?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О поездках в Россию

        На выходных съездил с друзьями из Москвы в Россию. Именно так хочется назвать свою поездку на север Липецкой области (Елец-Лебедянь-Данков-Полибино-Муромцево-Лев Толстой-Чаплыгин). Рассказ с фотографиями будет позже, а сегодня скорее впечатления от пути и подготовке к проездке, которое весьма хорошо характеризует нашу российскую действительность. Четыре молодых человека захотели получить туристические услуги в своей родной стране, вложив время и деньги в не в итальянские города, а в липецкие и что из этого вышло.

елец1
г.Елец. 18.08.2012 г.



          Для внутреннего туризма при наличии спроса важнейшими факторами являются туристическая привлекательность и инфраструктура и транспортная доступность.

Туристическая привлекательность

Сбор информации перед поездкой обязательная процедура, призванная дополнить имеющиеся знания и список мест для посещения в этом случае привела к весьма нудной систематизации материалов о таких интересных городах как Елец и Лебедянь. О Данкове, Чаплыгине вообще кроме Википедии читать нечего. Главной проблемой стали карты городов – их нет ни в продаже, ни в нормальном качестве и графическом исполнении в интернете. Пришлось скачивать генплан Ельца и по нему ориентироваться. И если в Лебедяни нашелся проект типа викиэнциклопелии по городу, то в Ельце полный хаос. При этом узнал, что в Ельце действует некая туристско-рекреационная зона (ТРЗ) и туристско-информационный центр (ТИЦ). Обрадовался. Рано обрадовался. Сайт ТИЦ не работает, дозвониться невозможно (два дня попыток), сам ТИЦ находится где-то на окраине города в одном из корпусов местного вуза. Вопрос – зачем он тогда нужен? Путеводителей по этому интереснейшему региону России не выпущено (в продаже крупнейших магазинов Москвы отсутствуют), карт нет. Пришлось ехать в поездку с распечатками разрозненных материалов по храмам, усадьбам, заводам.

Туристско-рекреационная зона «Елец»

Сцена. Стоим на мосту через реку Сосну, любуемся видом города. По реке плывет нечто похожее на плот со столом, скамейками и над ними тентованной крышей на которой написано типа «Елецкая туристско-рекреационая зона» и дан телефон. Мы позвонили. Узнали, что за скромные 200 руб в час с человека нас могут на этом плавсредстве покатать по реке. Рядом причал. Платим. Отплываем, предполагая что мифической туристско-рекреационной зоне (ТРЗ) не нашлось места на суше, населенной отнюдь не гостиприимными ельчанами и она обосновалась на воде. Нашим плотом управляет пожилой бывший железнодорожник, а ныне единственный речник на реке Сосна. Интересуемся, что это за ТРЗ такая? Он отвечает: «не знаю», и добавляет, что те люди, что печатали на обшивке тента рекламу ТРЗ тоже не знают! А мы надеялись, что хотя бы кто-то знает. Но дедушка оказался самым приветливым в городе, под оглушительную работу мотора кое-что рассказал о городе и его мостах через Сосну.

елец2

г.Елец. ТРЗ на реке. 18.08.2012 г.

Причал на реке один на определенном расстоянии от Воскресенского собора и потому нас пришлось высаживать фактически прямо в прибрежные кусты и тину. Пристань и набережная у собора есть только на картинках генплана.

Сцена. Второй раз мы услышали о ТРЗ от сотрудницы музея. Хороший субботний летний день. 4 часа с минутами. Подходим к старинному зданию краеведческого музея и наблюдаем, как сотрудница его замыкает. Все, туристы, приходите завтра. Повторюсь 4 часа с копейками. А как же краеведческая литература – приходите завтра, отвечает нам в ответ. А нас завтра уже не будет в Ельце. И вообще где найти ТИЦ, ТРЗ и хотя бы какую-нибудь карту города. «А зачем?» – вопрошает музейный работник и продолжает – «Если вы хотите осмотреть город Вам надо завтра заказать пешую экскурсию с сотрудником музея». Соответственно, самостоятельное посещение города туристом исключается, рабочий день в музее закончился, да и не хочу я ходить с местным жителем по историческому городу в центре России. Все же не в дикой Кении или Папуа-Новой Гвинее находимся. Также от сотрудницы мы узнаем, что ТРЗ – это весь Елец, что в городе 6 музеев, для посещения которых надо обязательно пожить в городе 3 дня и что в местном университете действует бизнес-инкубатор туристических услуг города и готовятся специалисты турсферы.

Где и как они готовятся? И кто за это отвечает? Если я и мои друзья, весьма искушенные в исследованиях отечественных городов люди 6 часов проведя в Ельце так и не нашли ни нормальной карты города, ни приемлемого путеводителя, ни центра туристических услуг, исходив вдоль и поперек центр города. На пешеходной улочке есть несколько магазинов елецких сувениров, но неприветливые сотрудники даже стоимость своих товаров не знают, не то, чтобы что-то порекомендовать и пропиарить город. Магнитики, тарелочки, матрешки и прочее мощно наделать много, но «продать» туристу услугу, в виде посетить магазинчик, кафе, музей и т.п. оказывается непреодолимо. И что ж это тогда за зона такая, столь негостиприимная? Буклетик про кружева отдельные деньги плати, стоимость магнитиков завышена многократно. А туристы в городе есть. Немного, но нам встречались. А вот жители, с которыми те сталкиваются (продавцы в магазинах, кафе, храмах) на наши восторги от города бурчали – дескать нечего в нашем городе смотреть, что вы в нем нашли.

А разве много нужно – совершенно небольшие требуются средства, чтобы выпустить мало-мальски приличный путеводитель по городу и карту к нему, повесить вывеску в 3-4 знаковых местах, о том, что туринформацию можно взять в таком-то магазине или в здании администрации (если нет денег на поддержание нормального ТРЦ). Пустяки, зато самостоятельным туристам значительно бы облегчили знакомство с городом. Вид города располагал нас вложить в него деньги за качественные услуги и товары, но таковых предложить Елец не смог.

Равно как и Лебедянь, где есть только скучные магнитики и кружки в книжном музее – о чем надо догадаться. В Данкове, Чаплыгине вообще ничего про город в городе нет. В Льве Толстом, только о Льве Толстом. И везде на обращения к жителям про туробъекты – ответы «не знаем», «смотреть здесь нечего».

В итоге вопрос лечится ли угрюмость русского провинциального жителя и его негостипримность по отношению к туристам? А также любопытно проверить эффективность работы туристического бизнес-инкубатора в Ельце.

Транспортная доступность. Даже если в Липецкой области прислушаются к моим советам, облагородят города, создадут ТИЦы и перевоспитают местное население, то туристов больше не станет, если даже не станет их меньше. Причина банальна и глобальна одновременно – дороги.  Нынешние дороги как внутри области, так и особенно в сторону Москвы – это насилие над собой и автомобилем. Более того, дороги в Липецкой области очень даже не плохие. Набор совершенно разбитых участков минимален. Равно как и набор придорожной и туристической инфраструктуры. А вот в Рязанской или Тульской области дороги гораздо хуже.

Особенно расстроила и вывела из себя федеральная автомагистраль М-6 «Каспий» Москва-Тамбов-Волгоград-Астрахань. Наиважнейшая трасса в стране, а фактически руины бывшей дороги. Двуполосная с большими уклонами, с безумным потом грузовиков и затяжными подъемами. Обгон дело рискованное, а тащиться на минимальной скорости за тяжеловесным грузовиком одна мука. Минимально число приличных заправок. Но главное – качество покрытия – иногда это бетонные плиты со швами, иногда продавленный в волны асфальт, в котором гребни волн ударяют о защиту днища машины, иногда это снятый асфальт на известный срок. Десятки километров аварийных участков с будто бы начатым ремонтом, но с отсутствуем ремонтников и техники. Иногда скорость движения падает до 20 км в час. И так 250 км пути и в 200 км от столицы на федеральной трассе, проходящей по густонаселенным регионам страны. Состояние дороги напрочь вычеркивает в качестве туристических мест значительную часть Рязанской области и сильно осложняет посещение Тамбовской и Волгоградской областей.

Трасса М-4 «Дон» значительно лучше, но также загружена, мало инфраструктуры, да и в Тульской области достаточно разбитых участков. По большому счету приличная дорога начитается только за 70 км от Москвы. Вот и вся цивилизация!

Автопарк растет весьма и весьма быстро, износ дорог увеличивается, а вот новое строительство или качественная реконструкция фатально отстают. В итоге через 10 лет придется либо покупать внедорожник для поездок в Россию, либо ездить в другие страны.

Какой инвестор или турист пойдет в регион, если в него невозможно без лишних нервов или денег попасть? Поезда редкие, ночные и очень дорогие. Самолеты такие же редкие и дорогие. Поездка на машине сплошное мучение.

Красиво, интересно в Липецкой области, но транспортно недоступно и негостипримно. И это в общем-то ключевые и, на мой взгляд, неисправимые ограничения инвестиционного и туристического развития регионов России.

Comments

albokarev
Aug. 20th, 2012 04:33 pm (UTC)
Тем не менее весьма приличные краеведческие и краеведческо-популяризаторские книги - и о Чаплыгине, и о Ельце - есть. Более того, в Липецкой области издан целый ряд путеводителей - именно с прицелом на туризм. Другое дело, что существенной роли в жизни крупных регионов туризм не играет и играть не может.
А книги, повторюсь, есть. Только вот вопрос - где они (кроме как у меня дома на полке). Крупным книготорговым сетям в центре страны такие вещи не интересны, туристы, желающие посетить такие города - группа ничтожная по количеству, нет смысла ради них держать книги на полках/складах.
Что касается музейной торговли - то это вообще вещь непростая. ККМ в музеях обычно нет. Соответственно они должны платить ЕНВД - если всё по-правилам делать. Приходилось слышать от музейных работников в небольших городах, что текущие ставки ЕНВД для них также невыгодны - не собирается касса на продаже туристам, мало этих туристов. И проще или торговать "из-под полы", что чревато, или просто не торговать.
mingitau
Aug. 21st, 2012 01:04 pm (UTC)
Рад, что такие книги есть, но как их найти? Считаю, что по любому мало-мальски значимому городу, претендующему на роль туристического центра должен быть в общем доступе в виртуальном (прямая ссылка на главной странице офсайта города) и реальном мире бесплатный карта-путеводитель на 5 страниц (ликбез о городе), на 20-30 страниц - ликбез для продвинутых. И далее уже специальная краеведческая, историческая, географическая литература - со адресами где ее можно приобрести.
На вокзалах, центральной площади, у главных достопримечательностей должен быть инфостенды с этими ссылками (в виде QR-кода) на виртуальные ресурсы и адрес, где можно взять краткий путеводитель о городе. (например как в Петербурге или в Великом Новгороде).

А вы можите дать ссылку на эти путеводители?
privalovsky
Aug. 22nd, 2012 08:37 am (UTC)
Туристическая привлекательность Новгорода и Питера, мягко говоря, не сравнима с привлекательностью Чаплыгина и Данкова. Максимум что нужно в таких местах - карта города и общий путеводитель по всей Липецкой области.
mingitau
Aug. 22nd, 2012 11:39 am (UTC)
Согласен, поэтому в Чаплыгин и Данкове хватит и 2-х инфощитов со ссылкой на холл городской администрации, где перед охранником можно повесить стенд с картой, кратким путеводителем и ссылкаим на собятия в местных учреждениях культуры и досуга.
pampa_don_zaj
Aug. 20th, 2012 08:14 pm (UTC)
Интересно, со многим согласен.

Не знаю, честно говоря, что может всерьёз изменить ситуацию. Глубинка уходит всё дальше в прошлое во всех смыслах, а прошлое менее притягательно, чем будущее.

Для меня была открытием женщина на вокзале Данкова. Подошла, спросила, откуда мы, и, по-моему, так и не поверила, что мы можем быть не членами партии, фирмы или тайного общества. "Мы вымираем, все на заработках, у нас нечего делать". Как в такой среде может вырасти здоровая личность? Где воля к жизни, где умение радоваться каждому дню, где стремление обустраивать пространство вокруг себя? А если нет этого, то не будет ни органичного развития, ни туризма. Нельзя же назвать полноценным развитием сооружение сторонним инвестором типовой фабрики с заимствованными технологиями. И туризм в нашей стране зачастую мечется между полным равнодушием за бюджетный счёт и стремлением ободрать туриста как липку - потому что турист среди бедности и неустроенности повседневности воспринимается как инопланетянин, как человек из другого, причём враждебного мира.

Кажется, малая Россия сильно исчерпала и мои душевные силы. Так многое хотелось изменить, а сейчас понимаешь, какой песчинкой ты являешься в большом мире, и даже не знаешь, за какую ниточку потянуть. Наверное, следует просто "шить сарафаны и лёгкие платья из ситца"...
mingitau
Aug. 21st, 2012 01:08 pm (UTC)
Относись проще. Мы посмотрели на руины - и руины мест и на руины общества. И если с руинами мест - нынешними (Полибино, Муромцево) и будущими (вокзал в Данкове) понятно как быть - смотреть с восхищением и исследовать, то как быть с руинами общества не понятно, тем более что распространяющееся варварство ведет к росту опасности в посещении руин мест.
Хотя и этим вопросом можно заниматься, понимая, что это задача не одонго поколения.
modelman
Aug. 20th, 2012 09:24 pm (UTC)
Спасибо! Познавательно)
privalovsky
Aug. 21st, 2012 11:02 am (UTC)
Про поезда ты как-то не прав. Он не редкие (завтра из Москвы в Елец идёт 19 поездов) и не очень дорогие (от 850 р.). А то, что ночные, так это даже удобнее - не надо тратить светлое время на неблизкую дорогу.
mingitau
Aug. 21st, 2012 01:12 pm (UTC)
Про Елец м.б. и не прав, хотя не каждый захочет ехать в плацкарте. Но про другие города - где одна-две электрички в день, которые скоро отменят с неудобным расписанием мой тезис верен. Купе в фирменном поезде в Липецк дороже самолета и это уже 2500 руб с чел. Нам бензин (наездили более 1000 км) обошелся значительно дешевле. Себестоимость поездки в Елец одонму на машине ниже себестоимости поездки туда же на плацкарте. А если ехать в четвером...
(Anonymous)
Aug. 22nd, 2012 12:29 am (UTC)
А карт Ельца вообще не удалось купить?
Были в книжных магазинах?
В киосках смотрели?
mingitau
Aug. 22nd, 2012 11:37 am (UTC)
Re: А карт Ельца вообще не удалось купить?
Да, были и в магазинах и в киосках газетных спрашивали. Нам только в одном предложили нечто похожее на схему города (вишневого цвета издание), но оно было громозким, скручивалось в трубочку и содержало больше рекламы, чем собственно графической информации. В другом месте нам предложили эту схему ввиде "атласа", но также улицы, контуры бомов и масса рекламы и за несерьезные 170 руб. Туристической информации и хорошей картографии там не было.
(Anonymous)
Aug. 22nd, 2012 09:17 pm (UTC)
Re: А карт Ельца вообще не удалось купить?
С хорошей картографией в Центральной России вообще беда. Местные издания обычно очень плохие. Только МАГП что-то стоящее выпускало,но в основном областные центры.
Интересно, в прошлой поездке вам не попадались карты таких городов как Ликино-Дулево, Дрезна, Лосино-Петровский, Электроугли, Электрогорск ?
mingitau
Aug. 23rd, 2012 07:23 am (UTC)
Re: А карт Ельца вообще не удалось купить?
Нет, ни в одном этом городе карт нет в продаже. Только Яндекс.карт )) Да, с картами средних и малых городов в большинстве регионов беда, хотя есть и изсключения - Краснодарский, Ставропольский край, Свердловская, Иркутская, Ленинградская области
(Anonymous)
Aug. 24th, 2012 11:33 am (UTC)
Re: А карт Ельца вообще не удалось купить?
Хотел бы добавить Ростовскую область,
Красноярский край - почти все города выпустили и даже поселок Черёмушки при СШ ГЭС. Волгоградская область - большинство городов. Башкирия, Оренбургская область - неплохо, хотя и не все.

Хотел еще спросить - карта г. Дзержинского сейчас продается и где?
mingitau
Aug. 24th, 2012 02:00 pm (UTC)
Re: А карт Ельца вообще не удалось купить?
Карта Дзержинского - один из наиболее качественных картографических продуктов, увы, продается только в киосках г. Дзержинского.
yarowind
Aug. 27th, 2012 03:18 am (UTC)
>>И везде на обращения к жителям про туробъекты – ответы «не знаем», «смотреть здесь нечего».

Это вот для нас очень характерно. Как иностранца не спросишь, из любого города, он обязательно говорит - приезжайте, у нас очень красиво, бла-бла-бла. А у нас все "смотреть нечего".

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner