?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Юнона и авось"

Посмотрел вчера вечером «Юнону и авось» в Ленкоме. Быть можем излишне пафосно изъяснюсь, но эта рок-опера вероятно один из ключевых кирпичиков культуры современного русского человека. Знакомство с ним своего рода базис наряду с посещением Эрмитажа и Третьяковки, соборов Троице-Сергиевой лавры, Соловков и Кижей, Мамаева кургана и Бородино, чтением «Войны и мира» и «Живых и мертвых», смотром «Лебединого озера» в Большом театре, подслушиванием Шостаковича и Римского-Корсакова.
Именно такое трудовыразимое чувство прикосновения к сложному явлению культуры оставляет спектакль. Категории – «понравился» - «не понравился» к нему не подходят. Вероятно, это связано с тем, что в течении более чем 30 лет сотни тысяч сограждан (!) его посмотрели, подумали о нем, поплакали. Он не оставляет равнодушным и оттого колоссальная совокупность мыслей тысяч людей зашивается в коллективное бессознательное русской культуры. Примерно тоже чувство, что появляется, когда смотришь на Мадонну в Лувре или икону Владимирской божьей матери, попадаешь в Айя-София или Успенский собор в Кремле. Мои родители видели спектакль в моем возрасте в 1980-х гг. в Ленинграде, теперь я его посмотрел. Пройдет поколение и его увидит моя дочь и сформирует свое мнение.
Детали отношения меня как зрителя к явлению немного вторичны, но важны. Для начала, что не приемлемо для меня, но является сугубо российской чертой. Да, спектакль про авось. И любовь к русской авось (опять же явление не имеющее аналогов в других культурах).
Первое - Резанов совершенно безнравственно поступил, совратив девушку-подростка (спектакль ведь по реальной истории создан), а потом еще и просит у Господа прощение за абсолютно осознанный поступок. Им движет вера в авось, а не в Господа даже тогда, когда бывший жених Кончиты упрашивает его жениться, а он уплывает без нее. Полагаю, он прекрасно понимает, что 99,9%, что они больше никогда не увидятся. Да, Резанов – поддонок, в нравственном плане. Тогда как его торговые и геополитические дела сложней оценивать. И возможно его патриотический дискурс весьма и весьма верный и заслуживает уважения.
Второе – массовые богохульные сцены. Понятно, что в 1980-х гг. такое отношение было стандартом, а сами песнопения неким прорывов и отчасти даже популяризацией православия. Однако для меня в 2010-х гг. кажется излишним сочетание молитв и сатанинских кривляний, появления «матери с ребенком».
Вместе с тем, я нисколько не обвиняю авторов и расцениваю спектакль как произведение высокого искусства, которое заслуживает внимательного рассмотрения. И как произведение спектакль закончен, бесподобен. Завораживает именно созданная атмосфера спектакля, сотканная из высококачественной подборки актеров, музыки, декораций, света. Нет лишних деталей. Все действа удивительно осмысленны.
Особое значение имеют песни – они прекрасны и символичны. Слышать живое оригинальное звучание верх наслаждения. «Аллилуйя любви» было в свое время смысловой вершиной моего свадебного вечера, сильнейшим эмоционально насыщенным действом.
В определенном роде «Юнона и авось» одно из немногих явлению русской культуры не имеющих аналогов за рубежом, наряду с конструктивизмом и фресками Дионисия. И еще «Юнона и авось» исключительно постмодерновое явление и оттого его популярность будет сохраняться, пока в стране главенствует постмодернизм.
Даже любопытно, что еще среди театральных постановок сравнимо с эффектом «Юноны и авось» и обязательно к просмотру?

Теги:

Текущий месяц

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner