?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На днях в Новосибирске разыгрался большой скандал связанный с постановкой в дни Великого поста некими богохульниками спектакля в главном государственном театре Сибири, порочащем Господа нашего Иисуса Христа.
Спектакль сняли, директора театра выгнали и правильно сделали, причем министр культуры высказался максимально корректно.
Вся эта история наводит на удивительные параллели с историей зарождения театра в России. Читаю в томе 5 "Библиотеки ярославской семьи" главу на Федора Волкова.
Как известно профессиональный театр в России появился в сер. 18 в. в Ярославле. Первый театр располагался в перестроенном сарая, где Волков давал спектакли. Новый вид досуга быстро обрел популярность в европеизированном Ярославле. Но через некоторое время на актером и зрителей стали нападать горожане и их бить. Один из побитых зрителей из купцов пишет письмо императрице, его подписывает ярославский воевода в котором он сетует на дремучих сограждан. К удивлению Елизавета Петровна вскоре издает указ в котором требует "комедиям во всех российских городах воспрещения не чинить". Самим же актерам императрица запрещает наряжаться в монашеские и священнические одежды, и тем более не ходить в таком виде по улицам, чтобы не оскорблять религиозных чувств.
250 лет назад при зарождении театра глава государства пояснила правила - в театре играйте, но чувств религиозных не задевайте. Как будто история ничему не учит...

Comments

agprom
Apr. 4th, 2015 10:48 pm (UTC)
Тут, как и с карикатурами Мухамеда - 99% осуждающих абсолютно "Солженицына не читал, но осуждаю".

А вскинь ссылку на указ Елизаветы Петровны. Весьма любопытно было бы прочитать, что она там пишет про оскорбление религиозных чувств.
mingitau
Apr. 6th, 2015 04:42 pm (UTC)
Ссылку на указ прислать не могу, но его содержание своими глазами прочел на странице 23 указанной мною книги. "тангейзер" не смотрел, но уже фото со спектакля веют бесовщиной.
agprom
Apr. 6th, 2015 10:24 pm (UTC)
а там списка литературы нет? Ты просто данные выходные скинь, типа, "Указ №, год, название"... (Ну я не знаю, как указы библиографируются).

А с постановкой Моссовета что делать? (фото 12+ по ссылке).
http://jcs-mossoveta.narod.ru/Photo_by_AK/2/040508_072.jpg
http://jcs-mossoveta.narod.ru/Cristall/winter2009_EK8.jpg
mingitau
Apr. 20th, 2015 03:24 pm (UTC)
не ходить на нее.
Из фото не ясно как использована религиозная символика - м.б. кощунственно, а м.б. просто глупо.
agprom
Apr. 22nd, 2015 09:01 am (UTC)
Правильно. Не нравится - не ходи.

Запрещать-то зачем шоу? Проблем у нас других нет?

Религиозная символика использована и тут и там как сценический реквизит. А уж дальше каждый сам додумывает кощунственно это или глупо.
privalovsky
Apr. 5th, 2015 01:11 pm (UTC)
Можно пойти дальше: царь Алексей Михайлович, под давлением православно настроенных групп граждан во главе с патриархом Никоном, запретил скоморохов. По этому указу скоморохов и их зрителей надлежало бить батогами, а скомороший инвентарь уничтожать.
mingitau
Apr. 6th, 2015 04:44 pm (UTC)
В скоморошестве нет ничего хорошего, прочем и большого вреда тоже нет если скоморохи не высмеивают основы православия.
agprom
Apr. 6th, 2015 10:30 pm (UTC)
Поэтому деньги, выделяемые на скоморошничество лучше прямо передать Русской православной церкви. Правда, ведь?
mingitau
Apr. 20th, 2015 03:26 pm (UTC)
Никто Русской православной церкви деньги просто так не выделяет, и тем более вряд ли кто специально финансирует скоморошество, кроме как культурного артефакта прошлого.
agprom
Apr. 22nd, 2015 09:05 am (UTC)
ну конечно не просто так РПЦ деньги выделяют :) Это мы все понимаем.

Ай, кавычки забыл поставить. Под "скоморошничество" имел в виду Театр (ну или Культуру, если еще шире).

Будет единственная верная русская православная культура. Хорошо ведь будет?
kuzh
Apr. 5th, 2015 02:41 pm (UTC)
Не ожидал от вас.
lindberg
May. 5th, 2015 08:59 am (UTC)
+1
me_frai
Apr. 7th, 2015 12:09 am (UTC)
История учит, что как были в восемнадцатом веке дремучие и невежественные люди, считающих что имеют право запрещать другим говорить и самовыражаться, так они и остались. Просто когда это не в тренде - они сидят тихо и не высовываются, потому что нет у них мужества выразить свое мнение без указания сверху.
agprom
Apr. 7th, 2015 02:03 pm (UTC)
история учит, что "дремучие и невежественные люди, считающих что имеют право запрещать другим говорить и самовыражаться" были во все времена
me_frai
Apr. 7th, 2015 05:15 pm (UTC)
Несомненно
mingitau
Apr. 20th, 2015 03:29 pm (UTC)
мне сдается, что дремучих и невежественных и тогда и сейчас достаточно, но при Алексее Михайловиче, ИМХО, общество в целом было здоровее.
Государство не может и не должно существовать без запретов. А церковь тем более основана на Законах Божьих и наказаниях за их нарушения. Самовыражение и бесовщина - разные вещи.
me_frai
Apr. 20th, 2015 04:25 pm (UTC)
То есть церковь должна быть не отделена от государства? И решать, что бесовщина, а что нет? Потому что это термин богословский, но никак не юридический
mingitau
Apr. 20th, 2015 05:56 pm (UTC)
Отчего же, Церковь должна быть отделена от Государства. Христианство родилось вне Государства и является надгосударственной религией. Вместе с тем у Государства с Церковью совпадают задачи. Посему считаю, что конкретно наше государство должно быть соработником традиционным монотеистическим религиям в России, а религиозные организации помогать государству. Конечно с приоритетом Русской Православной церкви.
Все описанное выше является моим сугубо личным мнением.
me_frai
Apr. 20th, 2015 07:48 pm (UTC)
Я согласен в целом со всеми этими положениями, но с таким их воплощением в реальной жизни, как травля деятелей искусства неграмотными фанатиками не соглашусь никогда. Я не понимаю, как истинно верующему человеку может мешать противоречащая канону театральная постановка. Тем более что действительно бездарному произведению такая истерическая реакция создает совершенно ненужную рекламу.
agprom
Apr. 22nd, 2015 09:14 am (UTC)
Даже интересно, какие задачи у государства совпадают с задачами РПЦ и не совпадают с задачами, иных групп граждан, например, марксистов-ленинистов-атеистов-агностиков-секуляристов и т.д. ну или шире "не православных"?

Текущий месяц

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner