?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На днях прочитал удивительную и увлекательную книгу  «Московская власть. Управление Москвой в XIIXVII веках», выпущенную коллективом авторов главного архивного управления Москвы в 2010 г.

Примечательна она тем, что это первое в своем роде системное изложение эволюции органов государственного и духовного управления Москвы как города. Оно снабжено помимо собственно аналитических текстовых глав значительным табличным материалам о биографиях руководителей города. Создание книги во многом уникально. Период до XVI века в нашей стране имеет полулегендарный-полимифический характер ввиду исключительно малого сохранившегося материала. И в том заслуга авторов, что они из крупиц постарались выстроить картину управления городом. Постараюсь обозначить наиболее любопытные свидетельства и мысли из книги.

MV1

Даты

  1. Москва основана как город в 1156 г. Ибо в этом году в ней впервые построили деревянную крепость.
  2. Через 20 лет в 1176 г. Москву впервые разграбили и сожгли дотла. Сделал это рязанский князь Глеб Ростиславович с дружиной.
  3. Рост влияния Москвы и фактически утверждение ее в роли столицы связан с ее положением. Находясь на перекрестке торговых путей Москва достаточно долгое время была на окраине ключевых княжеств и городских центров – Владимирское, Ростовское, Тверское, Рязанское. Татаро-монголы разрушали стольные города, которые долго восстанавливались от последствий. Наибольшее количество нашествий было в 13 веке. Потом гораздо реже. Москве повезло в том, что на протяжении 130 лет истории с 1238 г. по 1368 г. ее ни грабили и не сжигали. Это позволило ей накопить значимый демографический, экономический и политический вес. И выйти в лидеры тогда, когда уже пыл татаро-монголов значительно уменьшился, но они истребили и сильно подорвали прочие столицы -  Владимир, Тверь, Ростов, Рязань.
  4. В 1325 г. в Москву переехал на постоянное пребывание митрополит Киевский и всея Руси, в т.ч. и из-за спокойствия в городе. Это во многом повысило роль города.
  5. Пользуясь накопленным потенциалом, московские князья в 1367 г. построили первый каменный кремль в Северо-Восточной Руси. Инвестиции оправдали себя и главный городской капитал – соборы и княжеский двор значительно реже оказались разграбленными, чем у соседних княжеских центров с деревянными кремлями. Но обескровленные Владимир, Рязань или Тверь, которые были на острие национальной битвы с татаро-монголами не могли себе позволить каменный кремль. К слову в Пскове и Новгороде было уже к тому времени несколько колец каменных стен вокруг Кремлей.
  6. Парадокс Дмитрия Донского. В 1382 г. герой Куликова поля кН. Дмитрий Донской, почитаемый РПЦ за святого при подходе полчищь хана Токтомыша скрылся с боярами в Костроме, также Москву покинул и митрополит Кирпиан. Рядовые москвичи самоогранизовались и отбили несколько штурмов татаро-монголов. Вопрос – почему Дмитрий Донской покинул Москву предоставив ее на разграбление – элементарная трусость или глобальный замысел?

Факты об управлении

  1. До начала 18 века собственно единого органа управления Москвой не было. Столица управлялась центральными органами власти.
  2. Системе управления города всегда была присуще ситуация упорядоченного хаоса в рамках трехчленной иерархии власти. Во главе города и страны стоял князь/царь и боярская дума с четкими функциями и статусами. Князь/царь решал все и ему докладывали о самых мелочных вопросах. Только с 16 века некоторые вопросы разрешалось решать без ведома князя. Страна с населением в несколько миллионов человек имела полностью ручное управление.
  3. Вторым уровнем управления были в 16-17 вв. приказы. И это было полностью хаотичное сооружение. Приказы возникали и растворялись безо всякой системы. До Петра I ни один документ не описывает в целом всю систему управления страной. Иначе говоря, структуры правительства и ведомств не было. Царь издавал указы по жизни конкретных приказов. Функции их дублировались и противоречили. Отраслевая специализация отсутствовала. Бюджета всей страны тоже не было. Например, налоги собирало до 8-10 приказов одновременно. Часто во главе нескольких приказов стояло одно и тоже лицо приближенное к государю. Часто попадая в опалу глава приказа в опалу попадал и весь приказ. Частенько это походило на рейдерский захват одним приказом другого. Сотрудников приказа без проблем переводили из одного в другой. Специальных знаний не требовалось. Главное было произнести клятву дьяка (чиновника). Такое внешне очень хаотичное управление имело высокую степень гибкости и живучести. В Смутное время интервенты разрушили верхнюю власть в Москве, но подчинить себе приказы не смогли и приказы работали в полуавтономном режиме и при поляках и при Лжедмитрии. А потом именно они позволили столь быстро восстановиться государственному строю при первых Романовых. В приказе в среднем работало 20-30 человек. Всего же в системе приказов в начале 17 века было занято около 300 человек. Это на несколько миллионов жителей Русского царства.
  4. Третьим уровнем управления было местное самоуправление. И оно было четким, системным и весьма эффективным. Строилось оно на территориальном принципе. До петровских реформ Москва была фактически городом-агломерацией из сотен «слобод» и «сотен», жители которых подчинялись строгим внутренним правилам распорядка жизни. Жителям запрещалось без особой надобности покидать территории слобод. А на ночь улицы, проходившие через несколько слобод, перегораживались решетками и проход был вообще запрещен.
  5. Жизнь в слободе было достаточно суровой и зарегламентированной. Например: в 17 веке запрещалось жечь свет/лучину более чем 2 часа после захода Солнца! Опасались пожара. Также пищу можно было готовить на открытом огне только вне дома в отдельно стоящем здании под названием кухня. И только в светлое время суток. Ночью пожарная каланча не поедет и в темени не доберется. Да и дыма не видно. То есть приготовить вечером ужин нельзя было. Летом, с установлением жаркой погоды бани и печи в домах опечатывались и комиссии следили за тем, чтобы не было дымов.
  6. Чиновник приступал к службе через принесение присяги, которая называлась «крестоцеловальная запись». Приведу текст присяги дьяка в 1630 г.

« (…) мне, будучи у государева дела, государю своему царю (…) и его царского величества сыну (…) служити и добра хотети и дела всякие делати и судити вправду, но по дружбе никому и ни в чем не новоривити, а по недружбе ни в чем не мстити, и государские казны всякие беречи, а ничем государским не корыстоватца, и пожитку себе государскою казное не учинити, и ни с кем государскою казною не ссужатися, и посулов и понимков ни у ково ни от чево не имать, и дел государевых тайных всяких никому не проносити и не сказывати, и во всем мне, государю своему (…) и его детям (…) служити и добра хотети вправду, по сему крестному целованью». Если вчитаться, но насколько емко и удивительно точно и кратко обозначены все дела госслужащего.

  1. Распорядок дня госсужащих также был примечательным. Рабочее время зависело от времени года и было привязано к светлому времени суток. Рабочий день в госорганах длился 12-14 часов с обязательным 5-6 часовым обеденным перерывом и сном. То есть поработал утром – 5-7 часов, потом обед, сон, потом возвращались на работу вечером на 5-7 часов. Спать обязывали всех от подъячих до царя. Приезжать на работу надо было к первому часу дня. То есть в течение часа после восхода Солнца. Первый час ночи соответственно – первый час после захода солнца. За присутствием на работе следили специальные комиссии. И нещадно били батогами тех, кто заспался дома после в обеденный перерыв.
  2. Работали 6 дней в неделю. Выходной был в субботу и первая половина воскресенья. Утром в воскресенье в храм, потом обед, а после обеда наступало уже церковный новый день и оттого все в офис. В церковные праздники и в первую и последнюю неделю поста не работали вообще – каникулы.
  3. Зарплата (денежное довольствие от казны) была, но небольшой. И фактически к 17 века содержание чиновников государство переложило на плечи населения. Оно выражалось как в официальной плате за любого рода бумаги, получаемые жителями и организациями. Бесплатных госуслуг не было. Фактически расценки на услуги были значительно выше официальных. Была практически узаконена система кормления, когда те или иные приказы и их сотрудников брали на попечение те структуры, которыми они управляли – монастыри, купцы, ремесленники, военные. Попечение заключалось в том, что обедом сотрудников приказа обеспечивали не жены или общепит, а именно купцы, монастыри и т.п., которые тем самым способствовали, чтобы у чиновника было хорошее расположение к их учреждению и он решал их вопросы. Это называлось оказывать «почести». Другим видом «почестей» были «продуктовые наборы» к праздникам. К большим церковным праздникам в Москву шли караваны с продуктами, которые везли региональные организации сотрудникам приказов для питания их семей. Размеры «почестей» были достаточно устоявшимися. Например в Рождеству Троицкий монастырь направлял Монастырскому приказу «сковородку рыбы» - два возка мороженной рыбы, один из которых только осетровых пород.

Последние дни в Китай-городе любопытно наблюдать толпы курьеров, которые разносят по ведомствам подарочные пакеты. Фактически те же самые «почести». Только масштаб уже не тот – саней с рыбой или грибами не встречал. Цвело в Московском государстве и взяточничество, которое называлось «посулами». «Посулы» все осуждали, но никакого «антикоррупционного» законодательства не было. Круговая порука не выдавала. И письменных примеров наказаний за получение «посулов» в истории не осталось. Был и третий вид финансирования – «поминки» - деньги за конкретную работу с целью ее ускорения. «Почести», «поминки» и «посулы» объединялись в понятие «кормление от дел».

  1. Офисы – палаты находись до 18 века в Кремле. Здания были каменные двухэтажные. В рабочем кабинете сидели дьяки сразу всей «избы» - структурного подразделения приказа. Столы стояли по периметру комнаты. Сидели на прибитых к стенам лавках. Под лавками находились сундуки, куда каждый вечер убирались бумаги. Аскетичное оформление кабинетов разбавляли многочисленные иконы.
  2. Читая биографии чиновников верхнего ранга находишь несколько закономерностей. Даже если родился в Москве первые годы служил в регионах. Большинство меняло города службы каждый год, точнее их меняли. Потом в Москву на маленькую должность и дальше карьерный рост. Судьбы многих – череда опал. Часто казнили под глупыми предлогами. Конец биографии – «разорван толпой», «казнен лично митрополитом». Поэтому и каждый день причащались, ибо вероятность не дожить до конца дня была весьма высокой.
  3. До формирования приказов в Москве система управления была простой. Князь оправлялся в «полюдья» – объезжал с определенной периодичностью города и волости и собирал дань и вершил суд. В остальное время – живите как хотите. Поскольку со временем Москва стала княжеским городом, то князь оставлял ее нескольким сыновьям, и Москва была территориально разделена на трети. Каждой третью управлял отдельный князь, т.е. собирал деньги и вершил суд. При этом со временем этот князь мог иметь свой стольный город уже не в Москве. Например московские трети были у серпуховского и даже верейского удельных князей. Где сейчас Верея и где Москва?! Трети не дробились и в случае надобности просто князья чередовались по годам. Было время, когда какому-нибудь князю доставалось поправить третью Москвы раз в шесть лет. При князе был единый орган управления Дворец и Казна, которые перемещались с ним из города в город. Так продолжалось до Ивана III-го при котором начались складываться приказы из Дворца и Казны.
  4. Примечательным было и летоисчисление. Некоторые записи велись от начала года в марте, другие в сентябре. Потом Петр I добавил еще и 1 января. И некоторое время в стране была подлинная чехарда с летоисчислением.
  5. Москва была достаточно веротерпимым городом. Первые протестантские дома молитвы официально появились в немецких слободах еще в XV веке. А вот католикам до 18 века не давали разрешения на постройку костелов. Получается, что в Москве протестантизм гораздо более традиционная историческая религия, чем ислам или буддизм, которые официально в России являются традиционными религиями.
  6. Примечательные названия должностей: «подъячие», «спальник», «укладничий», «путный боярин», «делюи», «полуголова стрелецкий», «ухабничий», «чашник», «целовальник кабацкий», «рында». Сколько ассоциаций вызывают эти должности чиновников?!

Можно много еще чего привести из этой книги, но интересующимся порекомендую почитать, а моим друзьям в реальном мире могу дать ее почитать.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner