?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Дом Якобяна"

Практически за два дня прочел книгу каирского стоматолога и писателя Аля Аль-Асуани «Дом Якобяна». Захватывающее произведение. Невозможно остановиться.

Книга, с которой я встретился на Бульваре читателей на Дне города Москва, совершенно случайно оказалась в центре моего внимания. Вероятно, за счет обложки на которой изображен типичный дом в стиле ар-деко коими застроен центр Каира.  Поскольку мы жили в гостиницах в Каире именно в таких домах, меня заинтриговала перспектива прочитать про жителей такого дома. Продавщица также снабдила рекламу книги хвалебными эпитетами в адрес Аль-Асуани, как одного из идейных вдохновителей «арабской весны» прошлого года. Позже я прочел, что автор продолжает быть практикующим стоматологом и содержит клинику в «Доме Якобяна», несмотря на колоссальную популярность в мире.

Книга, оказалась именно тем романом, что я люблю и ищу перед поездками в большой город. Она о его современной жизни столичного мегаполиса без прикрас и туристического налета.


Повествование ведется о судьбах жителей 10-тиэтажного дома «Якобяна», что стоит на ул. Талаат Харб 34. Мы жили на Талаат Харб, что ведет от площади Тахрир на север. Гуляли по ней. Судя по виду дома мои пиджак и рубашки, возможно, были куплены в магазине на первом этаже «Дома Якобяна».

Дом Якобяна – интереснейшее градостроительное и социокультурное явление, важнейшая особенность и достопримечательность Каира. Дом - некая ограниченная среда, в которой в представлены все срезы каирского общества и разные виды деятельности. В 1930-е годы центр города был застроен огромными многоквартирными дома для европеизированного богатого слоя общества. После революции 1952 года контингент жителей стал меняться, дома перестраиваться и сейчас это настоящие вавилонские башни – где в одном доме живут и богачи, и беднота на крышах, где на первых этажах замечательные магазины (действительно ни в одном городе мира не встречал такого разнообразия качественных деловых костюмов и сорочек), и тут же мастерские, ателье, гостиницы, хостелы, кафе, притоны, офисы компаний. Настоящие вертикальные города. Задумался, а в каких еще городах можно встретить такое многообразие жизни и функций в рамках одного здания? В Москве разве что ГЗ МГУ, но он намного более масштабен.

Хороша она тем, что раскрывает читателю то, что ему сложно увидеть глазами иностранца. Что мы видели в Каире, да и в любом другом городе за рубежом, – огромные дома, которые магазины, внешность людей, значительное социальное расслоение, бурную политическую и общественную жизнь. Но взаимоотношения между людьми скрыты за незнанием арабского языка, за отсутствием друзей в Каире из местного населения. Ты понимаешь, что они живут как и ты жизнью столичного жителя, которая во многом похожа на твою. В Каире масса чиновников и служащих в костюмах, поднимающихся из метро в свои офисы. И действительно интересно, какая это жизнь? «Дом Якобяна» наглядно рисует всю ее непригядность. Автор совершил в 2002 году прорыв в египетской литературе и общественный взрыв, рассказав о том, о чем египтяне обычно не рассказывают – о продаже алкоголя и барах, о лживости набожности, о всемасштабной коррупции, о повальной проституции и супружеских изменах, имеющей серьезную социальную подоплеку, о пытках в полиции, о лагерях шахидов, о гомосексуалистах, о социальном расслоении.

«Дом Якобяна» нельзя назвать высокохудожественным произведением, в нем нет высокопарного стиля, длительного осмысления событий, массы персонажей. Стиль изложения достаточно сух, но не документален, события развиваются быстро. Автор явно не ставил задачу создания всеобъемлющего романа-эпопеи об эпохи. Скорее это без излишеств очень яркое и конкретное произведение, с немногочисленными, но емкими как у настоящего мудрого мужчины словами. Полтора десятка героев охватывают совершенно разные слои общества. Характеристики столичного общества и его пороков и проблем даны мазками, но опять же четко. И такой подход мне нравится. Зачем лишние слова.

В книге нет хороших и плохих героев – есть просто горожане, которых надо не винить, а попытаться понять и простить. Именно этого хочет автор. Но не все на это способны.

Примечателен и финал книги, который, поверим автору, случается в жизни. На свадьбу одного из самых богатых жителей дома и девушки из бедных собирается весь дом. И вместо французской музыки гремит восточная на столичной свадьбе. Оттого финал оказывается не столь мрачным, а послевкусие от книги, как о реалистичном, хоть и жестком произведении, в котором есть место для радости.

Удивительно, что остросоциальная книга, во многом вскрывшая многие нелицеприятные стороны режима Мубарака была допущена к печати и массовому переизданию, по ней был снят фильм и сериал. И во многом привела к Тахриру, поспособствовала тому, что такие герои как Таха добились своего. Однако реальность оказалась опять половинчатой – кому принадлежит город – «братьям мусульманам» или военным. Книга фиксирует колоссальную пропасть между ними. И тем интересней как живет современное каирское общество в новой биполярной реальности.

Перенося на нашу действительность, думается, что многое из описанного может иметь Махачкале – неуправляемом мегаполисе между востоком, западом, исламом, традициями, коррупцией и честью, богатством и нищетой. И табуированием того, что действительно происходит.

Книгу полезно и интересно прочитать и оттого, что Каир и Москва – однопорядковые города с рядом схожих особенностей и проблем, равно как в Египте и России много параллелей в вопросах взаимодействия государства и общества. В итоге мне захотелось почитать подобное лаконичное и яркое произведение о жизни Москвы, Махачкалы или Краснодара, а также Пекина, Джакарты или Сан-Паулу.

ЗЫ Книгу купил в издательстве http://www.c-h-c.ru/index.html, хотя есть в Интернете электронные варианты.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner