Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Category:

Село Русское уже не русское. Заметки об этнодемографических процессах в Георгиевской епархии. Ч.2

Село Русское уже не русское. Заметки об этнодемографических процессах в Георгиевской епархии. часть 2



        Ключевая драма заключается в интенсивности смены этнической структуры населения, которая в 2000-е гг. была достаточно активной.

Необходимо небольшое отступление о генезисе сел Ставрополья. Практически все села и города (кроме Буденновска) были основаны русскими крестьянами, казаками и солдатами. В XVIII веке великороссы (ныне русские) и малороссы (ныне украинцы) считались одним народом – русскими. В целом преобладали великороссы, но был значительные компонент малороссов. Неславянские села были немногочисленны. И из крупных только армянское с. Эдиссея, г. Сурб Хач (Карабаглы) (Святого Креста – ныне Буденновск), да несколько немецких колоний. При переходе к оседлому образу жизни появились туркменские и ногайские села (Иргаклы, Ачикулак, Махмуд-Мектеб и другие).

Все остальные народы являются мигрантами на территории епархии в разных поколениях.

Между 2002 г. и 2010 г. доля русских почти повсеместно снизилась из-за естественной и миграционной убыли русских и естественного и миграционного притока неславянского населения. В среднем в районах и крупных селах епархии доля русских сократилась на 4,5%. Лишь в отдельных случаях (в пригородах Георгиевска) доля русских выросла. Наиболее значительным было сокращение русского населения в селах с уже крупными диаспорами народов Дагестана – с. Грушевское Александровского района (с 95% до 74%), с. Александрия (с 91% до 83%) и с. Елизаветинское (с 82% до 75%) Благодарненского района, с. Стародубское Буденновского района (с 67% до 60%), с. Русское (с 51% до 46%), с. Каясула Нефтекумского района (с 29% до 15%), с. Чернолесское (с 67% до 61%), с. Иргаклы Степновского района (с 42% до 35%), ст. Подгорная Георгиевского района (с 68% до 61%). Активность сокращения русского населения в малых селах еще выше. Вместе с тем доля русских в городах и селах райцентрах осталась практически прежней (82,0% в 2010 г. и 83,6% в 2002 г.), что даже меньше естественной убыли. Следовательно, внутри районов происходили миграции русского населения из окраинных сел в райцентры.

За 8 лет с 2002 г. по 2010 г. численность русских в епархии сократилась на 27,4 тыс. чел (или на 5%) во всех городах и районах кроме подозрительного роста в Георгиевском районе (на 5,5 тыс. чел) и Георгиевске (на 0,6 тыс. чел). Целый ряд районов (Арзгирский, Благодарненский, Советский, Левокумский), потерял от 10% до 15% русского населения, что в первую очередь связано с миграционным оттоком, т.к. естественная убыль за этот период была не более 5%. Характерно, что при общекраевом сокращении числа казаков на 23% за этот период, в Георгиевской епархии в 2010 г. казаками назвали себя на 26% больше, чем в 2002 г., прежде всего за счет Нефтекумского, Степновского и Курского районов, тогда как в более удаленных от Дагестана районах (Георгиевском, Александровском, Советском, Новоселицком число казаков сократилось в несколько раз).

Численность крупнейших неславянских народов в епархии за межпереписной период с 2002 по 2010 гг. значительно выросла. Это определило активную смену национального и конфессионального состава населения.

В целом в епархии выросло число аварцев на 23%, армян на 7%, даргинцев на 21%, езидов на 35%, табасаран на 24%, турок на 37%, цахуров на 72%, цыган на 75% (!). Очевидно, что естественный прирост, каким бы высоким он ни был, не смог бы обеспечить столь значительного увеличения числа представителей указанных народов (кроме армян). Сократилось число украинцев на 39%, немцев на 48%, татар на 48%, корейцев на 34%, азербайджанцев на 18% и чеченцев на 17%. Если для первых трех народов объективна ассимиляция и смена этнической самоидентификации, то снижение числа чеченцев и азербайджанцев имеет невыясненную природу.

На уровне районов темпы изменения численности народов еще выше, так численность цыган в Георгиевске, Александровском, Носовелицком, Курском районах выросла от 2 до 3 раз, а в г. Буденновске выросла в 3,4 раза. Более чем на 50% выросли диаспоры даргинцев в городах Георгиевске, Буденновске, Благодарном, Нефтекумске. Примечательно, что диаспора армян сократилась на большей части территории епархии, особенно в центральных и восточных районах, тогда как ее увеличение произошло в западных районах и особенно в Георгиевске (на 10%) и Георгиевском районе (на 22%). В этом отношении армяне, вероятно вытесняемые с востока края народами Дагестана, следуют за русскими концентрируясь ближе к городам и западным более русским районам края. Аналогично и корейцы, также имеют отток с востока епархии и рост численности в окрестностях Георгиевска.

Оговоримся, что в 2002 г. по всему краю только 11 человек отказались от обозначения свой национальности, то в 2010 г. только в Георгиевской епархии таковых было 3,8 тыс. человек. Национальный состав, приводимый в этом тексте, рассчитан из тех, кто определили свою национальность. Поскольку, вероятно, что среди отказавшихся отвечать на данный вопрос преобладают неславяне, то доля их в национальном составе выше.

Немаловажно, что смена национального состава активно происходит во многих селах с населением более 3000 чел. В Георгиевской епархии таковых насчитывается 41 единица и в них проживает значительная часть населения епархии (41% жителей). Практически все они были основаны еще в XVIII веке переселенцами из внутренних губерний России и являются ключевыми элементами каркаса расселения. В отличие от возникших уже в ХХ веке небольших поселков и хуторов на удалении в степи села и станицы располагались в речных долинах при основных транспортных путях. Ставропольские села и станицы – носители идентичности русского населения. Значительный приток неславян в эти села ведет к потери устойчивости каркаса расселения, потери ядра русского православного населения в регионе. Поскольку в епархии преобладает сельское население, а немногочисленные города имеют во многом аграрно-торговые функции и, соответственно, исключительно тесно взаимосвязаны с окружающей сельской местностью, то за сменой национального состава в крупных селах неминуемо произойдет исход славянского населения и из городов. Что в итоге скажется и на облике и жизненном укладе значительной части Ставропольского края.

В настоящее время во всех крупных селах Георгиевской епархии появилась хотя бы одна небольшая диаспора неславянского населения (кроме с. Сотниковское Благодарненского района). При современных темпах в ближайшие десять-двадцать лет в целом ряде сел русских станет менее половины, а в отдельных они потеряют роль наиболее многочисленной этнической группы.

Уже сейчас, исходя из существующей весьма пестрой этнической структуры населения и интенсивности смены национального состава, целый ряд сел относятся к имеют высокий конфликтогенный потенциал и требуют более тщательного внимания. Практически все они имеют активную убыль славянского населения.

Особого внимания заслуживают следующие 17 сел, станиц и аулов:

  1. с. Русское Курского района (4,7 тыс. чел) (русские – 46,4%, турки – 28,8%, кабардинцы – 8,6%, чеченцы – 3,0%, осетины – 2,6%, армяне – 1,8%, грузины – 1,6%, цыгане – 1,6%, даргинцы – 1,4%, немцы – 1,1%, осетины – 1,0%)
  2. с. Стародубское Буденновского района (4,4 тыс. чел) (русские – 60,3%, цыгане – 10,5%, армяне – 7,8%, турки – 7,0%, табасараны – 2,8%, даргинцы – 2,3%, удины – 1,8%, азербайджанцы – 1,3%)
  3. ст. Незлобная Георгиевского района (19,7 тыс. чел) (русские – 66,3%, армяне – 22,2%, цыгане – 5,3%, украинцы – 3,1%)
  4. с. Чернолесское Новоселицкого района (5,6 тыс. чел) (русские – 60,6%, даргинцы – 12,2%, рутульцы – 9,2%, армяне – 4,4%, цахуры – 3,5%, аварцы – 3,4%, лезгины – 1,3%, кумыки – 1,2%, чеченцы – 1,2%)
  5. ст. Подгорная Георгиевского района (5,9 тыс. чел) (русские – 60,8%, цыгане – 20,9%, армяне – 15,3%),
  6. ст. Лысогорская Георгиевского района (11,2 тыс. чел) (русские – 62,7%, армяне – 30,3%, езиды – 2,7%, азербайджанцы – 1,3%, корейцы – 0,6%),
  7. с. Величаевское Левокумского района (5,2 тыс. чел) (русские – 66,2%, даргинцы – 27,1%, кумыки – 2,3%, аварцы – 2,2%)
  8. ст. Курская Курского района (12,0 тыс. чел) (русские – 69,8%, армяне – 14,4%, грузины – 4,3%, осетины – 2,4%, турки – 1,3%, цыгане – 1,3%, немцы – 0,9%).
  9. с. Правокумское Левокумского района (4,4 тыс. чел) (русские – 72,9%, даргинцы – 16,8%, аварцы – 1,7%, табасараны – 2,7%, езиды – 2,5%)
  10. с. Грушевское Александровского района (3,0 тыс. чел) (русские – 74,1%, цыгане -14,3%, даргинцы – 5,9%, армяне – 1,7%, кумыки – 0,8%, табасараны – 0,6%)
  11. с. Елизаветинское Благодарненского района (3,1 тыс. чел) (русские – 75,4%, цыгане – 6,7% даргинцы – 6,0%, лезгины – 2,5%, армяне – 1,8%, азербайджанцы – 1,6%, табасараны – 1,1%, украинцы – 0,7%, ассирийцы – 0,5%, чеченцы – 0,4%)
  12. с. Архангельское Буденновского района (4,9 тыс. чел) (русские – 78,7%, даргинцы – 11,4%, армяне – 1,5%, турки – 3,5%, табасараны – 1,5%)
  13. с. Эдиссея* Курского района (5,8 тыс. чел) (армяне – 93,4%, русские – 3,6%)
  14. с. Каясула Нефтекумского района (5,0 тыс. чел) (ногайцы – 71,1%, русские – 14,9%, даргинцы – 3,9%, армяне – 2,0%, корейцы – 2,0%, татары – 1,4%)
  15. с. Иргаклы Степновского района (4,0 тыс. чел) (ногайцы – 37,1%, русские – 35,2%, даргинцы – 20,6%, армяне – 1,1%, кумыки – 1,0%)
  16. а. Махмуд-Мектеб Нефтекумского района (3,2 тыс. чел) (туркмены – 30,5%, ногайцы – 27,0%, даргинцы – 18,9%, русские – 9,4%, аварцы – 4,6%, лакцы – 4,4%, казахи – 1,4%, чеченцы – 1,1%)
  17. с. Ачикулак Нефтекумского района (6,1 тыс. чел) (русские – 54,1%, даргинцы – 27,2%, корейцы – 3,6%, аварцы – 1,4%, ногайцы – 5,1%, лакцы – 1,2%, чеченцы – 1,0%)

*- отмечены нерусские по генезису села.

Безусловно, в основе смены национального состава лежат прежде всего экономические причины. Георгиевская епархия – глубокодотационная отсталая аграрная периферия Ставрополья, со слабо развитой индустрией и сферой услуг. В первом полугодье 2012 г. инвестиции в основной капитал городов и районов Георгиевской епархии составили всего 3,6 млрд. руб. из 23,4 млдр. руб., что были вложены в экономику края (или 15%, тогда как епархия занимает почти половину площади края и здесь проживает каждый четвертый ставрополец). 2/3 от всего объема инвестиций в епархии пришлись на Буденновский и Нефтекумский районы в нефтегазовую сферу, и соответственно недофинансирование экономики остальной большей части епархии столь велико, что определяет достаточно низкий уровень жизни населения и эмигрантские настроения.

Славяне, живущие в епархии, из-за объективного избытка рабочей силы перебираются в города (Ставрополь с пригородами и Кавминводы, Московский столичные регион), а на их место прибывают мигранты из сельских районов Армении и Дагестана, значительно менее потребные в крупном городе и не отличающиеся высоким уровнем образования.

Так только за первое полугодье 2012 г. миграционный отток, который наблюдался во всех городах и районах епархии (кроме Георгиевского), составил 1,6 тыс. человек, в т.ч. за счет внутрикраевых перемещений – 1,3 тыс. чел, в другие регионы России – 0,9 тыс. чел. Особенно значительным миграционный отток наблюдался в Александровском, Буденновском, Курском, Нефтекумском (-650 человек) районах. За этот же период за счет мигрантов из городов и районов края Ставрополь вырос на 1,3 тыс. чел, города Кавминвод – на 0,7 тыс. чел. Одновременно отмечается приток мигрантов в епархию из стран СНГ (прежде всего Армении) -  +625 человек.

Вместе с тем за первое полугодье 2012 г. естественная убыль в епархии составила всего 155 человек (в крае – 1400 человек), а в 6 из 11 районов отмечался естественный прирост (в т.ч. в Георгиевском).

При этом миграцию подстегивает и постоянное ощущение у русских жизни на фронтире (на границе) в недружелюбной среде, фобиями перед мигрантами из кавказских республик. Во многом эти фобии необоснованы, хотя и небезосновательны (о чем собственно весь текст). Действительно идеологической работы по утверждению доминирующего статуса русского населения как коренного населения практически всей Георгиевской епархии не проводится, создавая ощущение беззащитности и ожидания скорого заполонения инородцами. Впрочем, такого рода фобии и мифы характерны для русских, проживающих во многих регионах контакта с неправославными народами (Южная Сибирь, Дальний Восток, Нижнее Поволжье).

Северный Кавказ известен примерами продолжительного мирного сожительства разных народов. Однако такое сожительство в прошлом было характерно, как правило, для исторических городов (Дербент, Тбилиси и др.), тогда как в сельской местности один этнос вытеснял другой и редкими были ареалы сочетания более двух этносов. В Георгиевской епархии складывается уникальная для Северного Кавказа ситуация, когда практически все населенные пункты становятся полиэтническими и многоконфессиональными с широким и индивидуальным для каждого села сочетанием совершенно разных народов – славяне, армяне, цыгане, ногайцы, выходцы из Дагестана, чеченцы, кабардинцы, осетины, турки-месхетинцы, ассирийцы, езиды. Данные народы являются носителями контрастных религиозных верований и практик сожительства. Существующая аграрная экономика, основанная на русском миропонимании экономики и общественного устройства, во многом противоположна традиционным практикам указанных народов. Рост их влияния непременно выразится в смене социально-экономического уклада жизни края, его фрагментации и потери устойчивости.

Россия веками строилась не как национальное государство, а как империя непохожих народов, основанная на признании верховенства московской власти и православия. В настоящее время второй компонент имеет весьма шаткое положение в Георгиевской епархии из-за неразвитой как инфраструктуры, так и историческом пренебрежении славняским населением православной религии (точнее ее неукорененности в дореволюционный период) и широким распространением протестанских церквей и христианских сект.. В этой связи создание и поддержание сети православных приходов в крупных селах епархии является задачей или жизненным вопросом не только собственно жителей епархии, но и важнейшей задачей региональной политики как центральных органов РПЦ, так и органов государственной власти. Георгиевская епархия – фронтир, в котором одно Русское село, уже стало нерусским. Важно проводя умеренную, но последовательную национальную политику не привести к тому, чтобы эта тенденция приобрела масштабный характер… Ведь проще всего сослаться на неизбежность исхода русских с окраин страны в ее исторический центр. И намного сложнее проводить сбалансированную национальную политику, основанную на уважении всех народов России и сохранении главенствующей роли русских и православия.

Москва-Георгиевск, 13-18.09.2012 г.

P.S. В работе использованы статистические данные Росстата 2002-2012 г., Ставропольстат 2011-2012 гг., материалы «Этнического атласа Ставропольского края» (Ставрополь, 2008) и «Атласа этнополитической истории Кавказа» (Москва, 2006).


Tags: Георгиевск, Ставропольский край, демография, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments