?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прочел следующий том библиотеки ярославской семьи, посвященный храма и монастырям Ярославля. Впечатления от прочтения – также добротно, лаконично, содержательно и интересно написано, как и предыдущие тома. Отражены все 4 монастыря города и основные его храмы. М.б. не хватает карты с расположением храмов, но это не умоляет достоинств книги.

img1


Ее чтение навело на следующие мысли о воцерковленности общества.
«Золотой век» Ярославля пришелся на середину-вторую половину XVII в. В это время в городе при митрополите Ионе Сысоевиче было построено около 50 каменных храмов, который вдоль берегов Волги и Которосли явно создавал ансамбли храмов и колоколен. И не просто каких-либо храмов, а подлинных шедевров архитектуры и искусства, каждый из которых может быть и сейчас украшение города любого уровня. Основная масса храмов – приходские. Каждый приход, как территориальная единица старался построить летний крупный пятикупольный храм и зимний однокупольный по-меньше, а также колокольню. Это некая классическая конфигурация приходского ансамбля. В Ярославле со слободами в середине XVII в. жило не более 30-40 тыс. человек и, исходя из числа храмов, было не менее 30 приходов, т.е. 1 приход на 1 тыс. человек. И этот приход в среднем за пять-семь лет строил красивый и обширный храм, способный вместить все население прихода! Исключая многочисленных детей, неработающих жен и немощных фактически храм строился приходской общиной в 100-200 человек, часто за вклады 2-3 купцов. Какие бы купцы не были обеспеченные (получается, что ярославцы в массе своей были тогда сравнительно более богатыми чем ныне) масштаб строительства свидетельствует о фантастически большом вовлечении средств в дело храмоздательства. Не удивлюсь, если абсолютное большинство ярославцев в те годы большую часть своего дохода вкладывали в строительство и украшение храмов. Что является лучшим свидетельством тотальной и подлинной воцерковленности ярославцев в XVII в., которая является образцом для современности. А какова современность?

Современный Ярославль – население 600 тыс. чел или в 20 раз больше, чем в 350 лет назад. Большая часть населения проживает в микрорайонах, построенных во второй половине ХХ в. вне пешей доступности от исторического центра города. 25 лет в стране существует свобода вероисповедания. Но активного приходского строительства в Ярославле нет. На весь 200-тысячный район Брагино одна небольшая церквушка при недостроенном соборе, в Заволжье, где живет 150 тыс. чел вообще нет храма, кроме как на окраине старинная Яковлевская церковь. Аналогично и на Юго-Западе Ярославля, где на 100 тыс. чел. также стоит небольшой древний Крестобогородский храм, оставшийся от поглощенного городом села Кресты. За 25 лет 500 тыс. ярославцев, живущих вне приходов не построили ни одного храма! Что сталось с ярославским народцем?!
Средняя зарплата в Ярославле ок. 35 тыс. руб., занятых в экономике города 200 тыс. чел. В Ярославле 80% называют себя православными. Если бы каждый от своей зарплаты как положено отдавал бы десятину церкви, то получилось бы 35/10*12*200*0,8=6,7 млрд. руб! Оставив на нужны церкви часть этой суммы, на остальные можно было бы обеспечить в течении пяти лет каждый микрорайон Ярославля храмом по качеству не уступающим храмам XVII в. Но ярославцы как и прочие жители Святой Руси, называя себя православными, молятся больше Маммоне и несут деньги в «храмы лукавого» - торгово-развлекательные центры, которые очень активно строятся по районам города.
На весь Ярославль нашелся только один подлинный купец – Василий Тырышкин, не самый богатый человек в городе, который за свой счет воссоздал Успенский кафедральный собор и продолжает его украшать. А где остальные?! Ведь еще столько поруганных храмов стоит в Ярославле обезглавленных. Но, один олигарх пытается построить высотный жилой комплекс возле уникального храмового комплекса Николы Мокрого, завод другого олигарха до сих пор со всех сторон окружает подлинный шедевр Храм Иоанна Предтечи в Толчкове. А не слабо страшный завод красок подальше от города и благоустроить окрестности храма, который есть в кармане почти каждого жителя страны? К слову, картину, которую мы видим на 1000-рублевой купюре, сейчас увидеть нельзя, ибо точка съемки храма находится на территории лакокрасочного завода.

В Москве, где воцерковленность повыше, равно как и достаток, попытались было обеспечить микрорайоны города храмами. Программа «200 храмов Москвы» запущена аж в 2009 г. и с тех пор построено 18 храмов с учетом активной лоббистской позиции Московской городской епархией по поиску спонсоров среди компаний. За деньги только прихожан не построили бы и 18-ти. Получается, что богатейшая 12-тимиллионная Москва с современными технологиями строительства только стремится достигнуть уровня приходского строительства 30-титысячного Ярославля XVII в., правда тоже обеспеченного. Но уровень сосредоточенности ресурсов тогда и сейчас, несмотря на масштаб национальных экономик несоразмерим, современная Москва, конечно, намного богаче Ярославля XVII в..
И это в Москве, где 7 млн. занятого населения имеют в среднем 65 тыс. руб. в месяц (а реально больше) и должны при 70%-ной соотнесенности себя с православными по чести выделять церкви для жизни 65/10*12*7000*0,7=382 млрд. руб. в год. При средней стоимости строительства приходского храма в 150-200 млн. руб. можно было бы выполнить программу 1000 храмов ежегодно. Только откуда столько строителей взять? Но ярославцы же строили в свое время самостоятельно. Однако в Москве наоборот клерикально настроенные жители выходят на митинги против строительства храмов, которые дескать лишают их зеленых насаждений. В ответ я бы предложил каждому из московских снобов убрать свою машины с газонов и тротуаров, авось воздуха свежего станет больше.

Таков и родной Георгиевск, где есть всего два небольших храма и уже 20 лет 70-титысячный город не может построить собор Георгия Победоносца. В последние годы при епископе Гедеоне стройка пошла, но она же идет не на пожертвования прихода. А ведь георгиевцы с их средней зарплатой в 20 тыс. рублей должны бы церкви ежегодно отдавать 600 млн. рублей. Давно бы уже храм достроили.

Поэтому смотришь на храмы Ярославля и диву даешься, как это жители слободы кожевенников Толчково в один год завершили постройку храма Иоанна Предтечи и Федоровского собора. Жители одного прихода одной слободы за несколько лет создали два памятника архитектуры мирового значения, которые впечатляют не меньше чем собор Сан-Марко в Венеции или Сиенский собор в Сиене. Какие же были люди!!!

Comments

albokarev
Feb. 20th, 2015 10:57 pm (UTC)
При том, что с выводами согласен, к цифрам не могу не придраться.
Реальное строительство по программе "200 храмов" началось в 2011, с тех пор в той или иной форме отстроено порядка 50 церквей - другое дело, что многие, это времянки.
В целом же, без программы, в Москве с 2011 начато строительство как минимум 87 церквей и часовен: http://temples.ru/card_hron.php?CentureID=30&TreeID=41
а за период 2008-2010 - 58.
В Ярославле XVII века темпы строительства во многом упирались в возможности артелей, они с храма на храм переходили, одновременного строительства сразу десятка зданий не было. Тут нагляднее сравнить Ярославль 1670-х с любым современным городом советской постройки под 50 тысяч жителей - вряд ли где хотя бы пять новопостроенных приходских церквей наберется.
mingitau
Feb. 22nd, 2015 05:04 pm (UTC)
Спасибо за комментарий.
Информацию о 200 храмах брал с офсайта программы. Там сказано - построено 18 храмов, еще строится на разных этапах (от проекта до отделки 50 храмов). И программа принята в 2010 г.
Вполне возможно, что одновременно в Москве строились и восстанавливались из руин храмы вне программы, но восставленные скорее в центре Москвы, где нет особых проблем с храмом в пешей доступности. А приходских в микрорайонах Москвы строится относительно немного и работа идет только после добровольно-принудительного привлечения крупных компаний к финансированию строительства.
Большинство из построенных церквей возле будущих храмов мало похожи на шедевры архитектуры, тогда как в Ярославле строили солидно и на века.
С другой стороны соглашусь с Вами, что пожалуй Москва не лучший пример для сравнения. Поэтому я провел параллели с современным Ярославлем и родным Георгиевском.
Нынешний Ярославль нового времени - это Ханты-Мансийск. Если верить уважаемому мною ресурсу temples.ru, то в Ханты-Мансийске в начале 2000-х гг. построили большой кафедральный собор, пару маленьких церквушек и воссоздали церковь в Самарове. С 2005 г. населения Ханты-Мансийска увеличилось почти в 2 раза, а новых храмов не появилось.

Текущий месяц

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Page Summary

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner