Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:

Транспорт в Татарстане: частный извоз или …?

Провел три дня в новогоднем Татарстане. Получилось многое посмотреть: Казань, Свияжск, Нижнекамск, Набережные Челны, Елабугу. Фактически два кольца с пересечением в Казани – малое на Свияжск, большое на Камский промрайон (Набеорежные Челны+Нижнекамск+Елабуга). О впечатлениях от городов расскажу позже. Сейчас о логистике перемещений. Приехать и уехать из Казани не проблема – десятки поездов, самолетов, автобусов в Москву в любое время, а вот междугородние перемещения поставили один большой вопрос.

Тему передвижения внутри региона начал изучать еще дома и был немало удивлен небольшому числу рейсов автобусов между Казанью и Камским промрайоном. Железной дорогой добираться из Казани до Набережных Челнов еще сложнее и дольше. При прямом расстоянии в 220 км поезд идет почти 8 часов.

Действительно странно, когда между двумя крупнейшими центрами региона в каждом из которых живет около 1 млн человек трафик общественного транспорта минимален. В сравнение приходит наш 70 тысячный Георгиевск, который находится также на расстоянии в 200 км от 400-тысячного Ставрополя, но в краевой центр можно уехать каждый полчаса на маршрутке. Разве в Татарстане нет потребности в перемещении тысяч человек между двумя урбанизированными ареалами?

Ответ оказался прост – трафик на себя берет частный извоз. У вокзалов постоянно стоят машины, готовые отвезти тебя по определенному маршруту за фиксированную таксу. Телефоны извозчиков широко известны и ими охотно делятся. Никаких опознавательных знаков такси нет. 4 человека набрали и поехали. Расценки весьма доступные – около 2-2,5 руб/км, что всего на 20-25% выше стоимости проезда на автобусе. В итоге мы просто не дошли до зданий автовокзалов в Казани, Елабуги, Челнах, т.к. были перехвачены таксистами. А дошли в Нижнекамске и потом сильно жалели, что поехали в Челны на автобусе, а не на извозчике. Пожалели оттого, что уровень услуги пассажирского автобуса совершенно не соответствует понятию качество. Старый раздрызганный НефАЗ со сломанными сиденьями расстояние в 40 км ехал 70 минут. Его то и дело трясло и с потолка капали грязные капли какой-то смазки. Стоящие на автостанции рядом автобусы на вид были не новее.

В итоге наличествует ситуация угнетенного общественного междугороднего транспорта и активного частного извоза. Конкуренция налицо. Но что лучше?

Преимущества частного извоза очевидны: в любое время суток по телефону за фиксированную и доступную цену тебя из дома/гостиницы/автостанции заберут и отвезут в другой город на современной иномарке в условиях относительно комфорта (если не считать что сзади садится трое пассажиров). Недостатки извозчиков для пассажиров будто бы отсутствуют. Но в действительности не все так очевидно. Извозчики работают на себя и оттого ради максимизации прибыли стремятся сделать максимум рейсов. В результате как бы значительно сокращается время в пути (до Елабуги от Казани 200 км автобус по расписанию идет 4,5 часа, на машине – 2 часа) за счет постоянного нарушения скоростного режима. Зимой по весьма узким магистральным дорогам с постоянным встречным потокам на скорости 120-140 км/ч ездить на извозчике достаточно стрёмно. Но водители имея приборы обнаружения радаров контроля скорости катаются весьма шустро, что потенциально грозит ДТП неблагоприятными исходами. При этом никакого страхования и ответственности извозчик не несет. Взаимоотношения с ним документально не производятся. Вторая большая проблема – это значительный поток извозчиков. Чтобы между двумя миллионными городскими центрами переместить ежедневно тысячи и тысячи человек нужны тысячи извозчиков и судя по всему они действительно есть. Но эти тысячи автомобилей, чьих пассажиров можно было бы переместить в кратно меньшее число автобусов, сами создают весьма ощутимый трафик и загружают трассу. Примерно как дальнобойщики, которые возят грузы, которые в свою очередь по идее должны возить железной дорогой, но из-за тарифов возят грузовиками. Третий вопрос – рынок автоперевозок генерирует ежедневно тысячи операций по получению извозчиками миллионов рублей от пассажиров – никаких налогов с этой деятельности они не платят, хотя весьма активно используют общественную инфраструктуру.

Преимуществ у общественного междугороднего транспорта в существующем виде немного – возможно только безопасность, связанная с соблюдением водителем скоростного режима. Недостатки – крайняя недостаточность рейсов, старый парк, неочевидное ценовое преимущество перед извозчиками, излишняя тихоходность движения, визуальное отсутствие сегмента микроавтобусов.

Частный извоз – свидетельство как развития честной инициативы, что нельзя не поддерживать, так и системной проблемы общественного транспорта. Если легальный извоз при небольшом пассажиропотоке, применим и, вероятно, имеет преимущества, то в условиях значительных пассажиропотоков извоз, вероятно, не является наиболее предпочтительным способом передвижения. Или я не прав? Впрочем, что в российских условиях лучше?

Tags: Республика Татарстан
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments