?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Легко и спокойно прочел книгу С.В.Перевезенцева «Свято-Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. Прошлое.Современность.Будущее» (2010). Чтение навело на ряд мыслей и вопросов о смысле книг о православии и о Николо-Угрешском монастыре в частности в наше время.

Вероятно, это наиболее интересное и толковое издание о нашем монастыре из тех, что я уже прочел. Автор – профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и как оказывается плодовитый автор книг по истории и православию. Историю до ХХ века читать любопытно. В ней часто присутствует местами исследовательская работа, местами даже драма, но по большей части – кондовый ликбез по истории обители.
Наиболее любопытны сюжеты про «угрешские походы» царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. О церемониях и приготовления к встречам царей и патриархов. Интересен и драматический сюжет о введении Пименом в 19 в. общежительского устава в монастыре.

ХХ век дается на мой искушенный взгляд достаточно однобоко. С каждым годом приближения к настоящему времени история становится все более монохромной и скупой. Плохо – разорили в 1920-е гг., и хорошо – восстановили в 1990-2000-е гг. Со страниц льются только факты и умиления – в такой то год такой то день такой то священник освятил отреставрированный такой то храм и на освящении присутствовали такие то лица.
Полагаю, что книга рассчитана на очарованных паломников, лишенных критического сознания, принимающих на веру все, что связано с изданиями под грифом «одобрено РПЦ». Согласен, что таких безсубъектных созданий, для которых Церковь сакральна и непостижима, а значит и информация о ней однозначна, возможно даже большинство.

А что тогда делать мне, которому хочется избавиться от этой зашоренности и понять смысл процессов связанных с церковью ХХ и ХХI веке? Есть ли литература для меня?

Очень жаль, что в книге драматический период истории монастыря за последние 100 лет дан столь односторонне. Ведь в 1920-1930-1940-е гг. монастырь дал приют тысячам обездоленных, поднял на ноги бездомных детей. В нем рождались, учились, созидали многие жители нашего города. И это тоже жизнь. И о ней ни слова, сплошной негатив о периоде 1930-1900-х гг., хотя согласен поругания и запустения было ужасающим. И тем интересней живая, нелубочная история восстановления монастыря.
У меня есть масса вопросов на которые мне книга не дала ответы и дать не может ибо она не предполагает дискуссию. У меня складывается ощущение, что широко и вдумчиво поясняет действительность только прот. Андрей Кураев, а остальные видные церковные деятели и писатели скрываются под фантомами о непостижимости и сакральности того, о чем спрашивают «думающие» прихожане, отличные от нерефлексирующего народа, к которому они привыкли за столетия.

При том, что вопросы мои достаточно безобидные:

- Что такое сейчас Николо-Угрешский монастырь как организация? Ведь это не только набор освященных храмов и икон. Кто такая братия? Сколько их? Откуда эти люди и как они попали в монастырь? Откуда пришли послушники духовной семинарии и куда они идут служить после семинарии?

- Время физического восстановления монастыря закончилось, а что с духовным развитием, который по идее должен идти постоянно? Если ли примеры духовных подвигов в наши дни?

- Является ли монастырь общежительским или особножительским? Если по этому поводу полемика, существует ли имущественное расслоение среди монахов? Тема про нестяжательство достаточно актуальна сейчас и тут тоже хотелось бы видеть позицию историка-исследователя, который много лет наблюдает за нашим монастырем.

- Монастырь, как экономический субъект – крайне любопытная тема. По ощущениям в монастыре достаточно сильные маркетологи – масса сувенирной продукции, выпечка, трапезная, прекрасный книжный магазин и иконописный салоны. Как функционирует подворье в Астрахани и хозяйство в Рязанской области? Если ли другие элементы в «бизнес-структуре» монастыря и как они работают.

- Почему достаточно обеспеченный монастырь до сих пор не решит вопрос с жильцами домов на площади Дмитрия Донского?

- Случайно на днях узнал, что в Дзержинском 4000 баптистов, нереально большая цифра, но если она верная, то где эти люди? Как взаимодействует Монастырь с, вероятно, еще более крупной, чем число его прихожан, христианской общиной нашего города?

- В книге есть тема про будущее, но в ней только пространные рассуждения о вечности Руси, Веры и народа. А какое будущее у монастыря? Хотя бы примерный прогноз – каковы их перспективы развития как общественного института в условиях меняющейся действительности?

Полагаю, что если бы на эти вопросы были получены честные и открытые ответы, то доверия к Николо-Угрешскому монастырю как к организации было бы больше. Способен ли профессор Перевезенцев и монастырское руководство на открытое и публичное изложение о Николо-Угрешском монастыре большой вопрос?

Comments

albokarev
Apr. 18th, 2012 09:49 pm (UTC)
Вряд ли вопрос к Перевезенцеву. Он историк. Собственно говоря, по структуре экономики Угрешского монастыря в дореволюционный период у него тоже не так уж много - это достаточно отдельная научная тема, по которой никогда не было избытка исследований.

Вопросы современной внутренней жизни и экономической деятельности монастыря - это к настоятелю, казначею и т.д., а не автору исторического описания. Историки до соответствующих документов если и доберутся - то лет через 50.
Впрочем, для нашей страны в принципе характерна закрытость такого рода тем.

Выпускники семинарии есть точно в Московской епархии:
http://yandex.ru/sitesearch?text=%22%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D1%83%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%22&searchid=139854&lr=213&web=0
и в Москве, вероятно, и в других местах.

По поводу 4000 баптистов - зависит от того, от кого исходит цифра и что именно она означает - число членов некой юридически зарегистрированной организации, число крещений, совершенных с момента возникновения общины, еще что-то. Мне сама цифра - как число "практикующих баптистов" - представляется нереальной.
mingitau
Apr. 19th, 2012 06:36 am (UTC)
Согласен, что большинство вопросов возможно и не напрямую к Перевезенцеву, но если он как историк взялся писать разделы "современность" и "будущее", то вопросы мои к одностороненнему содержанию этих разделов.

Монастырь, считаю, как духовная обитель, должен быть открыт к прихожанину. Часть этой открытости и составляют ответы на мои вопросы, позволяющие более широко понять современную сущность монастыря. Закрытость - отталкивает.

Про 4000 баптистов мне сказал депутат Вахрушев в прошлую субботу. Меня также смутила эта цифра, ибо тогда они должны были иметь молитвенный дом размером со Спасо-Преображенский собор, а не то небольшое здание в у заправки в Овиновке.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Page Summary

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner