Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Category:

Рогожское: незримые стены с трехсотлетней историей

В минувшее воскресенье совершенно сознательно пошел на литургию утром в Покровский собор в Рогожском. Уже побочными целями было посмотреть на быт старообрядцев, посетить Рогожское кладбище и вообще старообрядческий духовный центр, в котором был когда-то мельком лет десять назад и ничего не помню.

Конечно подтокнули меня пойти книга Мельникова-Печерского и посещения храма Св. Георгия в Егорьевске в начале лета. Почитав по сайте Русской православной старообрядческой церкви как себя вести выполнил почти все правила, но все равно навлек на себя негодования верующих. В один момент мне показалось, что если бы закон о чувствах верующих работал, то я получил бы много лет заключения за оскорбления чувств верующих, действиями которые у большинства русских являются символами веры.
P6092784
Рогожское. 9.06.2013 г. Справа - Никольская церковь и колокольня РПЦ, слева Покровский собор и колокольня-храм РПСЦ

Итак, пришел я в с светлой рубашке с длинными рукавами и закрытых штанах и обуви. Кушака у меня нет, но думаю не страшно. Пришел. Стал как вкопанные на одном месте. Служба началась. Женщины в белых платках и многие их них в косоклинных сарафанах. Мужчины в холщевых рубахах на выпуск, подвязанные кушаками. В руках четки-лестовки, на полу коврики для коленных молитв. Служба идет статно, размеренно. В храме тихо –только голоса священников и хора. Хор поет необычно для новообрядца слуха –гортанно, по-древнему. Часты коленные поклоны. Храм с тусклыми, но статными иконами старинного письма. Многие стоят семьями и красива кладут крестные знаменья и земные поклоны. Да, это не балаган, который обычно творится в нашем соборе в воскресенье, когда мужчины поверх шорт напяливают юбку, народ бродит по храму, одеты пестро и кичливо. У старообрядцев видно, что люди пришли молиться и лишних в главном храме нет.

Это конечно привлекает. И такой основательный поход к службе гораздо понятней и естественней, чем вольности,допускаемые на службе в храмах РПЦ.

Службу вел сам Митрополит Московской и всея Руси – Корнилий. Высокий седовласый старец с властным пронзительным взглядом и внутренним покоем. Никакого пафоса – все чинно и величественно.

Старообрядцы в отличии от новообрядцев крестятся не когда им вздумается, а все в одно время. Я прочитал об этом и не стал нарушать правила, которое точно имеет солидное обрядовое объяснение. Однако сделав нескольких знамений, вызвал протест у следивших за мною храмовых сотрудников. Оказывается, не старообрядец не имеет право ни креститься, ни молиться даже про себя (как сказано в инструкции к посещению храма «совершать молитвенных действий»). Вздор, который я не приемлю. Как это так – православный храм, православные иконы, богослужение, молитвы – они крестятся и читаю «Отче наш», а ты должен стоять и наблюдать?! В итоге каждый раз когда я поднимал руку мне напоминали, что я не имею право это делать, нарушаю древлее благочестие, что я и патриарх Кирилл еретики, и прочие прегрешения, которые совершили новобрядцы над старообрядцами. Мои замечания, что я не имею никакого отношения к сожжению протопопа Аввакума, не знаком ни с царем Алексеем Михайловичем ни с настоящим патриархом всея Руси и вообще дать спокойно стоять на православной службе не успокаивало моих надзирателей, которые ревностно следили за мной,чтобы я не поднимал трехперстного знамения. Движение вполне естественное и одновременно осознанное.

В итоге присутствие на службе под надзором начало тяготить и я вышел из храма, так и не достояв до конца. Перед выходом мне вручили брошюру о том, кто такие старообрядцы и как с ними обращаться. Брошюра «Вы зашли в храм… о том, почем умы верим именно так» весьма и весьма грамотная. В ней кратко рассказывает о старообрядчестве и разбираются смыслы отличий старообрядцев от никониан. Что хорошо в старообрядчестве, так и это задача не просто совершать обряды, а глубинно понимать и принимать их суть;внимание не с поверхностному, а существенному. И второе – церковь не нечто простое и понятное. В ней должно быть место подвигу и борению со своими страстями. Так, когда старушки в белых платочках стоят всю службу на одном месте и кладут земные поклоны – это и есть преодоление себя. Аналогично и в основах православия – их надо понять, принять и разобраться. И они должны быть не низменными, ибо на стабильных основах веры покоится стабильность русского государства. И в этом старообрядцы правы, что нельзя было в 17 веке идти на поводу моды и евразийского, панславянского проекта и принимать недавние нововведения. Старообрядческая служба архаична, но в и том ее сила и правда.

В общем брошюра мне понравилась ибо ее катехизаторская и миссионерская функция была достигнута. Но бы достигнута и задача церковных служителей – я оказался вне храма, т.к. поднял еретическое трехперстное крестное знамение. И тем самым видно было как были оскорблены их чувства верующих.

Получается, что одна половина русской веры, даже более русская, чем более распространенное новообрядчество напрочь закрывается от любого внешнего. Запрет молитвы в храме – это же путь к самоизоляции и конфронтации. Мне не дали поставить свечу, ибо ее надо зажечь, а чтобы зажечь надо положить на себя крест, а крест еретический – не строить же мне из себя старообрядца – у меня нет ни лестовки, ни коврика, да и кощунственно это.

Вот и вышел я из храма с двойственным чувством – вроде и правда историческая за поповским старообрядчеством, а вроде как чужим тебя делают. В самой близкой по сути к РПЦ церкви запрещают то, чего не запрещали мне ни в одном их храмов иных христианских течений – католичество, протестантизм и т.д. Там вероятно обрядовая сторона вторично по отношению к вере.

Рогожское оставило благоприятное впечатление.Хорошая, но немного запущенная прогулочная зона. По-русски местами расхлябанная и в меру бедная. Аналогично и кладбище – старинное, но с налетом запущенности.Еще лучше впечатление оставила трапезная «Трапеза на Рогожском», что на пути к входу в духовный центр – вкусно и по старинным рецептам.
P6092777

Рогожское. 9.06.2013 г.

На территории Рогожского немного неожиданно понял, что ближний к кладбищу храм (Никольская церковь) – новообрядческий.В нем было значительно больше людей и они совсем другие. Служба почти закончилась, причащали и мне спокойно продали свечи. Я на всякий случай поинтересовался, не старообрядческий единоверческий ли он? Мне сказали, не –спокойно ставь свечи, а старообрядцев назвали «несчастными людьми, которые могли меня и поколотить за три перста». Причем было это сказано с внутренней злобой. Получается, что два храма по сути одной церкви в реальном пространстве находятся рядом друг с другом – дорожка между ними утопает в благоухании цветов, а в нереальном мире – глухая стена с подозрительностью и обвинениями. И это в Москве начала XXI в., где никого не преследуют ни за три перста, ни за два перста.


P6092810
Можно ли пройти по этой дорожке от красного крыльца Никольской церкви до желтого крыльца Покровской церкви и помириться?
Рогожское. 9.06.2013 г.

Незримая стена в православии – явление как тягостное, так и интригующее. Раскол похож на двух братьев, которые поссорились и не разговаоривают друг с другом. Возможно ли сближение? Или раскол - фушдаментальная и вечная данность русской цивилизации?! Столько вопрос, над которыми стоит задуматься…


Tags: Москва, православие, фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments