?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(статья для "Открытой линии")

Выборы прошли – настало время для работы

Прошедшие выборы мэра так и не дали подлинной дискуссии среди кандидатов о развитии Дзержинского на перспективу. В начале года приняты правила землепользования и застройки, какие-никакие, а придется по ним жить.

Одновременно федеральные избирательные компании привели к подъему общественной жизни среди жителей московского мегаполиса, полагаю, затронули они и наш город. Теперь, когда страсти улеглись, думаю, самое время подумать формирующемуся городскому сообществу и городской администрации над тем, что значит наш город и как ему далее развиваться. Считаю, что только выработав и признав некоторую стратегию можно с успехом двигаться дальше. Стратегический план развития города до 2020 года не работает, что требует его доработки или создания нового. Обсуждение темы про метро – предлог и часть большой и необходимой конструктивной дискуссии о будущем Дзержинского.





Горожане - лидеры

Почему я решил написать этот текст? Отвечу. Потому что я ежедневно вижу сотни человек, которые достойны жить в качественно другом городе и способны изменить Дзержинский.

Ежедневные поездки в Москву сталкивают меня в автобусах с горожанами, многих из которых я бы охарактеризовал как лидеров. Они читают в автобусе серьезную литературу, периодически ведут по телефону деловые переговоры, иногда на иностранных языках, обсуждают какие-то творческие идеи. И это достаточно опрятно и солидно одетые люди, лица которых не обезображены девиациями. Думаю, многие из них участвовали в общественно-политических акциях, в центре Москвы этой зимой. И это сотни и сотни человек, но при этом их почти незаметно в нашей муниципальной общественной жизни. На разного рода собрания горожан приходят единицы, максимум десятки, и то в основном местные пенсионеры. Что тоже хорошо.

Мне хочется втянуть в дискуссию о будущем Дзержинского именно «креативный городской класс», как сейчас модно говорить. Ведь проблемы справедливости и честности существуют не только на федеральном уровне. Они есть и в нашем городе. Энергия, потраченная на исправление ситуации в нашем местном уровне, мне кажется, может дать больше эффекта, чем митинги на центральных площадях Москвы. Соответственно, в дальнейшем необходимо будет перейти от дискуссии к работе, к преображению города.

Мой текст обращен и старожилам города. К тем, кто Здесь давно живет и работает в нем. Возможно мне как новоселу и работающему в Москве докажут, что Дзержинский другой и я в нем маргинал из меньшинства. А большинство за иное видение перспектив города. Для получения такого ответу я и пишу свое видение стратегического выбора развития города.

Дзержинский – сильный или слабый район Большой Москвы?

Наш город, хочет он того или нет, становится одним из районов Большой Москвы. Москва достаточно странный для развитой страны мегаполис, в котором центральные районы, действительно находятся в самом центре и занимают критически малую долю по отношению ко всему остальному городу. Вся остальная Москва – однотипные районы Примкадья и Замкадья, одним из которых и является Дзержинский, при этом они относительно слабо сегрегированны на районы богатые и бедные. При этом под «богатством» и «бедность» района понимается прежде всего уровень разнообразия форм занятости и досуга в нем. Такая ситуация с одной стороны воспроизводится и дальше через застройку новых районов (Люберецкие поля, Щербинка, Кожухово, Павшинская пойма). С другой стороны она не может далее продолжаться в растущем капиталистическом городе, где у разных групп населения есть запрос на рост качества городской среды. Это означается неминуемую сегрегацию нецентральный районов Большой Москвы на «лидеров» и «лузеров». Одни будут становиться местными центрами жизни для окрестностей, привлекая за счет разнообразия форм досуга и занятости в т.ч. и более обеспеченное население, другие сохраняться как спальные жилые микрорайоны, что называется, экономкласса.

Полагаю, не только мне очевиден конец замкнутости Дзержинского. А вот каким районом Большой Москвы мы станем – неочевидно. Это напрямую зависит от усердия городского сообщества и городских властей. Всплеск общественной активности в районах Москвы также фиксирует актуализацию этой проблемы. Следовательно, нам надо думать, выбирать стратегию и действовать, чтобы не оказаться среди отставших.

Стратегия «стабильности»

Возьмусь утверждать, что несмотря на наличие Стратегии лидерства (сильного города), оставленной нам В.И.Доркиным в виде системы стратегических документов города, в Дзержинском последние 6 лет реализуется Стратегия «стабильности». Ее смысл заключается в идее минимизации энергии в противодействии процессам, задаваемым извне и в отсутствии воли к реальному управлению ситуацией в городе.

Есть в московском мегаполисе спрос на дешевое жилье и интересы девелоперов – мы строим безликие многоэтажные дома-стены.

Есть спрос на складские мощности – мы строим ангары и населяем их окрестности гастарбайтерами.

Народ пока не бунтует против коллапса на дорогах города, гиперочередей в детских садах, ржавой воды из-под крана  – значит, принципиально проблемы не решаются, и дальше воспроизводится серость и стабильность жизни.

Но эта псевдостабильность в условиях неизбежного деления на сильных и слабых характеризует нас как слабых. Хотя это тоже стратегия, сознательный выбор.

Жилмассивы для пролетариата

При развитии Дзержинского в рамках Стратегии «стабильности» город постепенно эволюционирует в спальные микрорайоны современного пролетариата, занятого на складах, примкадовских торговых центрах и отдельных заводах. Продмаг+парковка на газоне – что нужно еще для жизни? Первичные потребности удовлетворены, а это значит, что население такого города будет голосовать так, как нужно, сохраняя существующее положение вещей (что, собственно, и произошло в декабре 2011 г.). Следовательно, администрация города может иметь бесконечный мандат для сохранения свого существования. Но в таком городе нет места разнообразию. Те, кому нужна свобода и нечто большее, будут покидать город, перебираясь в более успешные города или страны. Если такая Стратегия «стабильности» устраивает большинство, значит меньшинству или надо к ней адаптироваться, или пытаться изменить мнение большинства, или покинуть город.

Метро в рамках этой стратегии тоже нужно. Его появление повысит привлекательность территорий Дзержинского для девелоперов, а, значит, появится стимул застроить пойму, что не может не порадовать городскую администрацию.

Стратегия сильного города

Понимая, что могу относиться к меньшинству, я, тем не менее, ратую за Стратегию сильного города. Считаю, что у Дзержинского есть все шансы стать интересным и живым районом Большой Москвы. Шанс заключается в разумном использовании уникального сочетания потенциалов и последовательном повышении качества городской среды.

Вижу четыре ключевые слагаемые сильного города: Доступность+Разнообразие+Инновации+Открытость

Доступность

Наш город станет районом лидером тогда и только тогда, когда в него можно будет физически ПРОСТО попасть. Ничего не изменится пока единственные связи с внешним миром в виде узких улицы Энергетиков и Дзержинского шоссе стоят в пробках, формируя представление о городе, как о какой-то дыре в Замкадье. Поэтому для меня доступность это:

Строительство новых выездов на МКАД, в т.ч. отдельного выезда только для грузового транспорта в обширные промзоны вдоль кольцевой автодороги и запрет на использование иных въездов грузовикам в город.

Строительство станции метро(метротрама). Именно метро, т.к. это единственная возможность иметь прямой выход в центр Москвы за 40 минут, столичные вокзалы и аэропорты без пересадки с одного вида транспорта на другой и при любой дорожной ситуации. Появление на схеме метро станции «Угрешская» при одновременном всестороннем продвижении туристско-рекреационных возможностей город даст ему соответствующий поток туристов и отдыхающих. И не стоит бояться новых людей в городе. Надо их гостеприимно встречать и уметь на них аккуратно зарабатывать. Только метро откроет миру наш город. Наличие станции уже есть признак лидерства по сравнению с теми, у кого ее нет. Но важно, чтобы появление метро сочеталось с другими лидерскими стратегиями, иначе (см. раздел про стратегию «стабильности»). Метро нужно также и для снижения давления на автодороги, т.к. автобус до ближайшей станции метро проигрывает в конкуренции с личным авто и «глухость» пробок растет. Правда, без массового осознания жителями столичного мегаполиса необходимости пользования общественным транспортом, призывать не использовать личные автомобили без лишней надобности бесполезно.

Строительство станции метро приобретет веское обоснование если пассажиропоток будет хотя бы 30 тыс. человек в день, лучше 40-50 тыс. человек в день. Ежедневно из Дзержинского на Москву ездит до 10-12 тыс. человек (не все правда на автобусе+метро). Соответственно, пассажиропоток пока недостаточный. Однако строительство рекреационного комплекса на карьерах, увеличение туристической привлекательности монастыря и развитие паркового района на пойме позволит создать такой пассажиропоток.

Строительство трамвайных линий или иных видов общественного транспорта в соседние города Подмосковья – Лыткарино, Люберцы, Котельники. Пусть эти города будут доступны до нас, чтобы их жители использовали как локальный центр Дзержинский, а не наоборот.

Решение проблем с парковкой транспорта. Число автотранспорта в Дзержинском даже без роста населения в ближайшее десятилетие увеличится вдвое. Без более интенсивного прироста парковочных мест город превратится в свалку автомобилей, способную перерастать перманентно в конфликты «безлошадных» и автомобилистов у отдельных домов и дворов.

Разнообразие

Город должен предоставлять жителям и гостям как можно больше разных форм использования городского пространства и тогда он будет успешен. Разнообразие вижу в многообразных формах использования ключевых существующих потенциалов города – монастыря, карьеров, лесопарка и поймы. И в повышении качества градостроительных решений.

Разнообразие городских улиц. Дзержинскому критически необходимы нормальные городские улицы. У нас их фактически нет. Улицы города - просто автодороги и местами беспорядочно расставленные жилые дома. В некоторых из них на первых этажах магазины. Тротуары забиты припаркованным автотранспортом. Нужно исправлять эту ситуации. Надо от жилых микрорайонов переходить к европейским кварталам со смешанной застройкой и домами разных размеров и типологий. Обязательным должно стать использование одного-двух нижних этажей по общественные и коммерческие нужды. Жилые подъезды должны соседствовать с офисными и гостиничными.

Тротуары следует расширить и избавить от автомобилей, отгородившись от проезжей части клумбами и столбиками, насытить их лавочками, светильниками, цветниками, небольшими скульптурами. Важно добиться того, чтобы по нашим улицам было приятно гулять и они были наполнены людьми в разное время суток. Это создаст атмосферу активного и энергичного города, привлечет новых жителей и новый бизнес. Необходимо отметить, что без радикального изменения личного отношения горожан к улицам они не станут интереснее. Увы, но культурное пребывание на улицах (их замусоревание, загаживание автомобилями и т.п.) прививается долго, через систему штрафов и просвещения. Опыт иных стран и городов в этом вопросе обширен. Можно ли изменить отношение значительных масс горожан – действительно большой вопрос?

Разнообразие форм досуга. Надо постараться создать места и площадки для времяпрепровождения и работы максимально разным группам городских жителей.

  • городу нужен хороший городской парк со спортплощадками и детскими уголками,
  • городу нужен свой Гайд-парк для митингов,
  • городу нужен ночной клуб и разнообразные рестораны,
  • городу нужны и социальные центры для наиболее бедных его слоев,
  • городу нужны выставочные центры и концертные площадки и т.д.

Город должен быть таким, чтобы его жители не уезжали в другие места для получения большинства форм досуга и наоборот сюда приезжали к нам. Он должен быть разнообразным и привлекательным как МЕГА «Белая Дача», но только гораздо больше и без давления коммерческой составляющей.

Разнообразие внешнего вида. Смотрю в окно и вижу ровные ряды одинаковых окон, встроенных в серые плиты – тоска смертная. Необходимо радикально изменить внешний вид домов. Можно перекрасить их как в Раменском. Можно покрыть новыми отделочными материалами и панелями. Желательно при этом редизайн сочетать это с модернизацией коммуникаций внутри дома.

Новации

В Дзержинском должно появиться то, чего нет у других и что привлечет к нам как туристов, так и новых жителей. Таким новым может стать парковый район на пойме и рекреационный центр на городском карьере.

Парковый район на пойме. Само по себе открытое пространство у большой реки это хорошо, но ценят это немногие. Есть шанс того, что современная маргинальность поймы однажды станет стройплощадкой многоэтажек. Я же предлагаю более разумно использовать ресурс поймы. Центром идеи «Паркового района» является большой открытый «английский» парк на берегу Москва-реки с разнообразными развлечениями (типа Царицыно или им. Горького в  Москве). Предлагаю парк вокруг застроить небольшими кварталами зданий в 3-7 этажей со смешанной жилой, общественной и офисной застройкой, чтобы обитатели этих кварталов, были постоянными пользователями парка. А парк, за счет своей репутации повышал бы стоимость недвижимости вокруг и престиж города. Именно Пойменный парк или новый «Парковый» район города может стать местом необычных современных архитектурных проектов, за которыми потянутся и туристы и бизнесмены.

Одновременно реконструкция соседних с поймой улиц старой части города с ветхими домами должна также сопровождаться ростом качества проектов зданий, создание скверов и площадей, сохраняя архитектурную доминанту виде монастырской колокольни и Спасо-Преображенского собора.

Рекреационный центр круглогодичного использования «Угрешская ривьера» на базе городского карьера я описал два года назад. Увы, но с тех пор ситуация немного улучшилась, посредством создания пляжей и горнолыжного спуска, но качественно не изменилась. Идея остается актуальной и для увеличения шансов ее реализации нужна станция метро.

Также город должен стать центром создания или хотя бы трансляции инноваций. Как этого достичь? Привлекать всеми способами компании-лидеров, транснациональные компании, чтобы они строили свои офисы в нашем город (в том, же районе «Парковый»). Проводить за муниципальный счет коммуникации, бесплатно выделять муниципальные земли, но главное, чтобы это было современный офис инновационной и международной компании. А это и высокооплачиваемые рабочие места, и налоги, и известность. Опыту привлечения можно поучиться к примеру у Калуги.

Открытость

Город должен стать не только доступным, но и открытым для разных социальных групп. Открытость городской власти. Ключевым элементом открытости является открытость и доступность городской администрации и городских СМИ, качественная представленность ими бренда города как онлайн, так и в оффлайне (на инвестиционных форума, музыкальных праздниках, публичных слушаниях и т.п.). «Угреша-ТВ» отчасти это уже успешно делает. Символом качества открытости может стать новое здание городского администрации, которое я вижу из стекла и металла на пл. Дмитрия Донского. С организацией работы как в знаменитом Рейхстаге в Берлине, где любой желающий может сквозь стекла посмотреть за работой чиновников. Способна ли городская администрация так открыться миру? Если в нашем городе мы это сделаем – то будет еще одна туристическая достопримечательность (а значит и рабочие места и деньги в бюджете и т.д.).

Открытость городских пространств. Должны быть ликвидированы всякого рода территории ограниченного доступа (создать сквозной проход через дворы, прозрачные заборы, новые тротуары и городские лестницы).

Открытость монастыря. Городу надо добиваться «открытия» монастыря и его всемерное вовлечение в событийную и обыденную жизнь города. Город должен через инициирование туристического потока зарабатывать на монастыре, что сейчас отдано только на откуп монастырю. Современный запрет на фотосъемку – это средневековье!!! Монастырь, восстановленный на деньги и трудом горожан, должен быть местом, прежде всего, общественным. Хотя, конечно, при этом его посетители не должны забывать о том, что они в монастыре и вести себя подобающе.

Давайте вести диалог

Мне хочется верить, что не я один хочу жить в цивилизованном городе и престижном районе Большой Москвы под названием «Дзержинский». Готов вкладывать свое время и силы для реализации Стратегии сильного города. Если кто-то еще разделяет эти мысли или готов их конструктивно критиковать -  рад буду обсуждению. Мне немаловажен именно запуск процедур обсуждения и выработки единой стратегии развития города, пусть даже она будет доработанной стратегией «стабильности».

Важно также, чтобы к обсуждению выбора стратегии развития города участвовала городская администрация. В общем, я за диалог, как первую стадию дальнейшей предметной работы по преображению города. И предлагаю его начать с обсуждения метро, как ключевого элемента доступности нашего города.  


Comments

agprom
Apr. 15th, 2012 03:17 pm (UTC)
Здорово написал.
Какое, на твой взгляд, сейчас главное препятствие (ну или несколько основных), не позволяющее развивать стратегию лидерства городу?
mingitau
Apr. 18th, 2012 01:00 pm (UTC)
1.малочисленность и фрагментарность горожан, которые готов следать город сильным.
2.следование стратегии сильного города противоречит и конфликтует с существующим миропорядком в России. Кто из сильных людей идет против него - результат печален и наглядно виден сразу при входе на городское кладбище.

Edited at 2012-04-18 01:03 pm (UTC)
agprom
Apr. 18th, 2012 01:55 pm (UTC)
а мне кажется, основная причина в существующей налоговой системе, не позволяющая формировать бюджет муниципалитетов по большей части через налоги граждан (кроме Еруды).
Отсюда 2 следствия:
1) становится неочевидной связь между гражданами, их доходами, налогами и средой, пропадает зависимость муниципальной власти от граждан. Отсюда любые требования к власти, кроме соблюдения формальных федеральных законов идут лесом.
2) властям, доходы которых никак не зависят от доходов граждан, но сильно зависят от неофициальных поступлений при распределении ограниченных ресурсов типа земли, невыгодно заниматься развитием среды, а выгодно строить склады / типовое жилье.
mingitau
Apr. 18th, 2012 05:35 pm (UTC)
Твои выводы лишь одно из проявлений моей причины №2. Неразвитость городского общества (причина №1) также является одной из причин описанного тобою.
agprom
Apr. 18th, 2012 05:54 pm (UTC)
Да, так и есть, просто существующий миропорядок и неразвитость общества есть величины весьма абстрактные. А налоговая система - их часть, существенная, важная и вполне конкретная.

mingitau
Apr. 19th, 2012 06:39 am (UTC)
Отвечая на твою реплику тебе лично посоветую прочитать книгу "Полическая субъектность масс" и ты поймешь, что миропорядок в России тема совершенно конкретная и системная. Налоговая система лишь одно из ее проявлений.
agprom
Apr. 19th, 2012 07:14 am (UTC)
И - что делать-то?
Что менять? К чему идти? Каким путем? Что брать за образец?

Интересно же не то, что в книжке написано, а то, как ты считаешь можно из Дзержинского сделать сильный город.

Если для этого необходима только самоорганизации пассионарных личностей в нужное русло, то она в принципе решаема силами горожан.

А если для этого необходимо поменять существующий миропорядок во всей стране, то извини, площадь Дмитрия Донского - не тахрир...
mingitau
Apr. 19th, 2012 10:35 am (UTC)
Сильный город - объединение разных горожан и совместное выполнение ими внятной стратегии. И это не абстракция, а реально работающий механизм.
Алексей, ты поднимаешь правильные политические вопросы, но позволь мне на них тебе Здесь не отвечать. При личной встрече и разговоре вполне можем обсудить с тобой эти вопросы.
agprom
Apr. 19th, 2012 11:15 am (UTC)
Давай при личной... мы с тобой ну уж ооочень редко...
На марш миллионов идешь?
mingitau
Apr. 19th, 2012 11:31 am (UTC)
А что за "марш миллионов"?
agprom
Apr. 19th, 2012 12:33 pm (UTC)
Шестого мая, накануне инаугурации Путина, организаторы акций «За честные выборы» планируют провести очередной крупный митинг...

Продолжение болотной и сахарова. В интернете есть.

Как раз в духе того, что ты написал про объединение людей.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner