?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Судьба Севастополя как никакого другого русского города полна роковых событий, имеющих масштабные последствия. Так в ней нашлось место и открытию миру первой величины отечественной литературы - графа Льва Толстого. После публикации «Севастопольских рассказов» общественность узнала нового писателя, а мы, знакомясь с Севастополем, благодаря авторитету Толстого, не можем не пройти стороной это произведение. А его надо обязательно прочитать.
Да оно очень мрачное, тяжелое, но оно про одно из самых трагичных событий отечественной истории – первую оборону Севастополя 1854-55 гг., из которой каждому надо сделать свои выводы. Это сейчас воспринимается как норма запись непрофессионального видео на ютубе или сводка в блоге с места боев в Донбассе, а тогда Толстой полагаю совершил просто революцию в литературе, подавая как бесстрастный репортер очерки катастрофы. В «Севастопольских рассказах» леденящий душу документализм сочетается с авторским восприятием события, раскрытием коллективного бессознательного русского воинства и глубоким гуманизмом. Стоит учитывать, что Толстому было всего 27-мь лет, когда он написал рассказы. Что и говорить – талант.
Пожалуй, не стоит писать сочинения по поводу прочтения рассказов, за 15 лет их уже разучился писать, но задуматься стоит над тем, что нам сказал Толстой. Быть может, буду банален, но трагедия защитников Севастополя и города как такового для него закрыта во внутренних проблемах русского общества – казнокрадство, сословность, высокомерие, хаос в управлении, отсутствие инфраструктуры, жуткая антисанитария и многое другие внешние и внутренние качества российского общества. Героизм на их фоне обесценивает победу, если она даже и возможна. По Толстому Севастополь был приносится в жертву ради вразумления общества. И действительно после Крымской войны произошел колоссальный общественный подъем, ибо так дальше жить было нельзя. Да – Севастополь и Толстой изменили Россию!

P.S. Появилась большая мечта-цель - перечитать «Севастопольские рассказы» на Малаховом кургане. И вообще чем больше читаешь про Севастополь, тем понимаешь, что он как Иерусалим – небольшая территория полная сакральности. И наверно если ехать в "священный город", то не меньше чем на пару недель.

Comments

farfareaster
Sep. 26th, 2014 12:59 am (UTC)
У меня было резко отрицательное восприятие "Севастопольских рассказов", поскольку основной месседж произведения, который я воспринял, это пацифизм. Мне понятен пацифизм Ремарка "На западном фронте без перемен", но пацифизм в условиях осады Севастополя? Это не та ситуация, когда у тебя есть выбор. Я первоначально понял это, как некую издевку над общественным мнением, которое тогда абсолютно героизировало защитников Севастополя, своего рода "троллинг". Писателя можно понять, он был молод, дерзок и, наверняка, мечтал о славе. Потом, когда я читал, разбираясь с этим, я нашёл похожие мысли о Толстом у Мережковского и у исследователя Лесскиса: "три севастопольских рассказа хотя и "объединены единством темы", тем не менее "не образуют целостного повествования. Одна и та же тема развернута в каждом рассказе по-своему, в разных нравственных пространствах. Особенно очевидна противопоставленность второго рассказа первому и третьему <...>. Вернее будет сказать, что эти три рассказа образуют уникальный в жанровом отношении триптих, в котором каждая часть может рассматриваться и как вполне законченное отдельное произведение, и в связи с двумя другими. В последнем случае — при рассмотрении триптиха в целом — темой его следует признать не героическую оборону Севастополя (что было бы очевидно, скажем, при прочтении одного первого рассказа), а антиномию: "патриотизм / гуманность", раскрытую на материале защиты Севастополя (да и патриотическая тема раскрыта в третьем рассказе иначе, чем в первом)".

Ещё интересная деталь о Толстом и Севастополе, отрывок из книги "Святой против Льва": "Толстой "умирал" тяжело. Между физическими муками (со спазмами, с задыханиями, с перебоями сердца, с инъекциями то морфия, то камфары) он испытывал то, что называется смертной тоской. "Он не жалуется никогда, но тоскует и мечется ужасно", – пишет Софья Андреевна. Он потерял чувство времени. В бреду ему привиделся горящий Севастополь."

То есть даже в предсмертном бреду он видел Севастополь!, это говорит о том, какую роль играл он в его жизни.

Edited at 2014-09-26 01:02 am (UTC)
mingitau
Sep. 26th, 2014 03:04 pm (UTC)
спасибо за развернутый комментарий. Я не настолько глубоко погрузился в тему Толстой и Севастополь, чтобы рассуждать как Вы. Могу лишь предположить, что тот ужас, что он там увидел, не мог не наложить отпечаток на всю его судьбу.
farfareaster
Sep. 27th, 2014 01:31 am (UTC)
Да накипело что-то) Несколько раз с кем-то спорил по поводу Толстого, пришлось разбираться с вопросом)

Мне, кстати, очень понравилась идея, на которую я набрёл в вашем блоге, читать книги о тех местах, которые в данный момент посещаешь. От этого появляется замечательное ощущение какой-то сопричастности к этим местам, они перестают быть чужими что ли, замечаешь больше деталей, ну и узнаешь, конечно, много нового и интересного. Я так на Байкал съездил, читая пьесы Вампилова, историю Забайкалья и очерки Валентина Распутина. Про Распутина я как раз в вашем блоге и прочитал. Гугл как-то вывел случайно.

Текущий месяц

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Page Summary

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner