?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В минувшее воскресенье совершенно сознательно пошел на литургию утром в Покровский собор в Рогожском. Уже побочными целями было посмотреть на быт старообрядцев, посетить Рогожское кладбище и вообще старообрядческий духовный центр, в котором был когда-то мельком лет десять назад и ничего не помню.

Конечно подтокнули меня пойти книга Мельникова-Печерского и посещения храма Св. Георгия в Егорьевске в начале лета. Почитав по сайте Русской православной старообрядческой церкви как себя вести выполнил почти все правила, но все равно навлек на себя негодования верующих. В один момент мне показалось, что если бы закон о чувствах верующих работал, то я получил бы много лет заключения за оскорбления чувств верующих, действиями которые у большинства русских являются символами веры.
P6092784
Рогожское. 9.06.2013 г. Справа - Никольская церковь и колокольня РПЦ, слева Покровский собор и колокольня-храм РПСЦ

Итак, пришел я в с светлой рубашке с длинными рукавами и закрытых штанах и обуви. Кушака у меня нет, но думаю не страшно. Пришел. Стал как вкопанные на одном месте. Служба началась. Женщины в белых платках и многие их них в косоклинных сарафанах. Мужчины в холщевых рубахах на выпуск, подвязанные кушаками. В руках четки-лестовки, на полу коврики для коленных молитв. Служба идет статно, размеренно. В храме тихо –только голоса священников и хора. Хор поет необычно для новообрядца слуха –гортанно, по-древнему. Часты коленные поклоны. Храм с тусклыми, но статными иконами старинного письма. Многие стоят семьями и красива кладут крестные знаменья и земные поклоны. Да, это не балаган, который обычно творится в нашем соборе в воскресенье, когда мужчины поверх шорт напяливают юбку, народ бродит по храму, одеты пестро и кичливо. У старообрядцев видно, что люди пришли молиться и лишних в главном храме нет.

Это конечно привлекает. И такой основательный поход к службе гораздо понятней и естественней, чем вольности,допускаемые на службе в храмах РПЦ.

Службу вел сам Митрополит Московской и всея Руси – Корнилий. Высокий седовласый старец с властным пронзительным взглядом и внутренним покоем. Никакого пафоса – все чинно и величественно.

Старообрядцы в отличии от новообрядцев крестятся не когда им вздумается, а все в одно время. Я прочитал об этом и не стал нарушать правила, которое точно имеет солидное обрядовое объяснение. Однако сделав нескольких знамений, вызвал протест у следивших за мною храмовых сотрудников. Оказывается, не старообрядец не имеет право ни креститься, ни молиться даже про себя (как сказано в инструкции к посещению храма «совершать молитвенных действий»). Вздор, который я не приемлю. Как это так – православный храм, православные иконы, богослужение, молитвы – они крестятся и читаю «Отче наш», а ты должен стоять и наблюдать?! В итоге каждый раз когда я поднимал руку мне напоминали, что я не имею право это делать, нарушаю древлее благочестие, что я и патриарх Кирилл еретики, и прочие прегрешения, которые совершили новобрядцы над старообрядцами. Мои замечания, что я не имею никакого отношения к сожжению протопопа Аввакума, не знаком ни с царем Алексеем Михайловичем ни с настоящим патриархом всея Руси и вообще дать спокойно стоять на православной службе не успокаивало моих надзирателей, которые ревностно следили за мной,чтобы я не поднимал трехперстного знамения. Движение вполне естественное и одновременно осознанное.

В итоге присутствие на службе под надзором начало тяготить и я вышел из храма, так и не достояв до конца. Перед выходом мне вручили брошюру о том, кто такие старообрядцы и как с ними обращаться. Брошюра «Вы зашли в храм… о том, почем умы верим именно так» весьма и весьма грамотная. В ней кратко рассказывает о старообрядчестве и разбираются смыслы отличий старообрядцев от никониан. Что хорошо в старообрядчестве, так и это задача не просто совершать обряды, а глубинно понимать и принимать их суть;внимание не с поверхностному, а существенному. И второе – церковь не нечто простое и понятное. В ней должно быть место подвигу и борению со своими страстями. Так, когда старушки в белых платочках стоят всю службу на одном месте и кладут земные поклоны – это и есть преодоление себя. Аналогично и в основах православия – их надо понять, принять и разобраться. И они должны быть не низменными, ибо на стабильных основах веры покоится стабильность русского государства. И в этом старообрядцы правы, что нельзя было в 17 веке идти на поводу моды и евразийского, панславянского проекта и принимать недавние нововведения. Старообрядческая служба архаична, но в и том ее сила и правда.

В общем брошюра мне понравилась ибо ее катехизаторская и миссионерская функция была достигнута. Но бы достигнута и задача церковных служителей – я оказался вне храма, т.к. поднял еретическое трехперстное крестное знамение. И тем самым видно было как были оскорблены их чувства верующих.

Получается, что одна половина русской веры, даже более русская, чем более распространенное новообрядчество напрочь закрывается от любого внешнего. Запрет молитвы в храме – это же путь к самоизоляции и конфронтации. Мне не дали поставить свечу, ибо ее надо зажечь, а чтобы зажечь надо положить на себя крест, а крест еретический – не строить же мне из себя старообрядца – у меня нет ни лестовки, ни коврика, да и кощунственно это.

Вот и вышел я из храма с двойственным чувством – вроде и правда историческая за поповским старообрядчеством, а вроде как чужим тебя делают. В самой близкой по сути к РПЦ церкви запрещают то, чего не запрещали мне ни в одном их храмов иных христианских течений – католичество, протестантизм и т.д. Там вероятно обрядовая сторона вторично по отношению к вере.

Рогожское оставило благоприятное впечатление.Хорошая, но немного запущенная прогулочная зона. По-русски местами расхлябанная и в меру бедная. Аналогично и кладбище – старинное, но с налетом запущенности.Еще лучше впечатление оставила трапезная «Трапеза на Рогожском», что на пути к входу в духовный центр – вкусно и по старинным рецептам.
P6092777

Рогожское. 9.06.2013 г.

На территории Рогожского немного неожиданно понял, что ближний к кладбищу храм (Никольская церковь) – новообрядческий.В нем было значительно больше людей и они совсем другие. Служба почти закончилась, причащали и мне спокойно продали свечи. Я на всякий случай поинтересовался, не старообрядческий единоверческий ли он? Мне сказали, не –спокойно ставь свечи, а старообрядцев назвали «несчастными людьми, которые могли меня и поколотить за три перста». Причем было это сказано с внутренней злобой. Получается, что два храма по сути одной церкви в реальном пространстве находятся рядом друг с другом – дорожка между ними утопает в благоухании цветов, а в нереальном мире – глухая стена с подозрительностью и обвинениями. И это в Москве начала XXI в., где никого не преследуют ни за три перста, ни за два перста.


P6092810
Можно ли пройти по этой дорожке от красного крыльца Никольской церкви до желтого крыльца Покровской церкви и помириться?
Рогожское. 9.06.2013 г.

Незримая стена в православии – явление как тягостное, так и интригующее. Раскол похож на двух братьев, которые поссорились и не разговаоривают друг с другом. Возможно ли сближение? Или раскол - фушдаментальная и вечная данность русской цивилизации?! Столько вопрос, над которыми стоит задуматься…


Comments

feone
Jun. 12th, 2013 05:58 pm (UTC)
Для начала примите мою самую искреннюю благодарность за Ваш пост. На фоне всех этих гы-гы-гы, которым ты становишься невольным свидетелем, стоит только зайти в Интернет, почитать этот пост в новостях блогов было более, чем приятно. Тем не менее, хочу внести некоторые уточнения. Дело в том, что мои предки происходят из рогожской общины, хотя уже мои родители, как и я были крещены в РПЦ МП, наш родовой кладбищенский участок тоже находится там. Но так или иначе, о многом, что там происходит, я знаю в каком-то смысле изнутри. Поэтому, что касается служителей Никольского храма, я не могу одобрить их злобу, но могу их понять. Дело в том, что старообрядческая община, особенно там, я знаю, что не везде так, за всем этим подвигом в вере слишком часто забывает о том, что такое есть любовь, милосердие и сострадание. И Ваши коллизии - это ещё сущие мелочи. А представьте, каково бывает несчастным родственникам какой-нибудь умершей бабушки-старообрядки, которую там отказываются отпевать либо из-за того, что её потомки перешли в обычное православие, либо из-за того, что жила она очень далеко от храма, и в последние годы жизни ехать через всю Москву каждое воскресенье было просто непосильно, либо потому, что родственники называли себя её детьми, но не могли представить документ о её венчании, либо ещё по какой причине. А завещала она строго: отпеть по старообрядческому чину. И вот носятся родственники с несчастным гробом, не зная, что делать, и идут в Никольскую церковь со своим горем, а куда ещё?
Другой пример. Вам ещё повезло. А меня лет двадцать назад не пустили даже посмотреть внутрь, хотя никакой службы там не было в это время. Одета, видите ли, неподобающе. Я согласна, что в воскресенье на литургию можно и одеться по чину, но если ты едешь убираться на кладбище, то одевать юбку до пят, да ещё с чулками пятнадцатилетней девчонке попросту неудобно, да и непривычно.
То есть, если ты не принадлежишь к их культуре, то ты вообще не человек, и это тебе будет подчёркиваться на каждом шагу так, как это обычно бывает только в исламских странах, да и то не везде. Надо ли оно такое, благочестие? Не забылись ли за его ширмой христианские заповеди? Сама суть Евангелия?
А вот парк вокруг я не назвала бы бедным. Вы просто не видели, что там было ещё лет десять назад. кладбище - не такое уж и убогое. Зато коррупции там несравненно меньше, чем в понтовом Николо-Архангельском или ещё где. Там есть свои издевательства, но они, как я поняла, обычные, ГУП-Ритуаловские.

Edited at 2013-06-12 05:59 pm (UTC)
(Anonymous)
Jun. 15th, 2013 05:38 pm (UTC)
написано хорошо, живо.
с интересом прочитал...
интересно было бы продолжить тот разговор, который мы начали при последней встрече. По мне так это все - спор, с какой стороны разбивать яйцо.
М.Ш.
mingitau
Jun. 16th, 2013 07:25 pm (UTC)
да, можем продолжить дискуссию. Например на пойме в Сатино :)

На мой взгляд, раскол в православной церкви - это не спор, это важнейшая и едва ли не единственная актуальная борьба по настоящему двух идей мироустройства - традиционного и модернистского. Если для светского общества эта борьба безболезнена, то в духовной сфере она исключительно важна и значима. Многие вопросы поднимаемые старообрядцами затрагивают основы веры, заставляют намного глубже взглянуть на православие, чем ранее.
yarowind
Jun. 30th, 2013 04:52 am (UTC)
Что мне больше всего не нравится в старообрядчестве - это их упертость букве. Не духу, а именно букве. Хотя "Дух дышит где хочет".
mingitau
Jul. 2nd, 2013 07:53 am (UTC)
На мой взгляд - одна из ключевых дилемм православия - может ли оно меняться в нашем быстро меняющемся мире. Ведь религия - есть нечто настоящее, стабильное, вечное и незыблемое. Если перемен не должно быть - правы старообрядцы, если небольшие допустимы - правы новообрядцы. Я для себя этот вопрос не решил.
yarowind
Jul. 2nd, 2013 05:05 pm (UTC)
Я как раз этот вопрос для себя решил:). Вечное и незыблемое - это принципы, догматы. А вот форма - вещь как-раз меняемая. Та же храмовая архитектура постоянно менялась. Да и ритуальная часть различная в разных поместных церквях, отчего они не перестают быть православными.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner