жизни (Москва-река, монастырь, открытое пространство поймы, резервные территории для строительства, лесопарк, карьеры).

РАЗНООБРАЗИЕ ЗАЛОГ УСПЕХА

В настоящее время наиболее развитыми и благоустроенными городскими центрами в ближнем Подмосковье обладают – Красногорск, Одинцово, Реутов, Королев, Химки, Долгопрудный. Не случайно то, что они являются лидерами по стоимости жилья, привлекая более обеспеченное населения. Жилье экономкласса строят либо на периферии крупных городов, либо в небольших городах и поселках с низким качеством городской среды. В нашем Юго-Восточном Подмосковье это Котельники, Октябрьский, Островцы, Малаховка, Лыткарино, Красная горка в Люберцах.

3. Солидарность в развитии соседних муниципалитетов

«Мертвые» зоны на границах муниципалитетов одно из проявлений несолидарного взаимодействия соседних муниципалитетов. Перманентно в Подмосковье возникают территориальные споры между соседними городами и районами. Распространены чересполосица в застройке, пренебрежение интересами жителей соседних муницалитетов. Как пример промзона на земле Котельников под окнами жителей улицы Угрешская.

Фактически отсутствуют прецеденты софинансирования межмуниципальных проектов, а само сотрудничество, как правило, сводится к обмену творческих коллективов.

Естественным является повышение уровня и разнообразия сотрудничества, выработка солидарных целей и мероприятий соседними муниципалитетами, объединения их в межмуниципальные ассоциации для отстаивания своих интересов и позиционирования на внешних рынках.

Вполне возможно, что межмуниципальное сотрудничество начнется с сознательных граждан и общественных организаций. И только под давлением их будет распространяться на муниципальные органы власти.

ТОМИЛИНСКИЙ ЛЕСОПАРК

Лесопарк, расположен или примыкает к четырем крупным городам (Котельники, Лыткарино, Люберцы и Дзержинский). Его жители, равно как и дачники активно пользуются им, практически не оставляя глухих уголков. Томилинский лесопарк уже сейчас фактически городской лес, но с крайне низким уровнем благоустройства. Обустройство Томилинского лесопарка, прокладка аллей и велосипедных дорожек между его концами (фактически между городами) мог бы стать проектом примирения соседей и солидарного развития.

4. Развитие транспортных систем

Многие даже на своем опыте ощущают большой дефицит нужных автодорог и путей общественного транспорта в Подмосковье. Чтобы съездить в соседний город или на дачу приходится ехать на личном авто через МКАД, а если на общественном транспорте, то через центр Москвы. Границы отдельных муниципалитетов зачастую лишь номинально имеют автодорожные связи («пьяная» автодорога на Лыткарино пример достаточно характерный и весьма распространенный) и часто представляют собой свалки и маргинальные пустыри.

Ближнее Подмосковье остро нуждается в росте плотности современных автодорог и маршрутов общественного транспорта (электрички, скоростные трамваи). Необходим рост связности уличных систем городов. В нашем случае нужны удобные выходы на Люберцы далее Балашиху и Ногинск, на Лыткарино и далее Молоково и аэропорт «Домодедово» и Видное.

Нужны и трансмосковские маршруты с использованием малого московского ж/д кольца, которые позволили бы например из нашего Юго-Восточного Замкадья иметь прямой выход на Западное (Одинцово, Кубинка) или Северо-Восточное (Мытищи, Щелково, Пушкино, Сергиев Посад), без пересадок в Москве.

Сеть скоростных трамваев заложена была еще в середине 2000-х гг. в Генплане Московской области, но к практической реализации проекта так и не перешли.

МОСКВОРЕЦКИЕ МОСТЫ

Через достаточно узкую Москва-реку на 50 км участке от МКАДа вниз по течению всего один автомобильный мост в районе Островцов. На 60 км участке реки Сены (вне Парижа вниз по течению) при аналогичной ширине реки и плотности населения - 11 мостов. Разница в связности территорий, удобства жизни налицо. И если жители Дзержинского используют, чтобы попасть в аэропорт Домодедово практически без альтернативный МКАД (а на нем м.б. глухая пробка), что лыткаринцам приходится делать многокилометровый крюк (хотя до Домодедово по прямой всего 18 км).


Comments

agprom
Mar. 22nd, 2012 10:11 am (UTC)
динамику численности лучше оценивать по данным статистики, а не исходя из объемов введенного жилья. Можно ведь возразить, что это не новые люди приехали, а те же подмосквичи улучшили свои жилищные условия, но оставив прежним кол-во детей.

Комплексное североевропейское стандартное жилье в России - супер-элит-бизнес класс (см. тут http://zyalt.livejournal.com/539603.html про цену внизу). На него нет спроса (из-за отсутствия денег у населения).

Есть деньги на говножилье в говноинфраструктуре. Спрос рождает предложение...
mingitau
Mar. 24th, 2012 05:53 am (UTC)
Отчасти ты прав, но Росстат не учитывает всего объема миграции. Если официально, что в прошлом году миграционный приток в Московскую область составил около 100 тыс. человек. Но надо понимать, что в новостройках очень много тех, кто приехал из регионов на заработки и снимают жилье. Статистически их нет, но дети у них есть и спрос на инфраструктуру тоже.
agprom
Mar. 24th, 2012 09:11 am (UTC)
Тут сложно сказать. Ведь и часть москвичей покупают жилье в МО не для того, чтобы в нем жить.

По моему оценки облстата объективны или, по крайней мере, не занижены, из-за того, что чиновникам выгоднее побольше приписать населения.
trinadtsataya
Mar. 24th, 2012 03:02 pm (UTC)
работаю в компании-девелопере жилой недвижимости и периодически высчитываем по нашим подмосковным объектам портрет покупателей. так вот. 50% квартир покупают жители Москвы, для себя, для детей, для родителей, подмосквичи - лишь до 30%, остальное приходится на жителей остальных регионов. Но по детсадам действительно страшная картина получается, и чем больше начинается строек (в последние полгода очередной бум), в особенности чем масштабнее микрорайон строительства, тем будет хуже, т.к. все девелоперы стараются начинать строить инфраструктуру в последних очердях. ПИК в Мытищах, например на 400 000 кв. м. уже построенных домов в мкр. Ярославский ввел только 1!!! детский сад.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner