?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Летняя и осенняя поездка по Кавминводам позволила отметить, что определенное движение в регионе имеется. Он по своему осовременивается и эти процессы идут быстрее, чем в начале 2000-х гг.. Явно больше визуальных присутствий туристического статуса региона – новые гостиницы, санатории, аэропорт, появилось масса приличных кафешек. Приведен в порядок бульвар Гагарина в Пятигорске – приятно гулять.
Но модернизация Кавминвод идет отнюдь не с повышением качества городской среды. Скорее его повышение в некоторых относительно небольших местах сопровождается параллельным снижением там же и тем более деградацией на остальной части городов. Сейчас поясню, о чем я говорю на примерах.


Кисловодск. Вход в Курортный парк и окрестности Нарзанной галереи – вероятно абсолютный туристический центр Кавминвод. Действительно обновлена брусчатка на дорожках, фонари, лавочки, фасады зданий. Красиво сделано… Но одновременно это место превращено в базар туристических безделушек. Именно базар. Сверхконцентрация торговцев и их навязчивость не дает насладиться комплексом курортных построек. Одновременно красивые фасады соседних зданий завешены нелепой рекламой.
Другой пример – строятся санатории, отели. Многие из желтого кирпича, как бы в стиле дореволюционных построек. Но и они и тем более многие постройки из сайдинга отдают дешевизной, примитивизмом и жаждой выгоды. В Кисловодске так и не встретил ничего подобного по качеству исполнения сравнимому со зданием Главных Нарзанных Ванн или Филармонии, хотя денег много. Опасно и плохо то, что уже каждый более менее свободный уголок в туристических частях Пятигорска, Кисловодска, Железноводска, Ессентуков застраивается или застроен. И эти новостройки разрушают очарование старинной архитектуры городов, прежде всего своей безвкусицей. И от них в ближайшие полвека городам будет весьма трудно избавиться. Все-таки не пойму, почему в начале ХХ века каждое новое сооружение в центрах городов значительно увеличивало качество архитектуры и городской среды, а в начале XXI века его снижает в большинстве случаев? Деньги есть, а вкуса и запроса на красоту нет.
О том, что КМВ – центр туризма вещают многочисленные билборды в регионе, но до сих пор в городах нет туристско-информационных центров.
Их роль отчасти выполняют дамы с плакатами, предлагающими туры по регионам. Туры спросом пользуются. Регион наводнен малыми и большими туристическими автобусами, но что эти автобусы творят на дорогах? Иллюстрация: Возвращаясь из Домбая на горной дороге я вероятно долго злил водителя туравтобуса, т.к. выполнял все ограничения по скорости и шел по хорошей дороге по верхнему пределу ограничения. А он меня не обгонял из-за встречных машин, но потом нервы сдали и он через сплошную на повороте без обзора, где с одной стороны скала, а с другой обрыв, через сплошную линию разметки на скорости явно за 100 км/час обошел меня. А потом через секунду встречная машина – еле разошлись. Масса грубейших нарушений ПДД. Жаль не работал видеорегистратор. И потом когда автобусы с туристами отказываются под обрывами – это никого ничему не учит. Вообще в Карачаево-Черкесии, равно как и на КМВ водители автобусов лишь приблизительно выполняют требования ПДД и гоняют на запрещенных скоростях. И тут вспоминается тур по замкам в долине Луары во Франции, когда водитель наш предельно пунктуально выполнял все дорожные знаки.
Туристические центр курортных городов лишь небольшая часть огромной кавминводской агломерации и ее развитие куда менее качественно, чем их центров. Города, села и особенно ключевые дороги буквально как опухоли обрастают торгово-складскими заведениями сомнительно качества. Масштаб строительства действительно велик, но хаос еще больше. Многие километры безобразных видов. Торговые заведения разных масштабов возникают, где попало, как правило, без обустроенных парковок, и их работа затыкает улицы припаркованным транспортом. Поездка по Пятигорску это сплошное мучение, выматывающее не меньше, чем поездки по Москве. Столица округа и Кавминвод активно в своем убранстве скатывается к азиатским городам-грязнулям типа Черкесска, Дербента или Назрани.
Своего апогея развитие торговли достигает на Людмиле, что на юго-восточной окраине Пятигорска. Нет пределам ее росту, равно как и разумного объяснению такого роста! Рынок - крупнейший в регионе работодатель. Склады и магазины уже на 2,4 км продвинулись по Георгиевскому шоссе и на 3,4 км вдоль федеральной автотрассы, превратив одну из ключевых развязок в сплошную пробку. Склады уже спустились в паводковую зону Подкумка, и более-менее сильный ливень грозит затоплением базара, но торгашей это не останавливает. Ежедневно на Людмиле строятся все новые и новые помещения. При этом торговля в городах КМВ не стоит на месте. Должны же быть пределы роста, ибо по моим подсчетам на Людмиле хранится сколько одежды, что в нее можно одеть несколько раз все 3-5 миллионное население Северного Кавказа, тяготеющее к рынку, т.е. многие миллиарды единиц товаров. Число потребителей рынка сильно не увеличивается, это значит, что вероятно снижается оборот у отдельных торговцев. И рано или поздно он станет неприемлемым для тысяч торгашей и отдельные части рынка отомрут. Суммарная площадь под торговыми заведениями сомнительно качества на Людмиле превышает 1500 га – гигантская территория внутри которой почти невозможно ориентироваться и найти что-либо целенаправленно. Безусловно, такая площадь в будущем не будет нужно если произойдет переход к цивилизованной торговле. И многим районам Людмилы грозит запустение и маргинализация. Зачем создавать такие районы? И почему нет управления развитием столь значительно участка города?
Еще более хаотичное развитие рыночной торговли идет на западе Пятигорска в районе Черкесского шоссе и объездной дороги. Там масштаб торговли уже вероятно приближается к Людмиле.
Развития дорожной сети городов практически нет. Свежий асфальт имеется лишь местами. На многих улицах отсутствует разметка и бордюрные камни, газоны. Существующая автодорожная сеть, особенно внутри городов активно разрушается. Колоссальный рост автотранспорта убивает дороги, и поездка по городам Кавминвод превращается в испытание для машины и для водителя. Срочно требуется две вещи – увеличение хотя бы до четырех полос основных дорог и жестокий запрет на парковку в главных улицах. Пятигорск, Кисловодск уже сейчас изнывают в пробках. Над Кисловодском висит приличный смог – и это в городе, гордящемся своим чистым воздухом и манящим им отдыхающих!

На Кавминводах есть движение вперед в развитии, регион живет и бурлит, но это развитие квазимодернизационное, поскольку порождает все больше новых проблем и формирует в целом неблагоприятное впечатление от региона.
А посему, будучи патриотом Ставропольского края, я как и пять лет назад настоятельно не советую приезжать на Кавминводы. Пусть их жители и руководители хотя бы немного станут более культурными и наведут порядок в городах и на дорогах. Зачем иметь горькое послевкусие от отпуска, которое сейчас не покидает меня.

Comments

privalovsky
Oct. 9th, 2012 06:05 am (UTC)
В моей классификации городов есть такой термин как "Пыльная дыра". Критерии пыльной дыры таковы - мало зелени, нет тротуаров, скучнейшая малоэтажная застройка, много мелких торговых точек, транспорт представлен преимущественно маршрутками. В России, к счастью, пыльных дыр не так уж много, хотя наиболее часто они встречаются именно на Кавказе (яркий пример - Хасавюрт). И очень жаль, что большая часть Пятигорска сейчас превратилась в пыльную дыру.
mingitau
Oct. 9th, 2012 07:18 am (UTC)
да, твой термин весьма верный. Именно отсутствие элементарного придорожного благоустройства, принебрежение к доставшихся с советских времен зеленым зонам и газонам и порождает неприятное впечателение от городского пространства. И когда такие депрессивные места сливаются в одно и формируется негативная "пыльная дыра". Хотя в большинстве регионов из-за климата это скорее "снежно-грязная дыра".
И если в Хасавюрте климат сухой, но в Пятигорске он более чем располагает для самостоятельного роста растений и деревьев. Но пыльные дыры пораждаются не природой, а людьми.

Текущий месяц

March 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Page Summary

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner