?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Подмосковные зайцы

Воскресным утром сонная электричка катилась сквозь осенний туман по Мещёре. Я читал в «Отечественных записках» статью Плюснина об отходниках. Вокруг сидели эти самые отходники. Одни спали в наушниках. (Болезнь сейчас общественная такая вставить капельки наушников в транспорте, включить погромче музыку, отгородиться от людей… и заснуть. Интересно, как мозг спит с условиях такого звукового насилия над ним?) Другие активно покупали перчатки, носки и прочие товары, что предлагали торговцы в проходах. Кто-то гадал сканворды. Впрочем, картина обычной подмосковной электрички. И тут как ураган пронесся по вагону. От трети до половины пассажиров встали и направились в одну сторону. Я уж подумал, что мы подъезжаем к Шатуре, но оказалось все более прозаично – зашли контроллеры. Аутисты очнулись, покупатели встрепенулись, разложили по сиденьям свои вещи и ринулись к противоположному тамбуру. Остались на местах, вероятно, льготники с карточками и немногочисленные сознательные пассажиры. А зайцы закрылись в тамбуре и стали дожидаться остановки. Контроллеры на них не реагировали, а спокойно проверяли карточки льготников и билеты. Наступила станция и сквозь туман за окнами пронеслась толпа, осела в тамбуре, дождалась пока контроллеры не уйдут из вагона и снова разошлась по своим местам, погрузившись в наушники или сканворды. Электричка поехала дальше как ни в чем не бывало. Обычная картина. Да, обычная…
 И одновременно картина глубокого морального упадка населения Подмосковья. Давайте приблизительно подсчитаем. Большая часть зашла в электричку до Люберец и вышла в Куровской или Шатуре, то есть должна была заплатить за проезд от 100 до 170 рублей. Внешний вид «зайцев» - в большинстве своем молодые и средневозрастные, обоего пола. Минимум подростков, пожилых, неславян. То есть самое что ни на есть коренное население области. Размер дохода таковых от 50-70 тыс. руб./мес. в Москве и ближнем Замкадье, до 25-40 тыс. в средне-дальнем Подмосковье.

Итого одна поездка на электричку составляет в среднем 1/200 – 1/400 от ежемесячного дохода – сумма небольшая. Судя по тому, как спокойно «зайцы» покупали товары за несколько минут до появления контроллеров, покупательская способность вполне присутствует и на суммы более значительные, чем стоимость билета.
А это означает одно – большинство «зайцев» имеет возможности, но не платит. Транспорт воспринимается как общественное бесплатное благо, за которое можно не платить, а вот три пары перчаток для себя вполне можно купить. Вижу в этом духовное гниение подмосковного населения. Инфантилизм контроллеров, вероятно, связан с отсутствием рецептов у РЖД по борьбе с данным явлением. И возможно ли бороться?! Как вариант на длинном перегоне контроллеры с охраной неожиданно блокируют один из вагонов с обеих сторон и поголовно нещадно штрафуют. Получается игра в рулетку – попадешься или нет. Раньше массово платили по 10-20 рублей на лапу, чтобы не платить штраф, сейчас такого не замечаю. Будет ли протест – да, возможен ибо «зайцев» много. Иные методы борьбы?! Врачевание душ. Сколько должно пройти лет, чтобы начали понимать, что платить надо! А так РЖД проще плакаться, просить денег у региональных бюджетов и отменять электрички в регионах. Впрочем, проблема иждивенчества в нашем обществе не РЖД придумана и не на ней только замыкается. Все, увы, намного масштабней.

Признаюсь, что в 2001 году тоже несколько раз был «зайцем». Тогда первокурсником поездка из Сатино в Москву составляла значительную часть стипендии в 500 руб. Покупал билет от Балабаново не до Москвы, а ближе, например, до Наро-Фоминска и несколько раз прогадывал, т.к. шли контроллеры. Но мне сдается, что тогда а) «зайцев» было меньше и это были преимущественно студенты, б) уровень жизни был массово ниже. Сейчас доходы многократно выросли, но и явление стало масштабнее.
Дабы рассуждения были подтверждены цифрами покопался в статистике. В 2001 г. средняя зарплата в Московской области была 2269 руб., а 1 тарифная зона на электричке стоила 3,2 руб. Сейчас (1-ое полугодье 2014 г.) средняя зарплата 37811 руб., а тарифная зона 17,5 руб. Соответственно в 2001 г. на 1 зарплату можно было проехать 709 раз, а сейчас 2161 раз, т.е. доступность поездки в электричке увеличилась более чем в 3 раза!

Текущий месяц

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner