Вероятно, это наиболее интересное и толковое издание о нашем монастыре из тех, что я уже прочел. Автор – профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и как оказывается плодовитый автор книг по истории и православию. Историю до ХХ века читать любопытно. В ней часто присутствует местами исследовательская работа, местами даже драма, но по большей части – кондовый ликбез по истории обители.
Наиболее любопытны сюжеты про «угрешские походы» царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. О церемониях и приготовления к встречам царей и патриархов. Интересен и драматический сюжет о введении Пименом в 19 в. общежительского устава в монастыре.
ХХ век дается на мой искушенный взгляд достаточно однобоко. С каждым годом приближения к настоящему времени история становится все более монохромной и скупой. Плохо – разорили в 1920-е гг., и хорошо – восстановили в 1990-2000-е гг. Со страниц льются только факты и умиления – в такой то год такой то день такой то священник освятил отреставрированный такой то храм и на освящении присутствовали такие то лица.
Полагаю, что книга рассчитана на очарованных паломников, лишенных критического сознания, принимающих на веру все, что связано с изданиями под грифом «одобрено РПЦ». Согласен, что таких безсубъектных созданий, для которых Церковь сакральна и непостижима, а значит и информация о ней однозначна, возможно даже большинство.
А что тогда делать мне, которому хочется избавиться от этой зашоренности и понять смысл процессов связанных с церковью ХХ и ХХI веке? Есть ли литература для меня?
Очень жаль, что в книге драматический период истории монастыря за последние 100 лет дан столь односторонне. Ведь в 1920-1930-1940-е гг. монастырь дал приют тысячам обездоленных, поднял на ноги бездомных детей. В нем рождались, учились, созидали многие жители нашего города. И это тоже жизнь. И о ней ни слова, сплошной негатив о периоде 1930-1900-х гг., хотя согласен поругания и запустения было ужасающим. И тем интересней живая, нелубочная история восстановления монастыря.
У меня есть масса вопросов на которые мне книга не дала ответы и дать не может ибо она не предполагает дискуссию. У меня складывается ощущение, что широко и вдумчиво поясняет действительность только прот. Андрей Кураев, а остальные видные церковные деятели и писатели скрываются под фантомами о непостижимости и сакральности того, о чем спрашивают «думающие» прихожане, отличные от нерефлексирующего народа, к которому они привыкли за столетия.
При том, что вопросы мои достаточно безобидные:
- Что такое сейчас Николо-Угрешский монастырь как организация? Ведь это не только набор освященных храмов и икон. Кто такая братия? Сколько их? Откуда эти люди и как они попали в монастырь? Откуда пришли послушники духовной семинарии и куда они идут служить после семинарии?
- Время физического восстановления монастыря закончилось, а что с духовным развитием, который по идее должен идти постоянно? Если ли примеры духовных подвигов в наши дни?
- Является ли монастырь общежительским или особножительским? Если по этому поводу полемика, существует ли имущественное расслоение среди монахов? Тема про нестяжательство достаточно актуальна сейчас и тут тоже хотелось бы видеть позицию историка-исследователя, который много лет наблюдает за нашим монастырем.
- Монастырь, как экономический субъект – крайне любопытная тема. По ощущениям в монастыре достаточно сильные маркетологи – масса сувенирной продукции, выпечка, трапезная, прекрасный книжный магазин и иконописный салоны. Как функционирует подворье в Астрахани и хозяйство в Рязанской области? Если ли другие элементы в «бизнес-структуре» монастыря и как они работают.
- Почему достаточно обеспеченный монастырь до сих пор не решит вопрос с жильцами домов на площади Дмитрия Донского?
- Случайно на днях узнал, что в Дзержинском 4000 баптистов, нереально большая цифра, но если она верная, то где эти люди? Как взаимодействует Монастырь с, вероятно, еще более крупной, чем число его прихожан, христианской общиной нашего города?
- В книге есть тема про будущее, но в ней только пространные рассуждения о вечности Руси, Веры и народа. А какое будущее у монастыря? Хотя бы примерный прогноз – каковы их перспективы развития как общественного института в условиях меняющейся действительности?
Полагаю, что если бы на эти вопросы были получены честные и открытые ответы, то доверия к Николо-Угрешскому монастырю как к организации было бы больше. Способен ли профессор Перевезенцев и монастырское руководство на открытое и публичное изложение о Николо-Угрешском монастыре большой вопрос?