Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:

«Свято-Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь» (С.В.Перевезенцев) – вопросы автору

Легко и спокойно прочел книгу С.В.Перевезенцева «Свято-Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. Прошлое.Современность.Будущее» (2010). Чтение навело на ряд мыслей и вопросов о смысле книг о православии и о Николо-Угрешском монастыре в частности в наше время.

Вероятно, это наиболее интересное и толковое издание о нашем монастыре из тех, что я уже прочел. Автор – профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и как оказывается плодовитый автор книг по истории и православию. Историю до ХХ века читать любопытно. В ней часто присутствует местами исследовательская работа, местами даже драма, но по большей части – кондовый ликбез по истории обители.
Наиболее любопытны сюжеты про «угрешские походы» царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. О церемониях и приготовления к встречам царей и патриархов. Интересен и драматический сюжет о введении Пименом в 19 в. общежительского устава в монастыре.

ХХ век дается на мой искушенный взгляд достаточно однобоко. С каждым годом приближения к настоящему времени история становится все более монохромной и скупой. Плохо – разорили в 1920-е гг., и хорошо – восстановили в 1990-2000-е гг. Со страниц льются только факты и умиления – в такой то год такой то день такой то священник освятил отреставрированный такой то храм и на освящении присутствовали такие то лица.
Полагаю, что книга рассчитана на очарованных паломников, лишенных критического сознания, принимающих на веру все, что связано с изданиями под грифом «одобрено РПЦ». Согласен, что таких безсубъектных созданий, для которых Церковь сакральна и непостижима, а значит и информация о ней однозначна, возможно даже большинство.

А что тогда делать мне, которому хочется избавиться от этой зашоренности и понять смысл процессов связанных с церковью ХХ и ХХI веке? Есть ли литература для меня?

Очень жаль, что в книге драматический период истории монастыря за последние 100 лет дан столь односторонне. Ведь в 1920-1930-1940-е гг. монастырь дал приют тысячам обездоленных, поднял на ноги бездомных детей. В нем рождались, учились, созидали многие жители нашего города. И это тоже жизнь. И о ней ни слова, сплошной негатив о периоде 1930-1900-х гг., хотя согласен поругания и запустения было ужасающим. И тем интересней живая, нелубочная история восстановления монастыря.
У меня есть масса вопросов на которые мне книга не дала ответы и дать не может ибо она не предполагает дискуссию. У меня складывается ощущение, что широко и вдумчиво поясняет действительность только прот. Андрей Кураев, а остальные видные церковные деятели и писатели скрываются под фантомами о непостижимости и сакральности того, о чем спрашивают «думающие» прихожане, отличные от нерефлексирующего народа, к которому они привыкли за столетия.

При том, что вопросы мои достаточно безобидные:

- Что такое сейчас Николо-Угрешский монастырь как организация? Ведь это не только набор освященных храмов и икон. Кто такая братия? Сколько их? Откуда эти люди и как они попали в монастырь? Откуда пришли послушники духовной семинарии и куда они идут служить после семинарии?

- Время физического восстановления монастыря закончилось, а что с духовным развитием, который по идее должен идти постоянно? Если ли примеры духовных подвигов в наши дни?

- Является ли монастырь общежительским или особножительским? Если по этому поводу полемика, существует ли имущественное расслоение среди монахов? Тема про нестяжательство достаточно актуальна сейчас и тут тоже хотелось бы видеть позицию историка-исследователя, который много лет наблюдает за нашим монастырем.

- Монастырь, как экономический субъект – крайне любопытная тема. По ощущениям в монастыре достаточно сильные маркетологи – масса сувенирной продукции, выпечка, трапезная, прекрасный книжный магазин и иконописный салоны. Как функционирует подворье в Астрахани и хозяйство в Рязанской области? Если ли другие элементы в «бизнес-структуре» монастыря и как они работают.

- Почему достаточно обеспеченный монастырь до сих пор не решит вопрос с жильцами домов на площади Дмитрия Донского?

- Случайно на днях узнал, что в Дзержинском 4000 баптистов, нереально большая цифра, но если она верная, то где эти люди? Как взаимодействует Монастырь с, вероятно, еще более крупной, чем число его прихожан, христианской общиной нашего города?

- В книге есть тема про будущее, но в ней только пространные рассуждения о вечности Руси, Веры и народа. А какое будущее у монастыря? Хотя бы примерный прогноз – каковы их перспективы развития как общественного института в условиях меняющейся действительности?

Полагаю, что если бы на эти вопросы были получены честные и открытые ответы, то доверия к Николо-Угрешскому монастырю как к организации было бы больше. Способен ли профессор Перевезенцев и монастырское руководство на открытое и публичное изложение о Николо-Угрешском монастыре большой вопрос?
Tags: Дзержинский, литература, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments