?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера закончилось мое преподавание в РХТУ. И я впервые в жизни принимал экзамены у студентов самостоятельно. Имея некоторые устаревшие взгляды на сдачу экзаменов, я в отличие от большинства преподавателей родного вуза не поставил поголовно всем автоматы, а довел дело до экзамена хотя бы для части студентов. И очень доволен ими. РХТУ мне точно будет не хватать, т.к. субботние занятия в последние три месяца были чуть ли не самыми приятными явлениями в моей жизни.

Подробнее

Каюсь и признаюсь, что за три месяца мое восприятие РХТУ значительно эволюционировало. Если изначально меня действительно сильно впечатлила обстановка и некоторая пассивность студентов (но это была моя первая лекция – на которой надо рассказывать даже с мое точки зрения самые скучные вводные теоретические вещи и историю развития науки). Оттого их реакция вполне оправдана и я признателен им за то, что они не уходили со скучных лекций прямо с середины и демонстративно, как привыкли делать мгушники.
Однако далее, мне кажется, мы нашли некую общую устраивающую форму сосуществования. И занятия и для меня стали интересней.
Мои выводы о своем ведении лекций следующие.
1. Сперва были большие проблемы с планированием времени, т.к. я боялся, что мне будет нечего рассказывать 2 лекции подряд, но я скоро понял, что моих знаний вполне хватит рассказывать и гораздо большее время.
2. И встала проблема с упорядочиванием материала, выделением главного, расстановкой тезисов и с этой проблемой я справился где-то на 60 баллов. Действительно читать лекции оказалось с педагогической точки зрения гораздо сложней, чем я предполагал. Придется работать над умением вести лекцию.
3. Считая необходимым насыщать лекции демонстративным материалов, считаю, что иногда я перебирал с этим. Все-таки надо делать полноценные презентации с наглядной визуализацией, но не пересыщать ей лекции. Т.к. сейчас понимаю, что многие существенные вещи я так и не успел рассказать.
4. Будучи заражен некоторым мгушным снобизмом, у меня не всегда удавалось уйти от него, и я не всегда давал высказаться своим студентам. Т.е. не всегда получалась полноценная дискуссия. И надо будет на будущее стараться лучше модерировать обсуждение проблемы. Сейчас я осознаю, что дав слово студенту я сам (как студент) не успею выговориться, принести «знание в массы». Вместе с тем меня группа ПР-51 порадовала своим трезвыми суждениями по разбираемыми нами проблемами.
5. Необходимость готовиться к лекциям увеличили мою самодисциплину. Желание дать самые свежие данные определяло потребность к информационной подготовке к каждому занятию, однако не всегда я четко прописывал структуру лекции – это приходит со временем.
Да, к концу занятий я понял, что в РХТУ главное не оболочка, в которой происходит обучение, а сами студенты, которые показали себя вполне самостоятельными, культурными и приятными в общении людьми. Спасибо им!

Вчера, при нашей последней встрече я попросил оценить мою работу и получил вот такое письмо (орфография сохранена)

Коллективное письмо
К..ву В. П.
От группы ПР-51
Уважаемый, В.П., наконец-то и мы можем Вас оценивать:
Знание предмета – тут мы все ставим Вам 100 баллов.
Умение поддерживать интерес к предмету – творческий подход бесценен, клипы и фото были очень интересными, но на первой лекции, на которой мы в отличие от студентов географического факультета МГУ к фамилиям наиизвестнейших специалистов показалась нам скучной и безрадостной. Итого – 90 баллов.
Толерантность к студенту – несмотря на то, что на первой лекции вы сообщили, что мы можем не посещать, вы принуждали делать это. 95 баллов.
Культура речи – к речи претензий не имеем но структура лекции должна быть четче. Пожалуйста выделяйте главные моменты. Очень сложно везде есть главное в общем.
И пожалуйста относитесь к нашему Университету с уважением. Понятно, что у каждого свое мнение, но все равно обидно слышать такое о родных палатах.
В общем, мы довольны.
Спасибо за лекции.

Комментарии по оценкам выше. Что касается самого Университета – то после экзамена Сергей Шолохов провел меня по главному зданию РХТУ. Фойе («аквариум» и фойе перед Малым актовым залом) вполне впечатляют – отдает фундаментальностью, хотя как-то все более блекло. Само здание, аудитории, переходы, трубы, лаборатории – это некий мир со своей неповторимой индустриальной атмосферой. Если учебные лаборатории университета полностью переведут в Тушино, то я эту территорию я объявил бы государственным памятником советской химии и индустриализации. Некоторые виды из окон – настоящий промышленный ландшафт, поэтому сочетание науки, образования и производства – крайне занятное и может служить основой создания на месте РХТУ культурно-музейного центра.

Размышления об оценки своей деятельности в РХТУ привели к разговору про МГУ. Сейчас я все четче понимаю, что геофак МГУ, да и Университет в целом – это только бренд, ширма, да которой идет активный процесс разложения высшего образования, как формы просвещения населения. Повышающийся уровень достатка студентов, ведет к снижению их культурного уровня и повышению запросов в свободе действия в университете. Т.е. растет потребность в халяве и безболезненном получении диплома через 5 лет. То же самое происходит и преподавателями, которые в основной своей массе также не стремятся сохранять качество образования, переходить на западные формы (дискуссионно ориентированное) чтения лекции и активно кормят студентов халявой, не готовятся на должном уровне к лекциям. Как итог образование превращается в обоюдный фарс – преподаватели читают наименее затратные в подготовке лекции, студенты присутствуют на них, не требуя активно замены количественно-механистического похода на качественный. В итоге не то, чтобы выпускники геофака, а многие старшекурсники не помнят то, что им читается в продолжающемся семестре. Содержание лекций никого не беспокоит. Главное процесс.
При таком то преподавании, если бы в МГУ учились среднестатистические студенты, а не элита, очень быстро котировки его упали. С другой стороны и современные студенты – это снобы и циники, у которых почти отсутствует уважение к преподавателю и зданию, где они учатся. Студенты МГУ - богатое животное общество потребления, которое в отличие от западных студентов не умеет правильно пользоваться своей свободой.

…увы не все печально в моем вузе. Есть по-прежнему активная креативная среда, есть и продвинутые преподаватели, которые ведут так свои лекции, что их содержание помнится многие годы спустя, есть и студенты, которым не безразлично ради чего они учатся в МГУ. И я благодарен годам учебы в МГУ и тому что меня окружали именно таке преподаватели.

Однако при существующих тенденциях МГУ (здание ГЗ и сама система образования) может остаться прекрасным и фундаментальнейшим памятником советского высшего образования. И не войти в новый век, оказавшись вместе со страной на задворках мировой цивилизации. Количественное развитие Университета (рост числа студентов и строительство новых зданий возле бутафорной библиотеки) отнюдь не подкрепляется качественным ростом, скорее качество-то падает. Тогда как, я верю, что XXI в. – это век роста качества человеческого капитала. И в этом отношении у МГУ и Мира векторы развития противоположны!!!

Comments

millena13
Dec. 3rd, 2006 11:00 am (UTC)
А какие у тебя планы после окончания аспирантуры МГУ? Будешь и дальше преподавать?
(Anonymous)
Dec. 3rd, 2006 12:02 pm (UTC)
Владимир, спасибо вом за интересные лекции. У меня к вам только одно пожелание - если вы в дальнейшем продолжите читать лекции, то ,пожалуйста, не превращайтесь в скучного препода-работа, которому пофигу на своих студентов. Таких и так предостаточно. Я верю в вас.
Правильно говорит пословица: "встречают по одежке, провожают по уму." Первое ваше впечатление (не очень хорошее) об РХТУ сложилось при виде нашего университета, но позднее, оценив знания и способности (причем, неплохие) студентов, вы, как я понимаю, остались довольны и студентами, и самим РХТУ и ваше отношение сменилось на позитивное. Мудрецами все-таки были наши предки. :-)
drrrrrrrrr
Dec. 4th, 2006 09:15 am (UTC)
Хорошо когда люди понимают свои ошибки и не бояться публично признаться в них и исправиться.
ЗЫ:В нашем коллективном письме Вы видимо не поняли почерк, там не палаты, а пенаты, и в предложении "...Очень сложно везде есть главное в общем..."тоже что-то не то написано было:)

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner