Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:

«Архитектура промышленных предприятий города Иванова» (А.В.Снитко)

Такую книгу я давно мечтал прочитать. В далеком 2008 г. несколько дней провел в Иванове и окрестностях, рассматривая старинные текстильные фабрики и рабочие поселки при них. Очень хотелось не только смотреть, но еще и прочитать исследования профессионалов об этих сооружениях, но в книжных магазинах Иванова ничего не было по этой теме. Мы даже забрели в библиотеку местного архитектурно-строительного института, но и там нам не могли предложить ни единой книги на эту тему. И это удивительно, ибо Иваново обладает совершенно уникальной градостроительной и архитектурной средой – крупнейшего в России мануфактурного города.

Замечательно, что на Красной площади на фестивале «Книги России» встретил книгу (судя по фото) еще достаточно молодого кандидата архитектуры из Иванова – Александра Владимировича Снитко ровно по той теме, что искал ранее - «Архитектура промышленных предприятий города Иванова», монография была выпущена ивановским издательством «Референт» в 2009 г.

Исследование и порадовало меня и в чем--то разочаровало.
Сначала о положительных сторонах: книга значительно больше, чем про архитектуру текстильных предприятий Иванова. В ней есть несколько отличных и профессионально поданных сюжетов – краткая история Иванова, развитие текстильной отрасли в России, развитие градостроительной системы Иванова, влияние текстильной индустрии на социально-культурную среду города в разные периоды истории, архитектура общественных и жилых зданий Иванова и их связь с архитектурой пром. предприятий.

Каждая из глав завершается кратким обзором, который запоминается и достаточно насыщена разного рода планами предприятий.
Но вместе с тем книга требует явной доработки. Прежде всего, безобразное само издание – неудобный для чтения вне дома формат А4; иллюстрации идут совсем не по тексту, а где-то во вставках и не имеют ссылок на сам текст; масса корректорских проблем с иллюстрациями, кажется их вообще не редактировали (шрифты, размеры и т.п.); ужасные фотографии. Содержательные вопросы возникают и к самой книге – заключение – краткий пересказ содержания, а не по-настоящему заключение. Книга написана вероятно в середине 1990-х гг. И с того времени много чего изменилось. Почему бы даже в 2009 г. ее не было сделать актуальной для читателя? Да, история архитектуры XIX в. не поменялась, но рассказ более-менее о современных этапах уже иной. Умиляет статистика 1990 г. еще по Ленинграду и РСФСР, которая подается как самая свежая. Оттого явно «хромает» раздел про социо-культурное влияние текстильной промышленности на Иваново. За 20-25 лет многое изменилось – часть фабрик превратилось в руины, часть была перестроена в торговые и бизнес центры, а большинство ткачих переместилось или на погосты или на заработки в Москву. Об этом ничего. Хочется надеяться, что в новом издании книга будет выпущена в твердом переплете в формате А5, с нормальными иллюстрациями, с актуальной информацией. И станет тем пособием с которым можно в руках бродить по Иванову и впитывать его культурный код выраженный в архитектуре и градостроительстве.
От критики стоит перейти к содержательным открытиям и выводам:
1. Иваново – продукт новгородской демократии в краю владимирско-московской авторитарности. Автор связывает появление села Иванова с выселением московскими князьями из Новгорода наиболее бунтующих слоев населения в Окско-Волжское междуречье. Так появились активные люди в Ярославле и Галиче. И так среди владимирских сел появилось село Иваново, где более свободный нрав жителей способствовал развитию предпринимательства и зарождению текстильных промыслов. Соседние города и села, где московско-владимирский авторитаризм подавлял веками любое инакомыслие и коммерческое начало, как его проявление, явно проигрывали Иванову, несмотря на более выгодное положение. Например Шуя лучше была обеспечена транспортом и водными ресурсами, но осталась лишь в тени более молодого села Иванова.
2. Казанский храм на центральном Шереметевском проспекте в Иваново – единственный в России пример перестройки промышленного здания в культовое сооружение. Она была построена в 1787 г как трехэтажная набивная фабрика О.С.Сокова с характерными только для Иваново «сушильнями» на третьем этаже (помещения для сушки окрашенных путем «набивания» красок тканей). Потом в 1810 г. ее перестроили в старообрядческих храм (удивительно, что в центре промышленного села создали каменный высокий старообрядческий храм – куда Москва смотрела?!). Далее в 1903 г. опять перестроили в Троицкий храм, потом опять перестроили в 1907 г. в Казанский храм, вероятно из-за того, что в это время наоборот к старообрядцам стали по-человечески относиться. Далее, вполне логично, что в 1930-е гг. храм закрыли и сделали из него многоэтажный жилой дом, пока в 1990-е гг. освятили уже как православный храм. Буквально вчера Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в Иваново освящал новый небольшой Успенский кафедральный собор. Как по мне, из-за отсутствия собственно новодельного большого храма, именно Казанский храм заслуживает быть кафедральным города ибо его превратная история – это подлинная история Иваново. Три функции (производственная, жилая, культовая), две конфессии было у этого здания и они суть Иваново. (История храма http://pivhikbm.prihod.ru/istorija_khrama)
3. Иваново точно не случайно стал центром революции в 1905 и 1917 гг. При фабриках были т.н. «спальни» - жилые здания, где битком стояли узкие двухъярусные кровати и все. На кроватях можно было спать только на боку. Никаких иных благ не предполагалось. Поработал-поспал и опять на работу. Да, понятно отчего пролетариат тут был особо озлобленный на существовавший тогда строй.
4. Иваново – центр инноваций Советской России. Рвение ивановцев в установлении советской власти было вознаграждено особым статусом города, который в 1920-30-е гг. помимо политического веса (центр огромной Ивановской промышленной области куда в его подчинение попали такие гранды как Ярославль, Владимир и Кострома), Иваново сделали центром разного рода новаций. В 1931 г. он стал вторым городом России полностью получившим централизованное теплоснабжение (!) (Интересно, а кто первый). В 1920-30-е гг. в городе возник ряд медицинских учреждений «институтов здоровья», изучавших и сохранявших здоровье женщин-тружениц фабрик. В это же время в городе оформился собственный иваново-вознесенский архитектурный стиль, сочетавший в себе эстетику краснокирпичного стиля и конструктивизм. Город был полигоном современной архитектуры (1-ый, 2-ой рабочий поселки). В 1931 г. в нем было создано сразу несколько крупных вузов. Это было время «драйва». Это был расцвет. Почему сейчас город не осознает эти достижения своего «золотого века», которые руинируются и забыты? Ведь именно на них можно строить положительную историю города и зарабатывать и на туризме и на инвестиционной привлекательности. Ведь не всем городам в стране суждено было пережить свои золотые века, задавая всему Советском Союзу векторы развития архитектуры, индустрии, социальные стандарты жизни. В моем понимании «Золотое кольцо» - это поездка по городам, которые репрезентируют свои «золотые века». Почти у всех из них это культовые сооружения средневековья и Нового времени. А Иваново должно не гнаться за историей Владимира или Ярославля, а сохранить и показать свой «золотой век» и понять, что это лучше, чем мечтать о новом процветании.
5. Картина Иванова 1916 г. завораживает – десятки крупных многоэтажных фабрик вдоль Уводи на пространстве 10 км, вокруг многоэтажные корпуса казарм, крупных храмы и монастыри, бурная жизнь города с населением несколько сот тысяч человек. Это вам не сонные Кострома или Владимир. Очень интересно было бы прочесть художественное произведение или посмотреть фильм, действие которого происходит в Иваново в то время.
Tags: Ивановская область, архитектура, градостроительство, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments