Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Category:

О поездках в Россию

        На выходных съездил с друзьями из Москвы в Россию. Именно так хочется назвать свою поездку на север Липецкой области (Елец-Лебедянь-Данков-Полибино-Муромцево-Лев Толстой-Чаплыгин). Рассказ с фотографиями будет позже, а сегодня скорее впечатления от пути и подготовке к проездке, которое весьма хорошо характеризует нашу российскую действительность. Четыре молодых человека захотели получить туристические услуги в своей родной стране, вложив время и деньги в не в итальянские города, а в липецкие и что из этого вышло.

елец1
г.Елец. 18.08.2012 г.



          Для внутреннего туризма при наличии спроса важнейшими факторами являются туристическая привлекательность и инфраструктура и транспортная доступность.

Туристическая привлекательность

Сбор информации перед поездкой обязательная процедура, призванная дополнить имеющиеся знания и список мест для посещения в этом случае привела к весьма нудной систематизации материалов о таких интересных городах как Елец и Лебедянь. О Данкове, Чаплыгине вообще кроме Википедии читать нечего. Главной проблемой стали карты городов – их нет ни в продаже, ни в нормальном качестве и графическом исполнении в интернете. Пришлось скачивать генплан Ельца и по нему ориентироваться. И если в Лебедяни нашелся проект типа викиэнциклопелии по городу, то в Ельце полный хаос. При этом узнал, что в Ельце действует некая туристско-рекреационная зона (ТРЗ) и туристско-информационный центр (ТИЦ). Обрадовался. Рано обрадовался. Сайт ТИЦ не работает, дозвониться невозможно (два дня попыток), сам ТИЦ находится где-то на окраине города в одном из корпусов местного вуза. Вопрос – зачем он тогда нужен? Путеводителей по этому интереснейшему региону России не выпущено (в продаже крупнейших магазинов Москвы отсутствуют), карт нет. Пришлось ехать в поездку с распечатками разрозненных материалов по храмам, усадьбам, заводам.

Туристско-рекреационная зона «Елец»

Сцена. Стоим на мосту через реку Сосну, любуемся видом города. По реке плывет нечто похожее на плот со столом, скамейками и над ними тентованной крышей на которой написано типа «Елецкая туристско-рекреационая зона» и дан телефон. Мы позвонили. Узнали, что за скромные 200 руб в час с человека нас могут на этом плавсредстве покатать по реке. Рядом причал. Платим. Отплываем, предполагая что мифической туристско-рекреационной зоне (ТРЗ) не нашлось места на суше, населенной отнюдь не гостиприимными ельчанами и она обосновалась на воде. Нашим плотом управляет пожилой бывший железнодорожник, а ныне единственный речник на реке Сосна. Интересуемся, что это за ТРЗ такая? Он отвечает: «не знаю», и добавляет, что те люди, что печатали на обшивке тента рекламу ТРЗ тоже не знают! А мы надеялись, что хотя бы кто-то знает. Но дедушка оказался самым приветливым в городе, под оглушительную работу мотора кое-что рассказал о городе и его мостах через Сосну.

елец2

г.Елец. ТРЗ на реке. 18.08.2012 г.

Причал на реке один на определенном расстоянии от Воскресенского собора и потому нас пришлось высаживать фактически прямо в прибрежные кусты и тину. Пристань и набережная у собора есть только на картинках генплана.

Сцена. Второй раз мы услышали о ТРЗ от сотрудницы музея. Хороший субботний летний день. 4 часа с минутами. Подходим к старинному зданию краеведческого музея и наблюдаем, как сотрудница его замыкает. Все, туристы, приходите завтра. Повторюсь 4 часа с копейками. А как же краеведческая литература – приходите завтра, отвечает нам в ответ. А нас завтра уже не будет в Ельце. И вообще где найти ТИЦ, ТРЗ и хотя бы какую-нибудь карту города. «А зачем?» – вопрошает музейный работник и продолжает – «Если вы хотите осмотреть город Вам надо завтра заказать пешую экскурсию с сотрудником музея». Соответственно, самостоятельное посещение города туристом исключается, рабочий день в музее закончился, да и не хочу я ходить с местным жителем по историческому городу в центре России. Все же не в дикой Кении или Папуа-Новой Гвинее находимся. Также от сотрудницы мы узнаем, что ТРЗ – это весь Елец, что в городе 6 музеев, для посещения которых надо обязательно пожить в городе 3 дня и что в местном университете действует бизнес-инкубатор туристических услуг города и готовятся специалисты турсферы.

Где и как они готовятся? И кто за это отвечает? Если я и мои друзья, весьма искушенные в исследованиях отечественных городов люди 6 часов проведя в Ельце так и не нашли ни нормальной карты города, ни приемлемого путеводителя, ни центра туристических услуг, исходив вдоль и поперек центр города. На пешеходной улочке есть несколько магазинов елецких сувениров, но неприветливые сотрудники даже стоимость своих товаров не знают, не то, чтобы что-то порекомендовать и пропиарить город. Магнитики, тарелочки, матрешки и прочее мощно наделать много, но «продать» туристу услугу, в виде посетить магазинчик, кафе, музей и т.п. оказывается непреодолимо. И что ж это тогда за зона такая, столь негостиприимная? Буклетик про кружева отдельные деньги плати, стоимость магнитиков завышена многократно. А туристы в городе есть. Немного, но нам встречались. А вот жители, с которыми те сталкиваются (продавцы в магазинах, кафе, храмах) на наши восторги от города бурчали – дескать нечего в нашем городе смотреть, что вы в нем нашли.

А разве много нужно – совершенно небольшие требуются средства, чтобы выпустить мало-мальски приличный путеводитель по городу и карту к нему, повесить вывеску в 3-4 знаковых местах, о том, что туринформацию можно взять в таком-то магазине или в здании администрации (если нет денег на поддержание нормального ТРЦ). Пустяки, зато самостоятельным туристам значительно бы облегчили знакомство с городом. Вид города располагал нас вложить в него деньги за качественные услуги и товары, но таковых предложить Елец не смог.

Равно как и Лебедянь, где есть только скучные магнитики и кружки в книжном музее – о чем надо догадаться. В Данкове, Чаплыгине вообще ничего про город в городе нет. В Льве Толстом, только о Льве Толстом. И везде на обращения к жителям про туробъекты – ответы «не знаем», «смотреть здесь нечего».

В итоге вопрос лечится ли угрюмость русского провинциального жителя и его негостипримность по отношению к туристам? А также любопытно проверить эффективность работы туристического бизнес-инкубатора в Ельце.

Транспортная доступность. Даже если в Липецкой области прислушаются к моим советам, облагородят города, создадут ТИЦы и перевоспитают местное население, то туристов больше не станет, если даже не станет их меньше. Причина банальна и глобальна одновременно – дороги.  Нынешние дороги как внутри области, так и особенно в сторону Москвы – это насилие над собой и автомобилем. Более того, дороги в Липецкой области очень даже не плохие. Набор совершенно разбитых участков минимален. Равно как и набор придорожной и туристической инфраструктуры. А вот в Рязанской или Тульской области дороги гораздо хуже.

Особенно расстроила и вывела из себя федеральная автомагистраль М-6 «Каспий» Москва-Тамбов-Волгоград-Астрахань. Наиважнейшая трасса в стране, а фактически руины бывшей дороги. Двуполосная с большими уклонами, с безумным потом грузовиков и затяжными подъемами. Обгон дело рискованное, а тащиться на минимальной скорости за тяжеловесным грузовиком одна мука. Минимально число приличных заправок. Но главное – качество покрытия – иногда это бетонные плиты со швами, иногда продавленный в волны асфальт, в котором гребни волн ударяют о защиту днища машины, иногда это снятый асфальт на известный срок. Десятки километров аварийных участков с будто бы начатым ремонтом, но с отсутствуем ремонтников и техники. Иногда скорость движения падает до 20 км в час. И так 250 км пути и в 200 км от столицы на федеральной трассе, проходящей по густонаселенным регионам страны. Состояние дороги напрочь вычеркивает в качестве туристических мест значительную часть Рязанской области и сильно осложняет посещение Тамбовской и Волгоградской областей.

Трасса М-4 «Дон» значительно лучше, но также загружена, мало инфраструктуры, да и в Тульской области достаточно разбитых участков. По большому счету приличная дорога начитается только за 70 км от Москвы. Вот и вся цивилизация!

Автопарк растет весьма и весьма быстро, износ дорог увеличивается, а вот новое строительство или качественная реконструкция фатально отстают. В итоге через 10 лет придется либо покупать внедорожник для поездок в Россию, либо ездить в другие страны.

Какой инвестор или турист пойдет в регион, если в него невозможно без лишних нервов или денег попасть? Поезда редкие, ночные и очень дорогие. Самолеты такие же редкие и дорогие. Поездка на машине сплошное мучение.

Красиво, интересно в Липецкой области, но транспортно недоступно и негостипримно. И это в общем-то ключевые и, на мой взгляд, неисправимые ограничения инвестиционного и туристического развития регионов России.

Tags: Липецкая область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments