?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поездка в Казань и Свияжск прошла под тяжелым зимним серым небом и коротким январским днем, посему хороших фото ожидать не стоит. И мой рассказ будет скорее об ощущениях этого города и его роли в отечественной истории.

kaz-svi
Казань и Свияжск. 03.01.2013 г.

Сопоставляя прочитанное и увиденное, можно сделать вывод об уникальной и ключевой роли Казани в отечественной истории и географии и именно это подвигает приезжать и стараться познавать этот город. Казань, как никакой другой отечественный город (кроме Москвы и Петербурга) имеет столько символизма и столичности в своем существовании. Быть может в моих сугубо личных умозаключениях есть определенные ошибки связанные с незнанием определенных аспектов истории, но я только приступаю к расшифровке судьбы Казани и прошу извинить, поправить и дополнить.


КАЗАНЬ

2 октября 1552 г. – день покорения Казани – ключевой переломное событие в истории Казани и России. Один из немногих дней древнейшей истории государства который известен точной датой, описаниями и цепочкой иных событий. Этот день ознаменовал кульминацию одного из наиболее крупных по отношению к масштабу самого государства и успешных в истории России национальных проектов с обширными геополитическими последствиями. Масштаб его сродни основанию Петербурга, оправки Гагарина в космос, строительству Трансиба или проведению олимпиады в Сочи. Вдвойне интересно, что это был первый общенациональный проект объединенных русских земель и проект не княжества, но Московского царства. Покорение Казани стало результатом слаженной работы и молитв десятков тысяч людей в течение нескольких лет направленных на достижение цели. Причем работа была не столько разрушительной (как в войнах), сколько созидательной. Русские впервые начали строить свою империю. Но для начала немного назад и о том, зачем собственно понадобилась Казань русским.

Если я все правильно понимаю, то Казань была основана примерно в 13-14 веках была небольшая крепость на северной окраине земель Волжских булгар, которые активно воевали с татаро-монголами и в конечном итоге были ими в гораздо большей мере ассимилированы. Русь жила в соседстве с Волжской Булгарией достаточно неспокойно и периодически обе стороны совершали грабительские набеги друг на друга.

Более-менее значимую роль Казань начала играть только когда Улу-Мухаммед в 1438 г. создал на руинах Золотой Орды Казанское ханство и сделал Казань столицей. Ханство которое можно воспринимать и как восстановление независимости Волжской Булгарии (ликвидацию иго) и как приемника Золотой Орды – казанскому хану Улу-Муххамеду московские князь платили таки дань. Его буйный нрав весьма и весьма испортил и без того плохие взаимоотношения централизующейся под Московским началом Северо-Восточной Руси и Среднего Поволжья. В 1439 г. Улу-Мухаммед сжег Нижний Новгород, сжег посады Москвы. В битве у Суздаля в 1445 г. разбил войско Василия II, который попал в плен. Единственный раз в истории России ее правитель оказался в плену и был отпущен под выкуп. Дети и внуки Улу-Мухаммеде переругались друг с другом и некоторые из них методично поддерживаемые Москвой фактически соглашались на протекторат со стороны Москвы. Сын Улу-Мухаммеда Касим основал Касимовское ханство. Вторая половина 15 в – начало 16 века – постоянная цепочка феодальные войн Москвы и Казани в которых, сложно отличить алчные набеги от отражения опасности. Но до Ивана Грозного эти войны носили тип взаимоотношений с Литвой или прибалтийскими государственными образованиями и не преследовали целью полного покорения Казани. Больше политическая игра с периодическими жестокостями в духе средневековья.

Возмужав и назвавшись царем Иван Грозный решил изменить отношение к Казани и ее покорить. Почему? – вероятно совокупность причин. Тут и набеги казанцев на восточные территории Руси надоели; и несговорчивость Казани на вассальное положение от Руси, и усиление мощи русского царства, которое завершило процесс консолидации русских земель; и приобретение нового статуса царства; и влияние византийского наследия, предполагающего всемерное распространение православия через создания православной империи, и участие в междуусобной татарской войне (на стороне русских войск выступали касимовские татары). В общем после 1550 г. к Казанским походам стали готовиться системно и результат явился.

2 октября 1552 г. – Казань пала. А уже 4 октября началось созидание. Был заложен кафедральный Благовещенский собор. Покоренный город стал преображаться под заявленной целью – символ торжества православия и выход его на всемирный простор. Историки оценивают население Казани перед его штурмом русскими в 20-30 тыс. человек, это значительно меньше чем в Москве, но достаточно много по средневековым меркам. Буквально сразу же оставшееся татарское население было выселено из города, а вселено до 7 тыс. русских – опять же исключительно крупный переселенческий проект.

Первым что сделало государство – оно символически закрепило землю и город за собой. В первые пять лет в Казани и Свияжске было основано и отстроено 5 монастырей, а всего в течение первых ста лет в Казани и окрестностях было основано 14 монастырей. Практически все они обрели каменные храмы, колокольни, башни, постройки и стены. 14 монастырей, в т.ч. 8 в самой Казани – огромная и беспрецедентная цифра для отечественной истории. Только Москва имела и имеет больше православных монастырей, чем Казань, но построены они были за более длительный срок. К 16-17 веку относится жизнедеятельности важных иерархов Русской православной церкви, которые начав в Казани вышли на всероссийский простор. Отдельные стали патриархами – Гурий, Гермоген, Адриан, Герман Казанский.

монастыри Казани

Рис. 1. Расположение православных монастырей в Казани, Свияжске и окрестностях (красным - действующие, синим - упраздненные и разрушенные). Сделано на основании Яндекс.карты

Одновременно в Казани начал возводиться каменный Кремль, хотя часть стен и башен были деревянными. Каменная крепость – это огромная роскошь для средневековья. К середине 16 века каменные кремли имели только Москва, Великий Новгород и Псков и еще около десятка городов.

Размах строительства и переселений, перепланирования Казани свидетельства – колоссального как бы сейчас сказали потока государственных инвестиций, беспрецедентного для XVI века (кроме развития Москвы).

Чего стоит только один город Свияжск, построенный 75-тысячами человек в течение 24 дней! И город в основных своих планировочных элементах почти полностью сохранился за 450 лет, что является уникальным памятником истории и градостроительства. Город-крепость и город-монастырь – Свияжск был и остается духовной твердыней, отгороженный водой от нерусского Татарстана. Примечательно, что все улицы нагорной части Свияжска имеют православные названия: Воскресенская, Спасская, Успенская, Троицкая, Сергиевская, Никольская и т.д. Иного подобного поселения в России не знаю.

Естественно такого объема капитальных вложений не могли себе позволить татары. Переустройство Казани во многом имело эффект. Казань и окрестности прочно вошли в состав Российской Империи и практически на протяжении всей ее дальнейшей истории были одним из наиболее спокойных уголков страны.

Еще больший эффект имело само взятие Казани. По большому счету именно с присоединение Казанского ханства начало строится многонациональной Российское государство-империя, коим наследником является Российская Федерация. До Казани Московское великое княжество было почти исключительно мононациональным государством, после – империей по типу византийской. И соответственно без Казани не может быть России. Она как Москва – город ключевой в ее истории и географии.

Взятие Казани открыло движение русским на восток и на юго-восток, который остановился только у Тихого океана, сделало Волгу рекой русской.

Получается, что Казань, как некую хранительницу идентичности России, век за веком сохраняли как русский город. И 400 лет до середины ХХ века Казань именно развивалась как русский город. Еще при Иване Грозном татар сселили на болотистой юго-западной окраине города, где они основали свои слободы. А до конца 18 века не давали им строить мечети. В конце 19 века – Казань – третий в современных границах России город Российской империи и по числу жителей и по числу русских. Татары составляли только 20% населения и были во многом русифицированы.

Казань была постоянно городом получавшей столичные атрибуты. Третий университет в России открыт именно в Казани в 1803 г., тут же среди первых были основаны театр, гимназия и прочие атрибуты центра образования и культуры. Казань всегда имела свою территориальную единицы под началом, начиная от Казанского приказа, потом Казанской губернии и т.д. Столь долго никакой другой город не выполнял роль столицы административной единицы первого ранга.

Создание Татарской АССР и активный приток сельского татарского населения в Казань вероятно во многом уменьшили ее столичный лоск, ибо советское наследие в городе не столь внушительно. Однако Татарская АССР и впоследствии Татарстан были выше среди прочих регионов Российской Федерации, что отчасти отражалось и на Казани. Современный строительный бум и создание выдающихся столичных зданий во многом подтверждает более высокое положение Казани на прочими городами-миллионерами. 
              Однако идеи Казани, как города-хранителя сущности России нанесен значительный ущерб всего одним объектом. Речь идет о строительстве мечети Кул-Шариф в Кремле. Построенная на руинах православного монастыря мечеть как кинжал в православном сердце города. Она настолько подавляет как Кремль, так и его окружение, что заслуживает как минимум ретуши на фотографиях, как максимум демонтажа. Построенная в отрыве от архитектурных традиций она несуразна, некрасива. Невозможно представить чтобы в глинобитной Казани 16 века были технологии способные создать столь крупное сооружение. Вполне можно допустить, чтобы для удовлетворения уязвленного самолюбия отдельных татар подобную мечеть можно было возвести где-нибудь в новом жилом районе или в Татарской слободе как многовековом центре татарской культуры, но строить ее в Кремле – это удар по русскому духу города. Наверно на это и были нацелены создатели Кул Шариф. При этом я выступаю за строительство новых и храмов и мечетей. Главное чтобы они были действительно нужны людям и они в них ходили. В новых жилых районах нужно строить мечети и храмы. В исторических районах если и строить, то очень аккуратные проекты. И Кул-Шариф плох не как мечеть ( культовое сооружение мусульман), а именно как уродливое здание, разрушающее ансамбль Казанского Кремля.

Другой идейный удар готовится в настоящие дни. На реконструируемой к Универсиаде-2013 привокзальной площади планируется установить памятник Улу-Мухаммеду. Поскольку поезда в Казань в основном прибывают из Москвы и с москвичами, то ничего более гениального чем то, чтобы они первым делом видели памятник человеку, ограбившему и сжегшему большую часть Москвы и многие другие русские города придумать нельзя. Необходимо отметить, что пока русских в Казани больше, чем татар на 1%. 48,6% и 47,5% соответственно. И это нарушает миф о многонациональности Казани и нахождении ее на стыке миров. Обычный двуэтничный город с явным доминированием русского языка и культуры.

В остальном Казани соразмерный живой российский город, где центральные улицы через руины старых зданий перерождаются в город XXI века. В ней приятно гулять и ощущать ее столичность. Казань впечатляет количеством новостроек многие из которых весьма приличного качества. Особое внимание заслуживает Дворец Земледельцев с комплексом жилых домов по улице Федоссевской, застройка улицы Петербургская с театром кукол «Экият», новые спортивные сооружения. Многочисленные руины на историческом центре поначалу расстраивают, а потом наоборот наблюдение за тем как за ними вырастает новый город свидетельствует об определенной преемственности городской жизни.

Казань как никакой другой город России похожа на Москву. И всюду видно соперничество со столицей России. Но именно соперничество с Москвой – кто старше, кто выше, кто столичней наверно главная ошибка. С Москвой не надо соперничать за статус столицы. Ибо это соперничество уже однажды погубило Казань и вряд ли Москва как центр моноцентричной империи потерпит другого претендента на свою роль.

Описанное выше – взгляд на город не казанца. И не исключаю, что мои тезисы могут быть опровергнуты. Но в одном уверен полностью – Казань город исключительный и заслуживает первых мест в листинге на посещение в России.

СВИЯЖСК

Свияжск образца зимы 2013 г. – это почти лубочный туристический объект. Один из наиболее чистых и опрятных поселений в России, с полностью реновированной средой. Над бывшим городом уже почти нет запаха руин, скорее стоит аромат новой краской и свежего дерева.

В 2008 г. к Свияжску, который к тому времени деградировал до состояния деревни в сотню жителей с неполным десятком полуразрушенных храмов провели дамбу и начался процесс перестройки поселения. Все улицы Свияжска обрели тротуары, уличные фонари, лавочки, красивые заборы. Большая часть сгнивших деревянных построек была удалена. Ключевые каменные здания восстановлены из руин. Для жителей сносимых домов отстроен комплекс симпатичных двухэтажных многоквартирных домов. Создан комплекс центральной площади. Отстроен речной вокзал. Открыты музеи.
Каждый крупный объект в Свияжск воостановлен за счет средств ведущих предприятий республики - КАМАЗа, ТАНЕКО, ЛУКОЙЛА, Вертолетного завода, Нижнекамскнефтехима и пр., о чем рассказывают таблички на зданиях. И такой способ восстановления нужно использовать в иных регионах.

Восстановлен внешний облик Успенского и Иоанна-Предтеченского монастыря. Создан туристический центр на месте хозяйственного двора Успенского монастыря. Вокруг все новое и возрождение Свияжска удивительно, но при этом есть ощущение древности места. И тем самым Свияжск один из немногих исторических поселений в России которое восставлено практически полностью и с европейским качеством. Частичная потеря аутентичности принесена в жертву качеству городской среды. И при всех оговорках жертва эта вполне оправдана. У нас много руинированных и запущенных городов, где сочетает ощущение старины и безысходности, а вот мест, где старина сочетается с будущим минимум. Прокручиваю в голове карту России и найти аналога не могу. Наиболее близким аналогом видится Мон-Сен-Мишель, но он во Франции.


DSC02550
Свияжск. Успенский монастырь

DSC02558
Свияжск. Вид внутреннего двора Успенского монастыря.

DSC02566
Свияжск. Успенский собор (1561 г.). Уникальный памятник сер. 16 в. Интересен полностью сохранившимися фресками, которые не были изменены при реформах церкви. В частности имеется фреска песьеголового святого Христофора. А также единственное прижизненное изображене Ивана Грозного дошедшее до наших дней.


DSC02565
Свияжск. Над входом в Никольский собор.


DSC02563
Свияжск. Успенский монастырь. Никольская церковь с 43-метровой колоконьней (1556 г.) - редкий пример сочетания храма и колокольни над ним.


DSC02561
Свияжск. Успенский монастырь. Палаты конца 17 в., прадва востановлены недавно практически из руин.

DSC02572
Свияжск. Музей истории и информационный указатель на трех языках. озволяет легко ориентироваться в городе.


DSC02574

Свияжск. Улица Успенская -  центральная.

DSC02576

Свияжск. Многие участки огорожены, избавлены от руин, но еще не заполнены зданиями.


DSC02579
Свияжск. Все улицы имеют фонарное освещение. Сразу создает уют месту несмотря на зимнюю пустоту и холод.


DSC02584
Свияжск. Комплекс новых жилых домов у Рождественской площади.

DSC02590
Свияжск. Рождественская площадь.


DSC02594
Свияжск. Вид на подгорную часть и речной вокзал.


DSC02600
Свияжск. Церковь Елены и Констанстина. Ныне единственная приходская в селе.


DSC02602
Свияжск. На церкви Елены и Константина табличка на трех языках рассказывает о ней и ее спонсоре "Лукойле"


DSC02607
Свияжск. Вид на Рождественскую площадь


DSC02612
Свияжск. Вид из кафе самым вкусным сметанником из 4-х попробованных в Татарстане на церковь Елены и Константина :)


DSC02614
Свияжск. ще два года назад это здание было в руинах.


DSC02616

Свияжск. Вид на Иоанно-Предтеченский монастырь и Спасскую улицу

DSC02617

Свияжск. На месте каждого разрушенного храма стоят кресты и памятные информационные стенды.


DSC02624
Свияжск. Комплекс Иоанно-Предтеченского монастыря.


DSC02629

Свияжск. Троицкая церковь (1551 г.) - самый старый православный храм с Среднем и Нижнем Поволжье и один из древнейших деревянных храмов в России. Единственный из сохранившихся построек 1551 г. в Свияжске.

DSC02630

Свияжск. Двери Скорбищенского собора (1906 г.)


DSC02632
Свияжск. В Иоанно-Предтеченском монастыре.


DSC02633
Свияжск.Геометрия.

DSC02635
Свияжск. Иоанно-Предтеченский монастырь

DSC02638
Свияжск. Несмотря на хмурый день в селе много туристов.


DSC02641
Свияжск. Туристический центр на Конном дворе.


DSC02645
Свияжск. Внутри Конного двора масса интерактивных площадок - к примеру кузница.


DSC02646
Свияжск. На Конном дворе детям привольно. Здесь вход и выход с остров-града.

Казань
Только несколько более-менее интересных фотографий нового


DSC02675
Казань. Дорец земледельцев (здание министерства сельского хозяйства) - наиболее помпезный новострой (2010 г.)


DSC02683
Казань. Дворец земледельцев. Внушительно и красиво. Мне нравится качество проработки деталей.


DSC02690
Казань. Дворец земледельцев и Кремль.


DSC02691
Казань. Дворец земледельцев. Вкусные детали.


DSC02902
Казань. Улица Федосеевская. Вид от Кремля

DSC02693
Казань. Комплекс жилых домов на улице Федосеевская рядом с Дворцом земледельцев.

DSC02784
Казань. А это типичный вид старой части города - стройки и стройки

DSC02787
Казань. Вид на северный берег озера Кабан и район Петербургской улицы


DSC02799
Казань. В Старотатарской слободе. Вероятно наиболее исторический вид. В напрочь перекопанном районе сложно найти приятные виды и места.


DSC02802
Казань. Так типично выглядит Старотатарская слобода


DSC02806
Казань. Восстановленная Суконная слобода и ретротрамвай и ухода в одноименную станцию метро.


DSC02810
Казань. Новое и старое

DSC02817
Казань. Театр Экият и ледяной городок перед ним.


DSC02825
Казань. Театр Экият открыт в 2011 г. и стал знаковой достопримечательностью города.


DSC02833
Казань. Вид от Экията - квинэссенция казанских видов.


DSC02835
Казань. Развлекательный комплекс "Туган-Авылым" - лубочная татарская деревня в центре города.


DSC02841
Казань. Комплекс строит среди современной застройки улицы Петербургской. В каждом домике кафе или иной объект общепита.


DSC02844
Казань. Старое здание театра "Экият" и ИТ-парк. В Казани чувствуется присутствие современных технологий и бизнес-парков.


DSC02847
Казань. Петербургская улица -  наиболее внушительный центральногородской урбанистический вид.

Знаковым местом Казаниявляетсямузей социалистического быта. чень люботытное место где мы провелитричасаностальгируяпосоветскомудетству.

DSC02854

DSC02872


DSC02873


DSC02875

Казань. Собор Петра и Павла. Самая красивая церковь города.


DSC02876
Казань. Церковь Петра и Павла - пирамида окон и крестов.


DSC02882
Казань. Церковь Петра и Павла - детали.


DSC02897
Казань. Благовещенский собор в Кремле (1552-56 гг.)

DSC02907

Казань. Благовещенский собор - мощен и фундаментален.

Как в любом хорошем городе в Казани осталось многое для следующих поездок – это и россыпь монастырей, и новые районы за рекой Казанкой, и некоторые музеи, и район Арского поля. В Свияжске нужно обязательно побывать летом, когда будет открыт Успенский собор  Так что Казань – до новых встречь!



DSC02903
Казань. Виды северного берега Казанки - новостройки Ново-Савинсковского района дают ощущение мегаполиса.


DSC02549

Свияжск. Вид с дамбы.До свидания дивный остров-град!

Comments

agprom
Feb. 1st, 2013 09:33 pm (UTC)
как тебе показалось, какую политику власти татарские сейчас проводят?
Пророссийскую или антироссийскую?
mingitau
Feb. 5th, 2013 07:41 am (UTC)
Я не занимался изучением политики и не в праве давать оценки.
Вместе с тем хочу заметить, что поскольку Татарстан является неотъемлимой частью России и мой текст о том, что именно с его появлением Русское царство стало Россией, то проводить анти- или пророссийскую политику оно не может по определению.
agprom
Feb. 5th, 2013 08:07 am (UTC)
ну как сказать не может.
в начале 90х проводил явно антироссийскую политику, участвуя в параде суверенитетов. Максимально добиваясь выхода из состава России и подписания с РФ договора о создании конфедерации на равных.
А без Казани - нет России...
agprom
Mar. 12th, 2013 05:18 pm (UTC)
"Вместе с тем хочу заметить, что поскольку Татарстан является неотъемлемой частью России..."

А как считаешь, должны ли русские в Татарстане учить татарский язык?
lomonosovich
Oct. 17th, 2013 10:30 am (UTC)
Интересная статья, хорошие фотографии, спасибо.

Надо сказать, тут еще факты в подтерждение того, что множество нелепых фактов этой "Казанской истории" торчат как шила из мешка и портят весь красивый сюжет оного сказания, продублированного тысячами служителей идеологии романовых-западников.

Например, одно госудаство ("русское") воюющее уже пару сотен лет с другим ("татарским"), строит в глубоком тылу противника, (прямо возле его столицы!) крепость - "базу для завоевания". А эти татары, будучи "злейшими врагами русских" преспокойно наблюдают сие строительство - понятно, что не в глуши строилась та крепость. Ну там еще много смешных нелепостей.
И множество фактов из историографии, скрываемых от нас доныне, в корне противоречат как сей "казанской истории" так и вообще курсу истории Романовых «о вековечной вражде русских и татар».
Надо сказать, много мифов курса офиц.истории, доставшегося нам от романовых-западников, уже развеяно, и выяснено, для чего и кто их сочиняли.
Так и с "Казанской историей": как совершенно верно заметил независимый историк-тюрколог Мурад Аджи, “Иван Грозный не брал Казань - спокойно, спокойно, это так, - он был для этого слишком слаб и беспомощен, более того, у него не было войска!
Это высказывание Мурада Аджи полностью обосновано в книгах другого независимого историка, Г. Еникеева: “По следам черной легенды” и “Великая Орда: друзья, враги и наследники”, а также в книге "Наследие татар".
Так что западники лишились, наряду с черной легендой "о татарском нашествии и иге", основного мифа официстории, сочиненного для противопоставления татар народам-землякам, и который изображал татар “врагами мирных народов России, почти полностью уничтоженными войсками русского царя Ивана Грозного”.
Ведь "Казанская история" ("Казанский летописец"), и все то, что было сочинено в XVIII-XVIII вв. в продолжение ее - это политический миф, сочиненный и
"раскрученный" романовскими (прозападными) историками-идеологами, попами и муллами для узаконения их власти и "морального подавления" и противопоставления друг другу Ордынцев (русских и татар), сопротивлявшихся колонизации их Родины - Московии и великой Татарии.
Подробно, аргументированно и логически обоснованно обо всем сказанном выше, да и не только об этом, а еще о многом, сокрытом от нас офиц.историками-западниками, изложено в книгах Г.Р.


Edited at 2013-10-17 10:32 am (UTC)
mingitau
Oct. 21st, 2013 07:09 pm (UTC)
ничего не понял из потока Ваших мыслей. Что за офистория? Какое я имеют отношение к Романовым? и т.п.

Текущий месяц

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner