Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Category:

Про Экоросс и не только

Заранее извиняюсь за длинное пост, просто захотелось высказать отношение к современному Экороссу и буду искренне рад если кто-нибудь дочитает до конца и выскажет свои комментарии.

По мотивам дискуссия, развернувшейся на форуме Экоросса http://forum.ecoross.ru у меня возникло желание необходимо и свои собственные мнения по этому поводу, т.к. закулисные разговоры с С.Г. Сафроновым, А.И. Алексеевым и некоторыми студентами о том, как надо преподавать на Экороссе так ни к чему конструктивному не привели.

На мой взгляд, главная проблема состоит в падении качества высшего образования. Я исхожу из того, что геофак МГУ помимо места для приятного времяпрепровождения, должен быть в первую очередь местом получение высшего академического образования и оттого должен быть образовательный процесс, научный процесс, в котором сознательно участвуют студенты и преподаватели. Они должны отдавать себе отчет в том, что это образовательное учреждение, которое помимо количественных показателей (числа дипломом о ВО), дает и человеку качественный рост (несет просветительско-миссионерскую, гуманитарную функцию). Я глубоко уверен, что в век, когда приоритетным становится качество человеческого капитала МГУ, геофак и Экоросс в частности идет по пути наращивания своих количественных показателей с явным падением качественной гуманитарно-культурологической стороны географического образования!!!
И в этом виноваты как преподаватели, так и студенты.

Сначала, о студентах – постоянно слышишь – «да, сейчас студенты не то, что ваше поколение» (начала 2000-х гг.). Новое поколение в своей основной массе - хамоватые, бескультурные гедонисты. Увеличение платности высшего образования отнюдь в нашей стране не ведет к тому, что студенты-платники и подражающие им, отдают себе отчет о том, что есть преподаватель, которого надо слушать и уважать. У нас падает культура студентов, катастрофически падает, а с ней падает и желание преподавателей что-то качественное делать, для этой безразличной снобистской чавкающей массы, которая заполняет аудиторию. Вам еще до студентов западных и тем более китайских или японских вузов расти и расти в культурном плане. Поэтому пока каждый, приходя на геофак, на Экоросс не начнет следить за своим поведением, понимать, что перед ним находится преподаватель, а не клоун, который рассказывает всякие прикольные байки – ничего не изменится.

Теперь о преподавателях. Безобразное поведение студентов является только одной из причин распространенной на Экороссе болезни по имени «халява». Неприятие жизненных стандартов и поведения студенчества большинством преподавателей выражается в пассивном отстранении от студентов. Они замыкаются на требуемых для диплома количественных показателях (читают вам столько-то лекций в неделю), тогда как качественное наполнение их страдает. Уверен, что многие из студентов не готовы к интеллигентному диалогу с преподавателями. Плюс, равно как и среди студентов, так и среди преподавателей широко распространяется тенденция к лени делать что-нибудь умное, а также эгоистическое желание сохранить это только для себя и поделиться с друзьями (и по этим двум причинам наш форум без преподавателей). Это лежит в основе того фарса, который представляют из себя наши экзамены и защита курсовых/дипломов. Да, есть такие преподаватели, подобно Натальи Васильевны Зубаревич, для которых не важно, что за студенты, а важно само имя профессора МГУ и поэтому ее лекции подготовлены в любом случае на высоком уровне. И они отвечают за материал, качество преподаваемого материала. Другие, в том числе и один из моих научных руководителей, по указанным причинам ленится готовиться постоянно к лекциям, исходя из позиции – «зачем напрягаться – ведь студентам и так все равно ничего не слушают». И отчасти он прав, хотя я в таком подходе вижу деградацию преподавателя, как культурного человека, несущего просвещение в широкие массы. Мне совершенно не по душе конформизм большинства преподавателей нашей кафедры. Надо не самоустраняться от этих «неправильных» студентов, а надо пытаться их понять, перестроиться под ногу со временем, выстраивать новые социальные связи в рамках кафедры (в том числе и виртуальные). За это не платят деньги – и проще штамповать дипломированных специалистов – согласен, но тогда стоит снять табличку «Экоросс, геофак МГУ». Девальвация этого слова-бренда идет очень активно и скоро диплом геофаковца превратится в доллар США, в бумажку – на которую все молятся, но в реальности она ничем не подкреплена. Мое мнение, на апатичность студенчества стоит отвечать не апатичностью и пассивными порывами В.Е. запустить общение со студентами, а активной продуманной общей политикой по работе со студентами. Да, я прекрасно понимаю, что студенты Экоросса, это лишь частичка (и не самая плохая) всей российской молодежи и всю молодежь, все государство не исправишь и положение на нашей кафедре (во взаимоотношения преподаватель-студент) не самое плачевное если не сказать одно из самых активных на факультете, но проявлять социальную активность преподавателям все равно надо, а не просто пересказывать друг другу на вечерних заседаниях на кафедре сплетни о личной жизни студентов.

В итоге никто не хочет менять ситуацию - она (всеобщая халява) устраивает и студентов и преподавателей. Оттого и проваливаются все попытки рефорирования (равно как и встране в целом)

И о самом преподавании. Дело не столь в конкретных личностях (которых Вы тут хвалите или журите), сколько в самих курсах.
Есть совершенно сгнившие предметы, есть наоборот те темы, которых крайне не хватает для полноценного экономико-географического образования. Должна меняться сама идеология преподавания – Кто из преподавателей делает силлобусы к своим лекциям? Как много презентаций и фактических материалов по этим лекциям находится в общем доступе? Существуют ли критерии оценки лекций и семинаров? Я признаю то, что есть ряд скучных теоретических курсов, но их надо читать, т.к. они есть основа базовых знаний, но и они должны быть насыщены наглядным структурным материалом, обеспечивающим запоминание темы, а не ее монотонное проговаривание в течение пары.
Особое внимание стоит уделять проблемно-дискуссионным курсам, которые знания из которых могут непосредственно употребляться старшекурсником или выпускников в своей работе. Как они должны читаться – обращайтесь к Виктории Расуловне или Наталье Васильевне (идея, гипотеза, наглядный материал, дискуссия – составные части современной лекции). И здесь не могу не сожалеть, что два основных базовых курса Экоросса так и остались для меня «непрослушанными». А именно геоурбанистика и районы России.
Во всем мире «геоурбанистика и районная планировка» - City planning – активно развивающееся направление с большой потребносстью специалистов в этой области. При всем уважении к Евгению Наумовичу Перцику этот курс свелся у нас к заслушиванию скачанных докладов и показу слайдов. А ведь можно создать прекрасный курс!
4-ый курс считаю вообще почти потерянным, хотя он по идее является базовым. Меня, зачитывание кафедрального учебника Маргаритой Павловной (опять же при всем уважении к ней как к человеку) совершено не радовало. Этот курс должен давать главное – ощущение пространства и разнообразия страны. Да, мне посчастливилось – я за годы обучения на Экороссе побывал почти во всех регионах России, но не все же такие фанаты гробить лучшие годы жизни на катание по стране. И им именно надо рассказывать о ее уголках, показывать. Я за регионализацию курса районов (оказаться от этих отживших свой век экономических районов) и т.к. у нас выделяется на курс районов 88 часов, то получается по часу на регион. Фактически это должен быть курс знакомства с Россией – с картой, фотографиями городов и ландшафтов региона (ради этого есть фотобанк Экоросса и я готов поделиться своей коллекцией фотографий (около 250 городов страны). Только после связки конкретного образа и точки на карте, плюс набор фактологической информации об этом образе и точке студент получит именно понятие об экономической географии России, образ России (те знания о территории, за которые го потом будут ценить на работе). Главная цель этого курса, чтобы студент мог отличить застраиваемый небоскребами центр Екатеринбурга от задыхающейся от ложной урбанизации Махачкалы и чтобы у него слово Тамбовская область рождала конкретный набор образов и знаний. Опять же вы можете меня обвинить в излишнем механицизме и отсутствии комплексности, это правда, но на 5-ой курсе Наталья Васильевна со своим курсом по новым направлением в географии России добавит вам интегральных аналитическо-синтетических знаний о России. Беда Экоросса в том, что его выпускники крайне плохо знают экономгеографическую номенклатуру и ответственность за скудность этих знаний лежит именно на курсе «Районы России». Тоже самое и по странам СНГ – насколько я знаю за последние 2 года студенты Экоросса побывали в экспедициях во всех странах СНГ (кроме Туркмении). Их фотографии и заметки могли бы содержательно дополнить рассказ лектора.

Прошу прошения за столь длинное сообщение. Просто я верю, что пока еще возможна студенческая самоорганизация (ведь сегодня собрались же), способная к выработке «Концепции развития Экоросса до 2010 г.», где были бы отражены основные рациональные идеи нашей дискуссии и принятии ее как формы общественного договора между преподавателями и студентами. Готов по мере возможности участвовать в создании ее, однако ввиду большой загруженности вряд ли могу быть куратором этого проекта.


ЗЫ Я не против вынесение этого поста за пределы раздела "только для студентов", т.к. мнение преподавателей о реформе Экоросса также крайне важно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments