?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дочитал ночью книгу Джейн Джейкобс «Смерть и жизнь больших американских городов» (1961 г.) и считаю себя обязанным поделиться впечатлениями. Название книги помню из университетского курса теории географии. Но познакомился только недавно, когда вышел первый отечественный перевод. Книга в свое время наделала много шума и со временем стала классикой в урбанистике и географии городов. Именно как к классике в духе Лаппо или Глазычева ее и открыл. А оказалось совсем другая не менее любопытная история.

Она написана не профессиональным градостроителем, архитектором, географом или просто ученым, а рядовой нью-йорской домохозяйкой, которая видимо ввиду природной непоседливости решила для себя разобраться что же это такое большой город, как он живет и изложить это на бумаге. В книге методично глава за главой разбираются разные стороны функционирования большого города – здания, сооружения, жилые массивы, взаимоотношения жителей друг с другом в рамках дома, района города, и взаимоотношение их, точнее участие в управлении городом, контакты с властями и всякого рода коммунальными, жилищными организациями. Занятно описаны функции парков, уличных пространств, торговых центров. Отдельный сюжет про эрозию городского пространства за счет роста автомобилизации. Крайне любопытно прочитать про управление большими американскими городами (организации, потоки финансов и архитектурных идей, коррупцию и девелоперов).

Книга получилась весьма необычной и даже догматично. Хотя периодически было желание прекратить чтение из-за:
А. как ненаучное издание книга страдает дефицитом внутренней логики изложения.
Б как книга написанная женщиной она полна эмоций и чувств и недостает строгости.
В. не уверен, что перевод выполнен качественно человеком, разбирающимся в урбанистической терминологии.
Также явно не хватает в книге карт и фотографий. Из-за этого приходится включать воображение, гугл.мэпс и просто смотреть на улицы наших городов, ибо параллелей с современной отечественной действительностью предостаточно.
Какие ключевые мысли я для себя почерпнул, согласился или они соответствовали моим ранним представлениям:
1) Большой город слишком сложный организм, чтобы думать, что его можно исправить разработав некий сугубо архитектурный генеральный план. Является заблуждением ощущение градостроителя, что он может создать новый город по своему плану на месте старого. Несколько лет назад мне казалось, что какому-нибудь Торжку или Вольску меня как раз не хватает, что я знаю и понимаю все его проблемы и если у меня будет масса ресурсов, то я радикально изменю город. В принципе, при наличии нескольких миллиардов долларов перестроить Вольск или Георгиевск я вполне смогу, но это будет только перестройка архитектурного облика города, города на бумаге. А как трансформировать город как организм, как десятки тысяч, а то и миллионы людей его населяющих. Прелесть всезнайства и всесилия градостроителя по Джейкобс сродни греху гордыни. Фактор существования города как колоссальной социальной сети недоучитывается, а это делать нужно обязательно.
2) Территория города, как и территория страны закономерно поляризуется на успешные и неуспешные районы. Залог успешности городского района – высокая концентрация разнообразия человеческой жизнедеятельности: разумно высокая плотность населения + высокая плотность и сбалансированное сочетание малого, среднего и большого бизнеса + сочетание разновозрастных зданий с отдельными архитектурными шедеврами и выраженными доминантами + масса пешеходных общественных пространств (парки, скверы, площади) + активная общественная жизнь и выраженная позиция сообщества, способное к рефлексии и эволюции балансов разнообразия в течении времени.
3) Бесполезно пытаться создать концепцию городской агломерации, развивать кооперацию и сотрудничество с соседними муниципалитетами, пока не построено эффективное управление в самом городе. Переход на агломерационный уровень населению ничего не дает, а наоборот лишает жителей пригородов близости с органами управления.
4) Болезнь автомобилизации разрушает города, некоторые (например центр Детройта) убивает наповал. Сколько не расширяй улицы и парковки автомобилям все равно будет мало. Выход – управляемая политика по снижению зависимости горожанина от автомобиля, как некоего символа свободы и потребления. Увы, но в Большой Москве болезнь сия прогрессирует и визуально убивает города.
5) Гражданская активность способна вывести город или городской район в процветающее положение, пассивность – к упадку. В Дзержинском мы это может наглядно наблюдать.
Несмотря на полувековую разницу во времени книга удивительно актуальна для современной Большой Москвы – автомобилизация, либерализация рынка жилья, коммунальных услуг, строительство высотных жилых массивов, чопорная регламентация в градостроительстве, зарождение и подавление гражданской активности горожан, колоссальный разрыв между властью и жителями. Америку начала 1960-х отличает широкое вовлечение горожан в общественную жизнь, Джейбокс пишет про сотни активных различных общественных организаций. В этом плане у нас города еще не родились или только нарождаются, а до жизни и смерти им далеко. Хотя возможно сие тоже заблуждение. Я не был в Нью-Йорке, но буквально сегодня вернувшийся оттуда товарищ делился впечатлениями, что америкосы побороли за полвека многие из проблем и по сравнению с Нью-Йорком или Бостоном мы дико отстали. Книга Джейкобс была в свое время одним из инструментов возвращения жизни в центральные районы крупнейших городов США. Это я так теоретически рассуждаю – хочу посмотреть Нью-Йорк и потом делать более точные выводы.
И хочу, чтобы не седовласой старости, а раньше я увидел в Москве и Дзержинском реальное выздоровление городской среды и полноценную жизнь большого города.

Р.S. «Смерть и жизнь больших американских городов» - все же женская книга. Не удивляюсь, что Дима Землянский так и не смог ее дочитать. Как по мне, то «Город без границ» Глазычева куда более мощное и актуальное произведение. Светлая ему память. Мне кажется, что Вячеслав Леонидович во многом транслируя идеи Джейкобс был наиболее влиятельным и авторитетным урбанистом в современной России, некоторой надеждой людей, профессионально разбирающихся в городах, на изменение ситуации, на решение городских проблем. Очень жаль, что его не стало. Светлая ему память.

Comments

a_napa
Jun. 13th, 2012 07:44 pm (UTC)
Никакая не "рядовая домохозяйка", вот хотя бы текст Polit.ru, чтобы далеко не ходить:

"В 1952 г. Джекобс начала работать в редакции журнала «Архитектурный форум», уже профессионально погрузившись в проблемы реконструкции и строительства в американских городах. На эти темы она выступила в 1956 г. в Гарварде, и У. Уайт (William H. Whyte), известный журналист, занимавшийся, среди прочего, проблемами больших городов, предложил Джекобс написать в журнал «Fortune» статью «Центр города – людям».

Свои наблюдения Джекобс позже обобщила в книге «Смерть и жизнь американских городов» (1961)".
mingitau
Jun. 15th, 2012 12:22 pm (UTC)
Журналистке не мешает быть нью-йорской домохозяйкой. Да и пишет она весьма простым ненаучным языком.
dobrijhomjachok
Jul. 18th, 2012 06:50 am (UTC)
Центр Детройта убила все-таки не автомобилизации, а сегрегация. А автомобиль ей лишь способствовал.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner