Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

«Мне 20 лет» (фильм М.Хуциева)

        По рекомендации Дмитрия Землянского посмотрели прекрасный фильм Марлена Хуциева «Мне 20 лет» (или «Застава Ильича»).
Судя по отзывам это знаковое кино для начала 1960-х гг., зафиксировавшее пик «хрущевской оттепели». Москва предстает городом полным жизни. Главные герои - три друга, несмотря на вполне пролетарское происхождение и деятельность, погружены в активную общественную жизнь города. Смотришь и не веришь, что когда-то столица была такой.
        Дворы полный детей, кинотеатры полный взрослых, залы общественных собраний – слушателей, молодежь танцует на улице и в квартирах. Строятся предприятия и дома, сносится старый город. Всюду звучит новая музыка, как отечественная, так и зарубежная. Ритм полнокровного города, в котором уже нет следов войны. Удивительное время, когда Москва была Городом
, которые сейчас можно встретить в Стамбуле или Каире. Но не в Москве, превратившейся на большей части своей территории в унылые спальные района с домами облеплепленными машинами.
          А там герои идут по Садовому кольцу, и машин почти нет. Зато есть простор для пешехода и прямо-таки романтических трамваев.

         На мой взгляд, «Мне 20 лет» фильм сначала о городе и его обществе, как о живом организме, а потом о героях. Молодежь созидает и хочет созидать. Да, она решает сложные вопросы. Даже не вериться, что 50 лет назад 20-23 летние уже могли сделать основные выборы в жизни, на что из-за разнеженности не способны многие мои 30-летние сверстники, а в Европе еще хуже.
Могу лишь констатировать, что режиссер гениален и труд его и актерской команды титанический. Фильм черно-белый и тем он прелестен. Игра теней, игра деталей в нем как никогда выразительна. Буквально каждый кадр продуман и представляет собой достижение культуры. Останови фильм, сделай стоп-кадр и уже по нему можно писать сочинения на тему хрущевской Москвы.
         И вместе с тем, «Мне 20 лет» фильм об очень давнем прошлом, которое в моем сознании уже находится в истории, а вместе с тем на работе взаимодействуешь с коллегами, которые могли бы быть героями этого фильма, и одновременно с тем, кому 20 лет сейчас. Могут ли они передать через два поколения ощущения той Москвы. На прошлый день города местами показалось, что могут.
         Просмотр фильма провел параллели с фильмами «Завтра у Тиффани» и «Стиляги». Когда-то писал, что материальный мир героев американского кино начала 1960-х гг. вполне современен, современен нам и духовный мир жителей Нью-Йорка своею пустотой и потребительством. Москвичи начала 1960-х гг. нам не современны. Они нравственно выше, при значительном отставании от Нью-Йорка в плане материального быта. Каким чистым русским языком они говорят (ныне язык жутко засорен словами паразитами и междометьями), какие серьезные книги читают. Мне сложно представить сейчас публичное выступление поэта, что бы в зале не было свободного места. Фильм местами почти документальный с прекрасной галерей портретов молодежи. Лица-то какие – не пропитые, а одухотворенные. Да, курят только негодники, но это вопрос моды.
         Значительно усилили фильм эпизоды про танцы вокруг картошки «золотой молодежи» и встреча героя с отцом, погибшим на войне.
         Что касается «Стиляг», который также как будто бы про начало 1960-х гг., то он смотрится при всей своей визуальной красочности настолько пошло и низменно! «Мне 20 лет» показывает, что молодежь старалась одеваться отлично от более старших поколений, но делала это не кичево и вычурно, а очень аккуратно и действительно стильно. Сложно объяснить – этот фильм надо видеть, как один из шедевров отечественного кинематографа.

Ссылка на фильм http://www.youtube.com/watch?v=brpkqqwFupo.
Tags: Москва, кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments