Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

"Юнона и авось"

Посмотрел вчера вечером «Юнону и авось» в Ленкоме. Быть можем излишне пафосно изъяснюсь, но эта рок-опера вероятно один из ключевых кирпичиков культуры современного русского человека. Знакомство с ним своего рода базис наряду с посещением Эрмитажа и Третьяковки, соборов Троице-Сергиевой лавры, Соловков и Кижей, Мамаева кургана и Бородино, чтением «Войны и мира» и «Живых и мертвых», смотром «Лебединого озера» в Большом театре, подслушиванием Шостаковича и Римского-Корсакова.
Именно такое трудовыразимое чувство прикосновения к сложному явлению культуры оставляет спектакль. Категории – «понравился» - «не понравился» к нему не подходят. Вероятно, это связано с тем, что в течении более чем 30 лет сотни тысяч сограждан (!) его посмотрели, подумали о нем, поплакали. Он не оставляет равнодушным и оттого колоссальная совокупность мыслей тысяч людей зашивается в коллективное бессознательное русской культуры. Примерно тоже чувство, что появляется, когда смотришь на Мадонну в Лувре или икону Владимирской божьей матери, попадаешь в Айя-София или Успенский собор в Кремле. Мои родители видели спектакль в моем возрасте в 1980-х гг. в Ленинграде, теперь я его посмотрел. Пройдет поколение и его увидит моя дочь и сформирует свое мнение.
Детали отношения меня как зрителя к явлению немного вторичны, но важны. Для начала, что не приемлемо для меня, но является сугубо российской чертой. Да, спектакль про авось. И любовь к русской авось (опять же явление не имеющее аналогов в других культурах).
Первое - Резанов совершенно безнравственно поступил, совратив девушку-подростка (спектакль ведь по реальной истории создан), а потом еще и просит у Господа прощение за абсолютно осознанный поступок. Им движет вера в авось, а не в Господа даже тогда, когда бывший жених Кончиты упрашивает его жениться, а он уплывает без нее. Полагаю, он прекрасно понимает, что 99,9%, что они больше никогда не увидятся. Да, Резанов – поддонок, в нравственном плане. Тогда как его торговые и геополитические дела сложней оценивать. И возможно его патриотический дискурс весьма и весьма верный и заслуживает уважения.
Второе – массовые богохульные сцены. Понятно, что в 1980-х гг. такое отношение было стандартом, а сами песнопения неким прорывов и отчасти даже популяризацией православия. Однако для меня в 2010-х гг. кажется излишним сочетание молитв и сатанинских кривляний, появления «матери с ребенком».
Вместе с тем, я нисколько не обвиняю авторов и расцениваю спектакль как произведение высокого искусства, которое заслуживает внимательного рассмотрения. И как произведение спектакль закончен, бесподобен. Завораживает именно созданная атмосфера спектакля, сотканная из высококачественной подборки актеров, музыки, декораций, света. Нет лишних деталей. Все действа удивительно осмысленны.
Особое значение имеют песни – они прекрасны и символичны. Слышать живое оригинальное звучание верх наслаждения. «Аллилуйя любви» было в свое время смысловой вершиной моего свадебного вечера, сильнейшим эмоционально насыщенным действом.
В определенном роде «Юнона и авось» одно из немногих явлению русской культуры не имеющих аналогов за рубежом, наряду с конструктивизмом и фресками Дионисия. И еще «Юнона и авось» исключительно постмодерновое явление и оттого его популярность будет сохраняться, пока в стране главенствует постмодернизм.
Даже любопытно, что еще среди театральных постановок сравнимо с эффектом «Юноны и авось» и обязательно к просмотру?
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments