Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:

«Санкт-Петербург. Образы пространства» (Г.Каганов)

Скоро ждет меня встреча с городом на Неве, который при каждой поездке открывает все новые стороны и оставляет места для следующих посещений. При этом чувствую себя обязанным готовиться к каждой встрече с Петербургом и в этот раз прочел книгу Г.Каганова «Санкт-Петербург. Образы пространства».
Книга повествует об эволюции художественного изображения города, прежде всего объемов его пространства и эволюции характера города и его жителей. Автор выдвигает тезис, что наилучшим способом понять каким был город в таком-то году – обратиться к полотнам, ибо художники,  пропустив через себя идеи своего века показывали пространство с той позиции, которая была актуально именно тогда.
От пустынного города на берегах Невы мы за страницей к странице переходим к городу-триумфу, городу-мифу и городу-мечте Петра I, в котором за величественными европейскими фасадами скрывался подлинно русский город. Потом барокко, классицизм, ампир, эклектика… Менялся мир, а за ним и город и художники, его изображавшие. В итоги полотна то наполняются людьми, то они пропадают, то пространство подавляет, то наоборот говорит об уюте, оно то печально, то торжественно. Крайне любопытны параллели между изменением женской моды и изображением пространства города – женское платье становилось более свободным (ампир, 1920-е гг.), городские пейзажи изображались более легковесными, платья утяжелялись (1850-е гг.), пространство тоже наполнялось….

Книга крайне любопытна до 1950 г., но послевоенная его история в изобразительном искусстве дана как-то весьма коряво и фрагментарно. Складывается ощущение, что в 1950-80-е гг. Ленинград рисовало лишь несколько сугубо абстрактных и депрессивных художников. А после 1980-х гг. его вообще не изображали. Иной слабостью книги является полное отсутствие в ней рассказа о пространстве города вне исторического центра, нет 4/5 территории города, нет моря, нет пригородов. При всей ориентированности Питера на его исторический центр совершенно неверно только говорить о нем и умалчивать об остальном городе.

В сухом остатке, мой культурный базис наполнился несколькими фамилиями художников и их картин, несколькими ракурсами видов города и историей как идет эволюция города и его восприятие. 
Tags: Санкт-Петербург, история, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments