Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Category:

Об успехах и проблемах Кавминвод

Летняя и осенняя поездка по Кавминводам позволила отметить, что определенное движение в регионе имеется. Он по своему осовременивается и эти процессы идут быстрее, чем в начале 2000-х гг.. Явно больше визуальных присутствий туристического статуса региона – новые гостиницы, санатории, аэропорт, появилось масса приличных кафешек. Приведен в порядок бульвар Гагарина в Пятигорске – приятно гулять.
Но модернизация Кавминвод идет отнюдь не с повышением качества городской среды. Скорее его повышение в некоторых относительно небольших местах сопровождается параллельным снижением там же и тем более деградацией на остальной части городов. Сейчас поясню, о чем я говорю на примерах.


Кисловодск. Вход в Курортный парк и окрестности Нарзанной галереи – вероятно абсолютный туристический центр Кавминвод. Действительно обновлена брусчатка на дорожках, фонари, лавочки, фасады зданий. Красиво сделано… Но одновременно это место превращено в базар туристических безделушек. Именно базар. Сверхконцентрация торговцев и их навязчивость не дает насладиться комплексом курортных построек. Одновременно красивые фасады соседних зданий завешены нелепой рекламой.
Другой пример – строятся санатории, отели. Многие из желтого кирпича, как бы в стиле дореволюционных построек. Но и они и тем более многие постройки из сайдинга отдают дешевизной, примитивизмом и жаждой выгоды. В Кисловодске так и не встретил ничего подобного по качеству исполнения сравнимому со зданием Главных Нарзанных Ванн или Филармонии, хотя денег много. Опасно и плохо то, что уже каждый более менее свободный уголок в туристических частях Пятигорска, Кисловодска, Железноводска, Ессентуков застраивается или застроен. И эти новостройки разрушают очарование старинной архитектуры городов, прежде всего своей безвкусицей. И от них в ближайшие полвека городам будет весьма трудно избавиться. Все-таки не пойму, почему в начале ХХ века каждое новое сооружение в центрах городов значительно увеличивало качество архитектуры и городской среды, а в начале XXI века его снижает в большинстве случаев? Деньги есть, а вкуса и запроса на красоту нет.
О том, что КМВ – центр туризма вещают многочисленные билборды в регионе, но до сих пор в городах нет туристско-информационных центров.
Их роль отчасти выполняют дамы с плакатами, предлагающими туры по регионам. Туры спросом пользуются. Регион наводнен малыми и большими туристическими автобусами, но что эти автобусы творят на дорогах? Иллюстрация: Возвращаясь из Домбая на горной дороге я вероятно долго злил водителя туравтобуса, т.к. выполнял все ограничения по скорости и шел по хорошей дороге по верхнему пределу ограничения. А он меня не обгонял из-за встречных машин, но потом нервы сдали и он через сплошную на повороте без обзора, где с одной стороны скала, а с другой обрыв, через сплошную линию разметки на скорости явно за 100 км/час обошел меня. А потом через секунду встречная машина – еле разошлись. Масса грубейших нарушений ПДД. Жаль не работал видеорегистратор. И потом когда автобусы с туристами отказываются под обрывами – это никого ничему не учит. Вообще в Карачаево-Черкесии, равно как и на КМВ водители автобусов лишь приблизительно выполняют требования ПДД и гоняют на запрещенных скоростях. И тут вспоминается тур по замкам в долине Луары во Франции, когда водитель наш предельно пунктуально выполнял все дорожные знаки.
Туристические центр курортных городов лишь небольшая часть огромной кавминводской агломерации и ее развитие куда менее качественно, чем их центров. Города, села и особенно ключевые дороги буквально как опухоли обрастают торгово-складскими заведениями сомнительно качества. Масштаб строительства действительно велик, но хаос еще больше. Многие километры безобразных видов. Торговые заведения разных масштабов возникают, где попало, как правило, без обустроенных парковок, и их работа затыкает улицы припаркованным транспортом. Поездка по Пятигорску это сплошное мучение, выматывающее не меньше, чем поездки по Москве. Столица округа и Кавминвод активно в своем убранстве скатывается к азиатским городам-грязнулям типа Черкесска, Дербента или Назрани.
Своего апогея развитие торговли достигает на Людмиле, что на юго-восточной окраине Пятигорска. Нет пределам ее росту, равно как и разумного объяснению такого роста! Рынок - крупнейший в регионе работодатель. Склады и магазины уже на 2,4 км продвинулись по Георгиевскому шоссе и на 3,4 км вдоль федеральной автотрассы, превратив одну из ключевых развязок в сплошную пробку. Склады уже спустились в паводковую зону Подкумка, и более-менее сильный ливень грозит затоплением базара, но торгашей это не останавливает. Ежедневно на Людмиле строятся все новые и новые помещения. При этом торговля в городах КМВ не стоит на месте. Должны же быть пределы роста, ибо по моим подсчетам на Людмиле хранится сколько одежды, что в нее можно одеть несколько раз все 3-5 миллионное население Северного Кавказа, тяготеющее к рынку, т.е. многие миллиарды единиц товаров. Число потребителей рынка сильно не увеличивается, это значит, что вероятно снижается оборот у отдельных торговцев. И рано или поздно он станет неприемлемым для тысяч торгашей и отдельные части рынка отомрут. Суммарная площадь под торговыми заведениями сомнительно качества на Людмиле превышает 1500 га – гигантская территория внутри которой почти невозможно ориентироваться и найти что-либо целенаправленно. Безусловно, такая площадь в будущем не будет нужно если произойдет переход к цивилизованной торговле. И многим районам Людмилы грозит запустение и маргинализация. Зачем создавать такие районы? И почему нет управления развитием столь значительно участка города?
Еще более хаотичное развитие рыночной торговли идет на западе Пятигорска в районе Черкесского шоссе и объездной дороги. Там масштаб торговли уже вероятно приближается к Людмиле.
Развития дорожной сети городов практически нет. Свежий асфальт имеется лишь местами. На многих улицах отсутствует разметка и бордюрные камни, газоны. Существующая автодорожная сеть, особенно внутри городов активно разрушается. Колоссальный рост автотранспорта убивает дороги, и поездка по городам Кавминвод превращается в испытание для машины и для водителя. Срочно требуется две вещи – увеличение хотя бы до четырех полос основных дорог и жестокий запрет на парковку в главных улицах. Пятигорск, Кисловодск уже сейчас изнывают в пробках. Над Кисловодском висит приличный смог – и это в городе, гордящемся своим чистым воздухом и манящим им отдыхающих!

На Кавминводах есть движение вперед в развитии, регион живет и бурлит, но это развитие квазимодернизационное, поскольку порождает все больше новых проблем и формирует в целом неблагоприятное впечатление от региона.
А посему, будучи патриотом Ставропольского края, я как и пять лет назад настоятельно не советую приезжать на Кавминводы. Пусть их жители и руководители хотя бы немного станут более культурными и наведут порядок в городах и на дорогах. Зачем иметь горькое послевкусие от отпуска, которое сейчас не покидает меня.
Tags: Ставропольский край, градостроительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments