?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В очередной раз считаю себя обязанным дать отзыв на комплексную программу социально-экономического развития Дзержинского, теперь уже на 2014-2016 годы. 1 ноября нас ожидают публичные слушания по этой программе – благой элемент гражданского общества в условиях его полумертвого существования в нашем городе. Быть может, кто-либо заинтересуется некоторыми цифрами и мыслями, пришедшими при внимательном прочтении программы.

Как всегда у авторов вполне, получается сделать качественный и интересный анализ ситуации, отделаться общими фразами в целеполагании и выдать весьма расстраивающий список мероприятий на 3 года вперед. Иначе говоря, в первой части описывается то, как тяжело и трудно нам живется, а во второй вместо рассказа о том, что мы совершим прорыв и переломим ситуацию, получаем рассказ о том, что мы что-то будем делать, но в итоге через три года напишем, что стало жить нам еще труднее и сложнее. А потом опять новую программу без оптимизма и будущего нарисуем за средства городского бюджета и налогоплательщиков.



Как нам живется – достижения и проблемы – анализ ситуации в городе

Основные положительные тенденции социально-экономического развития города  за 2011-2013 годы характеризуются следующим образом:
- ростом численности постоянного населения, что может рассматриваться, как комплексный показатель социального благополучия; (здесь и далее курсивом приведены дословные выдержки из программы, которые имеют наибольший интерес -  ВК) - Рост населения является показателем социального благополучия тогда, когда он ведет к вовлечению новоселов в экономику города. Массовое строительство жилья, его продажа для тех, кто не находит места для работы в городе и выезжает в Москву, вдобавок к явно меньшими темпами развития социальной и бытовой сферы, дорожной инфраструктуры ведут к появлению микрорайонов неблагополучия, уставших и озлобленных на пробки, недоступность услуг и пр. Количественный рост населения не переходит в качественный. Немаловажно, что в городе наблюдается естественная убыль и фактически нет роста рождаемости. Благо у нас рост жилищного строительства не столь большой, чтобы формировать целые районы недовольных как в Балашихе или Красногорске.
- сравнительно высоким уровнем доходов населения, низким уровнем безработицы, отсутствием задолженности по выплате заработной платы; - согласен, хотя надо сравнивать с другими ближними пригородами Москвы.
- сохранением объемом выпуска товаров и услуг в условиях экономического кризиса; - кризис официально закончился в 2011 г., но во время подъема экономики роста фактически не произошло из-за монопрофильного характера экономики города, когда 75% промпроизводства дает ТЭЦ-22.
- эффективной работой администрации города по наращиванию собственных доходов бюджета; - из-за игры с межбюджетными потоками оценить эффективность работы невозможно.
- активным строительством объектов социального назначения. – полтора детсада за 3 года – разве это активное строительство? Школа на Угрешской не продвинулась дальше котлована, ДК «Вертикаль» скоро превратится в запущенный сквер и т.п.

Авторы верно отметили в формате SWOT сильные и слабые стороны развития города. Логично предположить, что усилия городской власти должны быть направлены на преодоление внутренних сдерживающих факторов развития, а именно:
1. Дефицит земельных ресурсов.
2. Износ основных  фондов ряда основных предприятий города и необходимость их модернизации.
3. Диспропорция между спросом и предложением рабочей силы. Трудовая миграция.
4. Уровень собственных доходов городского бюджета не обеспечивает развитие города.
5. Нагрузка на транспортную систему города.
6. Сложная экологическая ситуация.
И использование потенциала конкурентных преимуществ:

  1. Наличие устойчиво работающих крупных научных и производственных предприятий, уникальных производств и технологий.

  2. Человеческий потенциал: сравнительно высокие доходы, позитивная динамика численности населения.

  3. Благоприятная образовательная и культурная среда города.

  4. Транспортно-логистический потенциал, определяемый удобством географического положения.

  5. Наличие достаточно развитой городской инфраструктуры.

  6. Потенциал развития сферы отдыха, культурного и природного туризма.


Занятость. Численность работающих на территории города по экспертной оценке составляет около 18,3 тыс. человек, в том числе:
- 14,3 тыс. человек  трудоспособного возраста или 46,7% от возрастной категории (30,6 тыс. чел.);
- 4 тыс. человек старше трудоспособного возраста или 40 % от возрастной категории                          (10,1 тыс. чел.).
Таким образом, 16,3 тыс. жителей трудоспособного возраста  по тем или иным причинам не заняты в экономике города. Из них более 4 тыс. человек – это учащаяся молодежь, домохозяйки, а так же неработающие по состоянию здоровья. Остальные – это те, кто  работает за пределами города.
Немного ниже указано, что в численность занятых в крупных, средних и муниципальных предприятиях на 01.08.2013 г. составляет 9,9 тыс. чел и это число снизилось с 2011 г. на 5,5%.

  1. Интересно, а эксперты могут объяснить, где еще занято 8,5 тыс. граждан – не верится, что только в малом бизнесе. Или в теневой экономике, или в Москве?

  2. В городе весьма развита занятость среди пожилого населения, тогда как взрослое трудоспособное население выезжает в Москву.

  3. Налицо сокращение числа занятости в городе в условиях роста числа трудоспособного населения.

Авторы поясняют: Снижение спроса на постоянную рабочую силу с одной стороны  связано  с влиянием мирового экономического кризиса и необходимостью внедрения более производительных технологий, с другой стороны - с привлечением временных  работников из других регионов страны и иностранных государств.
Тогда отчего в программе нет ничего про решение вопроса трудовой миграции и создания рабочих мест для постоянного населения города. Наоборот усиливается крен в сторону модели: «дзержинцы трудятся в Москве, мигранты трудятся в Дзержинском» – развитие этих процессов грозит дестабилизация социально-экономической ситуации в городе.
В городе практически нет зарегистрированной безработицы, но нет и вакансий по нерабочим специальностям (всего нерабочих вакансий на 2013 г. – 120 ед). В условиях, когда в городе 45% имеют высшее образование и потребны в занятости в третичном секторе предложений по работе для них нет. Кто будет решать эту проблему – создания оплачиваемых рабочих мест в сфере услуг?

Ситуация в промышленности:
Никакого особого роста в промышленности нет. 2012 г. просел по отношению к 2011 г. на 2,3%, а с учетом инфляции на все 9%. В 2013 г. с учетом инфляции также ожидается сокращение промышленного производства на 2-3%. Ключевую отрасль городской экономики тормозит сокращение производства на ТЭЦ-22 из-за того, что потребители начинают покупать энергию и тепло у других электростанций. Радует только рост внеэнергетического сектора городской экономики, но он пока составляет лишь четверть от объема промышленного производства города.
Прогноз роста выпуска промпродукции также неутешителен и с учетом прогноза инфляции вероятно сокращение промышленного производства в городе до 2016 г.

Инвестиции. Смущает и малый объем инвестиции на предприятиях. В 2012 г. всего 694 млн. руб., что в долгосрочном периоде ведет к снижению конкурентоспособности экономики города.

Строительство:
Вот список того, что появилось в городе за 3 года:
С целью обеспечения благоприятной жилой среды, занятости населения в городе за 2011-2013гг. возведены следующие производственные и социально значимые объекты:
Производственные объекты:
- завод запорной арматуры,  ООО «КМС-М» (ООО «УЗТПА»);
- здание 48/3 – 2 очередь ФГУП ФЦДТ  «Союз»;

  • производственно-складской  комплекс площадью 24,2 тыс. м2 ,ООО «Базис-Ф»;

  • производственно - ремонтно-складская база площадью 26 тыс. м2, ЗАО «Суртекс-9»;

  • теплотрасса в восточно-коммунальной зоне - 2,083 км, ООО «Ривит».

Социальные объекты:

  • дополнительный  корпус детского сада №8, мощность – 80 мест;

  • дополнительный  корпус детского сада №2, мощность – 80 мест;

  • новое здание детского сада на 140 мест в 4 микрорайоне; (еще не достроено)

  • бассейн лицея №6 «Парус» (построен уже давно).

Объекты потребительского рынка и сферы услуг:
- ООО ПТФ «Дар» - новое здание городского рынка – 5,1 тыс. м2;
- ООО «ТД Регион» - торгово-офисный комплекс – 803,1 м2;
- ООО «Потенциал» - автотехнический комплекс - 718,3 м2;
- ИП Калашниковой - торгово-бытовое здание – 396,8 м2;
- ООО «Развитие-Л» (Макдоналдс) -  административное здание с двумя предприятиями общественного питания (общее число посадочных мест – 220) – 1437,70.
В этом списке нет ни обещанной новой школы, ни здания горадминистрации, ни новых дорог, ни новых парков. Нет их и в планах на 2014-2016 гг.

Транспорт и дорожное хозяйство. Автопарк к концу 2013 г. превысит 20000 единиц, увеличившись на 8% за 2 года. Авторы верно отмечают проблемы:
1. Дефицит «внешних» выездов из города в Москву и прилегающие территории Московской области.
2. Значительные перегрузки магистральной и улично-дорожной сети города, а также г.Москвы и г.Люберцы, с территориями которых г.Дзержинский имеет тесные связи.
3. Высокий износ улично-дорожной и магистральной сети города.
4. Недостаток парковочных мест.
Но за 2-3 года не сделано ничего, чтобы их решить или об этом текст Программы молчит.

Малый бизнес. В городе в 2012г. в городской отдел статистики сведения о своей деятельности представили 343 предприятия с общей численностью занятых  3054 человека (в 2011г. – 3016 человек). С учетом индивидуальных предпринимателей общая численность занятых в малом секторе экономики приближается к 6 тыс. человек. Оборот малых предприятий (включая микропредприятия) в 2012г. составил 20,3 млрд. руб., темп роста по отношению к 2011г. – 101% (фактически спад с учетом инфляции). Смущает, что малый бизнес какой-то очень немалый. Оборот в 20 млрд. руб. – огромная цифра сравнимая с крупной и средней промышленностью города.

Торговля.
Расчетная величина оборота розничной торговли с учетом деятельности малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, а также скрытого оборота организаций, не представивших сведения о своей деятельности, составила 6385,7 млн. руб., темп роста по отношению к 2011г.  – 105,3%.
На ООО «Автосалон «Ренамакс» и технические и сервисный центры компаний «Мэйджор» пришлось 33,8% объема розничного товарооборота или 2 млрд. руб. – очень даже большие цифры. Еще примерно на 1 млрд. руб. наторговала за 2012 г. ЗАО «Диски Юг».

ЖКХ.
За 2011-2012 г. построено всего 16,2 тыс. кв м. жилья (дом на Ленина 2а). Поскольку увеличение жилого фонда меньше роста численности населения, то происходит уплотнение, а не улучшение жилищных условий в горожан.
В городе имеются 2 жилых дома общей площадью 14,4 тыс. кв.м, отнесенных к ветхим, которые в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.06.2006 №819-Р переданы в собственность Николо-Угрешского монастыря и вопрос об их расселении будет решаться на федеральном уровне.
Аварийное жилье на территории города отсутствует. (Удивительное заявление).
Жилищный фонд города  имеет высокий уровень физического и морального износа. В 178 домах требуется проведение капитального ремонта на сумму более 1794 млн.руб. (ГЦП «Проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов в городе Дзержинском на 2013-2015гг.»). Решить такую задачу можно только общими усилиями за счет привлечения средств граждан, федерального бюджета, бюджета Московской области и городского бюджета, а также за счет развития эффективных форм управления жилым фондом.
ДМУП «ЭКПО» имеет просроченную кредиторскую задолженность перед поставщиками тепловой энергии на 01.09.2013 в размере 93,6 млн. руб.
Проблемы сферы ЖКХ:
1. Недостаточный объем средств для модернизации и реконструкции существующих объектов жилищно- коммунальной инфраструктуры.
2. Обновление оборудования и сооружений коммунальной системы производится недостаточными темпами:

  • нуждаются в замене: сети теплоснабжения - 17%, сети водоснабжения – 20 % и канализации- 29%;

  • имеется высокий уровень износа, а также недостаток мощности головных сооружений водоотведения и очистки сточных вод, и как следствие  - низкое качество очистки сточных вод; 

  • имеется недостаток резерва мощности головных водозаборных сооружений для подключения объектов капитального строительства;

  • необходима реконструкции электроподстанции № 680 «Дзержинская» 110/6 кВ с развитием электросети 10 кВ, а также перевод электропитания 42 жилых домов старой части города и средней школы №1 на напряжение 380 В.

3. Недостаточно экономное расходование пользователями энергоресурсов.
4. Задолженность  поставщикам за потребленные энергоресурсы.
5. Наличие ветхого жилищного фонда.
6. Предоставление жилья нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Проблемы все правильные, но население может решить только проблему неэкономного использования энергоресурсов – остальные проблемы – подлинно муниципальные.

Проблема всех проблем – это то, что в Дзержинском бюджет экономии, а не бюджет развития из-за того, что 80% собранных в городе налогов уходят из него, а собственная налогооблагаемая база не увеличивается. В этом выводе авторы совершенно правы.

Горожане и власть
Мониторинг общественного мнения населения г. Дзержинский показал, что уровень удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления, в том числе их информационной открытостью, растет: 2011 – 31,75%, 2012 – 32,3%.
Рост в пределах статистической погрешности, но сама его величина скорее причина для принятия управленческих решений. Если бы 92% было удовлетворено – тогда можно было заявлять о росте.

Уровень жизни населения
По итогам 2013 г. средняя зарплата составит 38 тыс. руб., пенсий 11 тыс. руб.

Образование
Очередность в дошкольные образовательные учреждения на 01.09 текущего года год от года увеличивается в 2011 г. – 1031 чел, в 2012 г. – 1175 чел., в 2013 г. – 1187 чел. Притом, что в детсадах всего 2 тыс. чел, а это значит, что главное достижение по строительству детсадов пока еще не достижение.
Средняя зарплата в детсадах педработников 2013 г. 39 тыс. руб. (рост с 2011 г. в 2 раза), в школах 44 тыс. руб. - что-то подозрительно высокая.
Число учащихся в филиале МУ «Дубна» сократилось за 2 года почти в 2 раза до 533 человек.
Прогнозируемый рост численности обучающихся  к 2015г. составит 10 %.  Кроме этого, в период 2013-2015гг. доля общеобразовательных учреждений, ведущих занятия в 2 смены, составит 33 %, что обусловливает  потребность в новых учебных местах. 

Здравоохранение
Обеспеченность врачами с 2011 по 2013 г. снизилась с 58% до 50%, средним медперсоналом – с 67% до 56%. В Дзержинском колоссальный дефицит врачей!!! При этом зарплата у врача выросла с 37 до 52 тыс. руб.
Основными причинами острого дефицита кадров являются:
- отток кадров в лечебные учреждения г. Москвы, где уровень заработной платы медицинских работников значительно превышает ее показатели в МБУЗ «ДГБ»;
- недостаточное количество временного и постоянного жилья, предоставляемого медицинским работникам.
С этим надо что-то делать, а то сегодня в городе не нашлось ни одного травматолога, чтобы помочь моему ребенку!!!

Культура
Для всех библиотек, входящих в структуру МБУК«ЦБС», внедрены электронные читательские формуляры,  действует единый читательский билет. Созданы 2 сайта. Для взрослого населения: http://www.ugreshlib.ru;  для детей: http://www.ugreshlib.ru/library. Создан и постоянно пополняется  сводный электронный каталог библиотек города, объем которого составляет более 203 тыс. электронных записей. – Электронный доступ – очень нужное нововведение.

Безопасность
Продолжается работа по внедрению на территории города технических средств контроля и наружного наблюдения в системе АПК «Безопасный город». За счет внебюджетных источников на территории города установлено 46 видеокамер, 26 из них выведены на пульт оперативного дежурного городского отдела полиции.

Благоустройство
На территории города расположено 85 детских и спортивных площадок, из них за  2011-2013 годы модернизировано 25 площадок, вновь построено 4 площадки. А сколько площадок пришло в негодность из-за вандализма со стороны населения?

Экология
Количество сточных вод и уровень их загрязнений  ежегодно увеличивается. Городские биологические очистные сооружения эксплуатируются с 1936 года, несколько раз реконструировались и расширялись. Однако, в настоящий момент в р.Москву сбрасываются недостаточно очищенные сточные воды.

К целям, задачам реализации Программы претензий нет – все по делу. Есть вопросы к индикаторам плановых значений:
1) например: непонятно отчего в 2014-2016 гг. вырастет рождаемость и снизится смертность.
2) в 2014-2016 гг. ввод жилья будет сокращаться и составит за три года всего 100 тыс. кв.м.
3) за три года планируется создать всего 800 новых рабочих мест, что в несколько раз меньше планируемого миграционного притока.
4) печально, но планируется снижение собственных доходов бюджета и дефицит бюджета в 9,5%
5) остается загадкой, как можно запланировать число пожаров. Их должно возникнуть в городе по 25 случаев ежегодно.

Что нас ожидает – самое интересное из планируемых мероприятий


  • Конкретно в 2014-2016 гг. планируется на развитие города потратить 10,4 млрд. руб., из которых 8,1 млрд. руб или 80% - это вложение строительных компаний в новые жилые дома и соцсферу. Муниципальный бюджет за 3 года собирается выделить на развитие города всего 659 млн. руб.

  • В 2014 г. Фобос достроит 14-20 секции Угрешской 32, в 2015 г. – РегионИнвест достроит дом на Бондарева, а в 2016 г. Стройсоюз дом на месте горы Шанхай. В итоге появится 100 тыс. кв.м. жилья, эквивалентные 4-5 тыс. новых жителей. Смущает, что все дома, отмеченные в программе уже находятся в разной степени готовности и новых строек не запланировано. Это сознательнее скрытие информации или действительно авторы дальше трех домов не могут запланировать ничего.

  • В 2014 г. за городской бюджет будет построен дополнительный корпус на 120 мест (вероятно речь идет за пристройку к детсаду №9) за 90 млн. руб. А в 2015 г. Фобос пообещал построить детсад на 240 мест за 408 млн. руб!

  • В 2016 г. опять же Фобос обещал построить за 900 млн. руб. только старшую школу на 1000 мест. Получается что гигантский дом по ул.Угрешской 32 к 2015 г. с 20 подъездами и 10000 жителями будет уже стоять, но детсад и школа, которых явно недостаточно построены не будут.

  • В 2015 г. обещают построить ФОК на стадионе «Орбита» стоимостью 150 млн. руб. почти исключительно за счет областного бюджета.

  • Целый 1 млн. руб. потратят на помощь в натуральном виде незащищенным группам граждан.

  • За 3 года обещают выдать 15 сертификатов молодым семьям на приобретение жилья. Средний размер сертификата 3,4 млн. руб. – разве за эти деньги в Дзержинском можно купить что-то большее, чем комната, а тем более в далеком 2016 г.?

  • Более 1 млрд. руб. в основном из областного бюджета обещают потратить на некие госгарантии оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Если я правильно понял то по 340 млн. руб. обещают ежегодно финансировать горбольницу.

  • Обещают расселить дом №31 по ул. Овиновка – где там такой? И четырехэтажный дом на Бондарева д.2. в 2014-2015 гг. Расселение последнего обойдется в 425 млн. рубю – большие деньги. А как же руинированные дома на пл. Св. Николая – их расселения нет ни за чей счет. Вспомним, что в городе же нет аварийного жилья.

  • Опять обещан нам завод по производству систем монолитного строительства и все, никаких более индустриальных проектов. Да и проекту этого завода уже не один год.

  • Малому бизнесу серьезно помогут. На развитие его инфраструктуры выделят аж 250 тыс. руб.

  • Обещано строительство не менее 500 кв. м. объектов торговли, только не сказано где. Страшных ангаров небезызвестного владельца ТД Региона и прочих магазинов добавится.

  • На повышение энергетической эффективности будет потрачено 44,4 млн. руб., правда из непонятных внебюджетных источников.

  • В 2015-2016 гг. обещана очередная реконструкция биологических очистных сооружений (за 400,5 млн. руб.) преимущественно за внебюдженые источники и деньги областного и федерального бюджетов – сомнительно как-то.

  • В среднем на 25 млн. руб. ежегодно обещают проводить работы по благоустройству города, заключающиеся преимущественно в ремонте. Прискорбно, но ни одного нового парка, бульвара, пешеходной зоны нам не обещано.

  • В 2014 г. 10 млн. руб. будет потрачено на Многофункциональный центр – надеюсь не зря, т.к. учреждение нужное.

  • Еще 20 млн. потратят на охрану муниципальных учреждений (вот эти траты в развитом мире совершенно лишние), но не в Дзержинском. Еще 1 млн. потратят на монтаж систем видеонаблюдения за объектами муниципальной собственности (зачем). А на видеокамеры на аварийных участках дорог еще 750 тыс. руб.

  • И самое последнее-  1,3 млн. руб. равномерно за 3 года городской бюджет собирается потратить на организацию детского автогородка.


Итого:
- Программа конечно выполнима.
- К 2016 г. в Дзержинском появится еще 3 жилых дома, 5000 жителей, полтора детсада, половина школы, завод и некий детский автогородок и из нового все.
- Ни здания горадминистрации, ни ДК «Вертикаль», ни технопарка, ни просто парка, ни гостиниц, ни бульваров, ни новых автодорог, ни одного парковочного места, ни метро, ни чистой воды в кране, ни ровных тротуаров – ничего – печально.
- Программа развития не имеет ярких проектов, сложных задач, в ней нет места действительно многопланового развития потенциалов города. С такой программой не реализуется ни Генеральный план, ни Стратегический план развития города до 2020 г. Обвинить в некомпетентности или желании скрыть что-либо авторов было бы слишком очевидным, но неверным результатом прочтения программы.
На мой взгляд, не столько авторы виновны в том, что программа это не социально-экономического развития, а социально-экономного выживания, сколько сложившаяся практика межбюджетных отношений, когда нашему городу остаются самые сложные и плохособираемые налоги и то их постепенно отбирают. К сожалению, Дзержинский несмотря на то, что имеет хорошую налоговую базу, планово загибается как муниципальное образование.

Нужны новые источники доходов – подскажу. Это безответственные горожане и организации. Зарплаты в городе растут, а гражданской ответственности не прибавляется. На улицах города стоят неправильно припаркованные автомобили. Есть масса камер видеонаблюдения. Так начните же безбожно штрафовать за брошенные на тротуарах, газонах авто и собирайте штрафы в городской бюджет. Это же Клондайк, миллионы и миллионы рублей. А владельцы автомобилей не обломятся. Или начнут думать, где правильно парковать машины, создавать кооперативы по строительству гаражных комплексов и т.п. (в Белгороде эту проблему решили) или будут платить. Раз уж народ начал себе массово позволять делать дорогостоящие покупки (в виде машин), то должен делиться доходами с городом, который будет тратить эти деньги на повышение качества городской среды.

В конце концов, главная проблема нашего города в том, что горожане не привыкли нести ответственность за место своего проживания и относятся к нему по-потребительски, а надо по-хозяйски. И без смены отношения требования к наличию качественной программы развития – пусты.

Почитать Программу можно здесь

Comments

me_frai
Oct. 30th, 2013 08:07 pm (UTC)
Хороший пост. К сожалению, в той или иной степени применим ко многим городам нашей страны.

Текущий месяц

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Page Summary

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner