?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наблюдая за противоположным берегом Москва-реки, задумался о том, как живут города, разделенные великой рекой. Точнее как живут две части города, на разных ее берегах. Для небольших рек все просто – многочисленные мосты соединяют город и не создают ощущения разорванности городской среды. А что если река (ее акватория) больше самого города?




г. Киренск Иркутской области. Источник информации: Яндекс.карты




В итоге появился субъективный список городов и великих рек России, которые расположены на обоих берегах.

Амур – не покорен

ЛенаКиренск (нет мостов), Усть-Кут (2 моста);

Енисей – Красноярск (4 моста) и Кызыл (2 моста);

Ангара-  Иркутск (3 моста + плотина), Братск (плотина), Усть-Илимск (мост+плотина);

Обь – Новосибирск (4 моста + плотина);

Иртыш – Омск (4 моста);

Северная Двина – Архангельск (2 моста);

Волга – Астрахань (3 моста), Ульяновск (2 моста), Кострома (2 моста), Ярославль (3 моста), Тутаев – нет мостов, Рыбинск (1 мост и плотина), (Углич, Дубна, Кимры, Тверь, Ржев, Старица – Волга уже достаточно узкая, но в каждом городе есть от одного до нескольких мостов).

Из нескольких сотен городов, стоящих на берегах этих рек, только единицам удалось занять два берега. Еще меньше тех, у которых население берегов достаточно равноценно – Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Ульяновск, Ярославль. Все это крупнейшие города страны.

Из общего списка выбиваются два города – Тутаев и Киренск. И если Тутаев есть синтез двух городов (имеющих какое-никакое, но сообщение соседний через Ярославль). То Киренск совершенно уникальный город. Это фактически три города, исторический центр стоит на острове в дельте Киренги, микрорайон Молодежный (вероятно) наиболее населенный – на левом берегу Лены. Несколько районов города на правом, соединены с островом дамбой, которую периодически затапливает в половодье.

Интересно как это город живет, будучи разделенным своенравной рекой полукилометровой ширины? В условиях, когда до ближайшего автомобильного (единственного) моста нет наземного круглогодичного сообщения.

Киренск – это город, или два города, или три города? Как выстроена система коммуникаций, социальной инфраструктуры (например: Роддом или скорая помощь) и транспортного сообщения (аэропорт-то один), социальный связи? Отличается ли жизнь в одной части города от другой?

К большому сожалению, в Интернете ответов на эти вопросы нет. М.б. кому-то в Экоросса станет интересна эта тема?


Comments

modelman
May. 22nd, 2012 09:41 pm (UTC)
Интересно, как-то не знал ничего о Киренске, кроме названия и примерного расположения.
modelman
May. 22nd, 2012 09:42 pm (UTC)
В Тутаеве по-моему они сейчас воздушные подушки наладили, которые ходят даже в межсезонье, хотя я точно не уверен.
mingitau
May. 23rd, 2012 07:14 am (UTC)
В Тутаеве летом частный извоз, зимой по льду. В межсезонье не знаю, но в любом случае добраться через Ярославль с одного берега на другой можно, а вот в Киренске?
6puragur
May. 23rd, 2012 04:35 am (UTC)
Насчёт Ангары вы погорячились. Есть ещё плотина и мост в Усть-Илимске, плотина Богучанской ГЭС и новый мост в Богучанском районе.
mingitau
May. 23rd, 2012 07:15 am (UTC)
Да, про Усть-Илимск забыл. Богучаны - не город и стоит на одном берегу.

Edited at 2012-05-23 07:18 am (UTC)
5f5
May. 23rd, 2012 05:39 pm (UTC)
Можно было бы и Пермь включить - город на двух берегах Камы. Если включен Омск на берегу притока, то и Пермь нужно включать, ибо приток сам по себе - великая река. Если не ошибаюсь, Кама по годовому расходу превосходит Волгу в месте слияния. Я видел ее, широкая. глубокая, течет довольно быстро, впечатляет.
А Неву можно считать великой рекой? Нева в Питере мощнее Волги в Дубне, Иртыша в Омске и т.д.
Ока в НН мощнее верхней Волги в Дубне.
А как быть с агломерациями Волгоград-Волжский, Саратов-Энгельс, считать за один город?
mingitau
May. 28th, 2012 05:20 pm (UTC)
Согласен. Можно и Неву (но тут скорее дельта реки), можно и Каму. Все-таки лишь небольшая часть Перми на левом берегу. Список мой субъективный. Но он не отменяет находки Киренска.
5f5
May. 28th, 2012 05:55 pm (UTC)
Киренск в РФ уникален, спору нет.
У меня есть еще два кандидата в список. Если отталкиваться не от расхода воды, а от ширины акватории, пусть и полустоячей воды, то в Воронеже и Магнитогорске реки Воронеж и Урал (точнее, водохранилища) в ширину в среднем более 1.2 км. В обоих случаях правобережные (западные) части преобладают, но восточные все же сопоставимы с ними, большого перекоса нет. Через разрывы в Воронеже 3 моста + ж.д. мост, в Магнитке - 4 моста, если не ошибаюсь, через все четыре проходят трамвайные маршруты. Кстати, это еще одна интересная для меня тема - трамвайное сообщение через значительную водную преграду в городах. Навскидку в дополнение к Магнитке назову Омск, СПб, НН. Увы, выпали Новосибирск, Красноярск, Воронеж.
dzerjinskii
May. 27th, 2012 08:36 am (UTC)
Советский город Жданов разделен рекой Кальмиус на 2 половины. Жители так и называют берега - правый и левый. На Левом Азовсталь, на Правом - завод Ильча. Правый - это центр, театр, вокзал и порт, Левый - это промзона и новостройки. По вопросу, ты с "Правого", как правило, понятен статус человека.
mingitau
May. 28th, 2012 05:21 pm (UTC)
Хотя Кальмиус и не великая русская река, но пример с делением города на две части рекой интересный.
(Anonymous)
Jun. 5th, 2012 10:35 am (UTC)
Присмотритесь еще к городу Томмот на Алдане. Население тоже достаточно равноценно размещается на обоих берегах. Связь через единственный автомобильный и один железнодорожный мосты.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner