?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

        По рекомендации Дмитрия Землянского посмотрели прекрасный фильм Марлена Хуциева «Мне 20 лет» (или «Застава Ильича»).
Судя по отзывам это знаковое кино для начала 1960-х гг., зафиксировавшее пик «хрущевской оттепели». Москва предстает городом полным жизни. Главные герои - три друга, несмотря на вполне пролетарское происхождение и деятельность, погружены в активную общественную жизнь города. Смотришь и не веришь, что когда-то столица была такой.
        Дворы полный детей, кинотеатры полный взрослых, залы общественных собраний – слушателей, молодежь танцует на улице и в квартирах. Строятся предприятия и дома, сносится старый город. Всюду звучит новая музыка, как отечественная, так и зарубежная. Ритм полнокровного города, в котором уже нет следов войны. Удивительное время, когда Москва была Городом
, которые сейчас можно встретить в Стамбуле или Каире. Но не в Москве, превратившейся на большей части своей территории в унылые спальные района с домами облеплепленными машинами.
          А там герои идут по Садовому кольцу, и машин почти нет. Зато есть простор для пешехода и прямо-таки романтических трамваев.

         На мой взгляд, «Мне 20 лет» фильм сначала о городе и его обществе, как о живом организме, а потом о героях. Молодежь созидает и хочет созидать. Да, она решает сложные вопросы. Даже не вериться, что 50 лет назад 20-23 летние уже могли сделать основные выборы в жизни, на что из-за разнеженности не способны многие мои 30-летние сверстники, а в Европе еще хуже.
Могу лишь констатировать, что режиссер гениален и труд его и актерской команды титанический. Фильм черно-белый и тем он прелестен. Игра теней, игра деталей в нем как никогда выразительна. Буквально каждый кадр продуман и представляет собой достижение культуры. Останови фильм, сделай стоп-кадр и уже по нему можно писать сочинения на тему хрущевской Москвы.
         И вместе с тем, «Мне 20 лет» фильм об очень давнем прошлом, которое в моем сознании уже находится в истории, а вместе с тем на работе взаимодействуешь с коллегами, которые могли бы быть героями этого фильма, и одновременно с тем, кому 20 лет сейчас. Могут ли они передать через два поколения ощущения той Москвы. На прошлый день города местами показалось, что могут.
         Просмотр фильма провел параллели с фильмами «Завтра у Тиффани» и «Стиляги». Когда-то писал, что материальный мир героев американского кино начала 1960-х гг. вполне современен, современен нам и духовный мир жителей Нью-Йорка своею пустотой и потребительством. Москвичи начала 1960-х гг. нам не современны. Они нравственно выше, при значительном отставании от Нью-Йорка в плане материального быта. Каким чистым русским языком они говорят (ныне язык жутко засорен словами паразитами и междометьями), какие серьезные книги читают. Мне сложно представить сейчас публичное выступление поэта, что бы в зале не было свободного места. Фильм местами почти документальный с прекрасной галерей портретов молодежи. Лица-то какие – не пропитые, а одухотворенные. Да, курят только негодники, но это вопрос моды.
         Значительно усилили фильм эпизоды про танцы вокруг картошки «золотой молодежи» и встреча героя с отцом, погибшим на войне.
         Что касается «Стиляг», который также как будто бы про начало 1960-х гг., то он смотрится при всей своей визуальной красочности настолько пошло и низменно! «Мне 20 лет» показывает, что молодежь старалась одеваться отлично от более старших поколений, но делала это не кичево и вычурно, а очень аккуратно и действительно стильно. Сложно объяснить – этот фильм надо видеть, как один из шедевров отечественного кинематографа.

Ссылка на фильм http://www.youtube.com/watch?v=brpkqqwFupo.

Comments

wasunchik
Feb. 18th, 2013 08:27 pm (UTC)
всё-таки стоит различать идеализированный портрет действительности и портрет действительности. аксиомой советского кино было - показать идеал, к которому надо стремиться, а не "очернять действительность". ещё бы на каком-нибудь мосфильме позволили актёрам говорить на языке марьиной рощи. даже в "месте встречи, которое изменить нельзя" марьино-рощинские бандюганы скорее вставляют в литературную речь отдельные жаргонизмы, чем говорят на реальном языке окраины.

а так: мкад уже был, а значит в проекте уже и была бесформенная деревня из многоэтажных блочек - город это же состояние умов, а все горожане дореволюционной выучки как раз примерно к концу 50-х и вымерли, оставалось всему безобразию, которое остаётся за кадром, вызреть и наполнить автомобилями. те же показанные шестидесятники уже через 8-10 лет поймут, что ситуацией рулят совсем не они и идеалам место... где и всегда в здешних краях. поэтов слушали и танцевали более массово скорее оттого, что телевизера ещё не было, а радио не послушаешь - человекам нужно было зрелищ и социальных ситуаций, вот и тянулись к тому, что было, сейчас всего этого в телевизере и сети навалом

стиляги - подчёркнуто субкультурный фильм, только очень наивные чукотские юноши думают, что пинаемая во всех газетах того времени группка неформалов могла задавать стиль жизни десятилетия. для ярмольника просто - это самое главное, что там было, он с нами и делится... хотя 50% фильма - тема юношеской тяги к противоположному полу, что составляет несомненную правду жизни для любых эпох
privalovsky
Feb. 22nd, 2013 08:00 am (UTC)
>Смотришь и не веришь, что когда-то столица была такой

Правильно делаешь, что не веришь. Москва в те годы была не только такой. Негатива тоже хватало. Например в те годы популярными были массовые драки двор на двор, улица на улицу и т.п. Сейчас такого уже не встретить.
palkasaki
Apr. 2nd, 2013 08:23 pm (UTC)
Сцена с картошкой и последующая встреча с отцом очень сильная. Вот это вот презрение к русскому "золотой" молодежи, которое потом вылилось в предательство своей страны, своего народа. Что удивительно и Тарковский и Кончаловский в последующем действительно уехали из "этой" страны.

Текущий месяц

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner