Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Подмосковные зайцы

Воскресным утром сонная электричка катилась сквозь осенний туман по Мещёре. Я читал в «Отечественных записках» статью Плюснина об отходниках. Вокруг сидели эти самые отходники. Одни спали в наушниках. (Болезнь сейчас общественная такая вставить капельки наушников в транспорте, включить погромче музыку, отгородиться от людей… и заснуть. Интересно, как мозг спит с условиях такого звукового насилия над ним?) Другие активно покупали перчатки, носки и прочие товары, что предлагали торговцы в проходах. Кто-то гадал сканворды. Впрочем, картина обычной подмосковной электрички. И тут как ураган пронесся по вагону. От трети до половины пассажиров встали и направились в одну сторону. Я уж подумал, что мы подъезжаем к Шатуре, но оказалось все более прозаично – зашли контроллеры. Аутисты очнулись, покупатели встрепенулись, разложили по сиденьям свои вещи и ринулись к противоположному тамбуру. Остались на местах, вероятно, льготники с карточками и немногочисленные сознательные пассажиры. А зайцы закрылись в тамбуре и стали дожидаться остановки. Контроллеры на них не реагировали, а спокойно проверяли карточки льготников и билеты. Наступила станция и сквозь туман за окнами пронеслась толпа, осела в тамбуре, дождалась пока контроллеры не уйдут из вагона и снова разошлась по своим местам, погрузившись в наушники или сканворды. Электричка поехала дальше как ни в чем не бывало. Обычная картина. Да, обычная…
 И одновременно картина глубокого морального упадка населения Подмосковья. Давайте приблизительно подсчитаем. Большая часть зашла в электричку до Люберец и вышла в Куровской или Шатуре, то есть должна была заплатить за проезд от 100 до 170 рублей. Внешний вид «зайцев» - в большинстве своем молодые и средневозрастные, обоего пола. Минимум подростков, пожилых, неславян. То есть самое что ни на есть коренное население области. Размер дохода таковых от 50-70 тыс. руб./мес. в Москве и ближнем Замкадье, до 25-40 тыс. в средне-дальнем Подмосковье.

Итого одна поездка на электричку составляет в среднем 1/200 – 1/400 от ежемесячного дохода – сумма небольшая. Судя по тому, как спокойно «зайцы» покупали товары за несколько минут до появления контроллеров, покупательская способность вполне присутствует и на суммы более значительные, чем стоимость билета.
А это означает одно – большинство «зайцев» имеет возможности, но не платит. Транспорт воспринимается как общественное бесплатное благо, за которое можно не платить, а вот три пары перчаток для себя вполне можно купить. Вижу в этом духовное гниение подмосковного населения. Инфантилизм контроллеров, вероятно, связан с отсутствием рецептов у РЖД по борьбе с данным явлением. И возможно ли бороться?! Как вариант на длинном перегоне контроллеры с охраной неожиданно блокируют один из вагонов с обеих сторон и поголовно нещадно штрафуют. Получается игра в рулетку – попадешься или нет. Раньше массово платили по 10-20 рублей на лапу, чтобы не платить штраф, сейчас такого не замечаю. Будет ли протест – да, возможен ибо «зайцев» много. Иные методы борьбы?! Врачевание душ. Сколько должно пройти лет, чтобы начали понимать, что платить надо! А так РЖД проще плакаться, просить денег у региональных бюджетов и отменять электрички в регионах. Впрочем, проблема иждивенчества в нашем обществе не РЖД придумана и не на ней только замыкается. Все, увы, намного масштабней.

Признаюсь, что в 2001 году тоже несколько раз был «зайцем». Тогда первокурсником поездка из Сатино в Москву составляла значительную часть стипендии в 500 руб. Покупал билет от Балабаново не до Москвы, а ближе, например, до Наро-Фоминска и несколько раз прогадывал, т.к. шли контроллеры. Но мне сдается, что тогда а) «зайцев» было меньше и это были преимущественно студенты, б) уровень жизни был массово ниже. Сейчас доходы многократно выросли, но и явление стало масштабнее.
Дабы рассуждения были подтверждены цифрами покопался в статистике. В 2001 г. средняя зарплата в Московской области была 2269 руб., а 1 тарифная зона на электричке стоила 3,2 руб. Сейчас (1-ое полугодье 2014 г.) средняя зарплата 37811 руб., а тарифная зона 17,5 руб. Соответственно в 2001 г. на 1 зарплату можно было проехать 709 раз, а сейчас 2161 раз, т.е. доступность поездки в электричке увеличилась более чем в 3 раза!

Tags: Московская область, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments