?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Георгиевске рушится система высшей школы. Закрываются филиалы вузов, город покидают преподаватели и студенты. На нерадостные новости с родины нельзя не отреагировать.

Во второй половине 2000-х годов при написании диссертации в МГУ им. Ломоносова на тему «Территориальная организация высшей школы на Кавказе» научно изучал вузовскую систему Георгиевска и Ставропольского края. Тогда как ни странно предвидел и описал сегодняшний процесс разрушения высшей школы. Для того чтобы ответить на вопрос как стоит реагировать на болезненное для города событие, полезно будет обратиться к тому как и зачем возникли вузы в Георгиевске и что происходит сейчас.

Филиалы вузов в Георгиевске в большинстве своем возникли в период 1997-2002 годов в результате влияния двух факторов:
- высокий спрос на услуги высшей школы по месту жительства. Он связан с переходом к массовому высшему образованию в России. В это время к большинству родителей в отличие от предыдущих поколений, пришло осознание потребности в предоставлении детям высшего образования. При этом для части из них желательно было получить высшее образование по месту жительства, под присмотром родителей и желательно недорого. Если в 1980-е годы в вузы поступали в среднем 10-15% выпускников средних школ, то в конце 1990-х годов – до 70%. Высшее образование в условиях социально-экономического кризиса 1990-х годов воспринималось как форма консервации молодежи от выхода на рынок труда, как «защита от армии», как повышение социального статуса. Массовизация высшего образования совпала с демографическим пиком, когда оказалось в стране в целом и в Георгиевске и окрестных районах в частности много молодежи в «студенческих» возрастах;
- коммерциализации высшей школы. Многие государственные вузы фактически выдавали франшизы на создание филиалов, которые для удовлетворения спроса населения обучали где угодно и чему угодно без значительных капиталовложений в материально-техническую базу вузов и развитие преподавательского состава. Частные вузы занимались фактической продажей дипломов и имитацией образовательного процесса.
Филиалы вузов в Георгиевске появились исключительно как бизнес-проекты, примерно такие же, как появление семейного гипермаркета «Магнит» и т.п.. Это не было осознанной политикой государства по размещению в нашем городе учреждений высшего образований. Это были коммерческие проекты вузов и городских бизнесменов. Особенностью Георгиевска стал миграция в город вузовских кадров из Грозного.

На конец 2000-х годов пришелся рассвет высшей школы города и неминуем был закат. В 2008/2009 учебном году в городе действовало 9 филиалов вузов, было почти 5 тыс. студентов, проходивших обучение по 42 специальностям. В вузах работало около 20 докторов наук и около 90 кандидатов. Немаловажно, что более половины учащихся учились заочно и экстерном и около 90% учились на платной основе. Вузы Георгиевска предоставляли преимущественно массовые специальности социально-экономического и гуманитарного профиля. На физико-математические и естественные науки приходилось менее 1% студентов, на технические и технологические – 27%. Примечательно, что при этом в вузах не было специальностей по легкой и пищевой промышленности, развитых в Георгиевске того времени. Стоимость обучения составляла в среднем 20-25% от среднего дохода жителя города и соседних районов Ставрополя и была доступна для большинства. В систему высшей школы города, вероятно, было вовлечено до 30% выпускников городских школ, тогда как остальные отправлялись учиться в вузы более крупных городов и не возвращались. Научная деятельность вузов была минимальной. Такое функционирование учебных заведений исключительно на коммерческой основе в отрыве от городской экономики было весьма уязвимым. Хотя и такую молодежь надо было стараться оставить в городе, о чем я писал в «Георгиевских известиях» еще в 2007 году по случаю 230-летия Георгиевска. Но практически никакой позиции и работы в этом направлении не велось, свидетельством чему является массовый миграционный отток молодежи из Георгиевска на всем протяжении ХХI века.

Закат высшей школы определило сочетание в большинстве своем естественных и неблагоприятных для города факторов.
Во-первых, государство обратило внимание на коммерциализацию высшую школы, девальвирующую сущность высшего образования. Оно принялось активно оптимизировать систему высшей школы, в т.ч. через объединение вузов и ликвидацию неэффективных учебных заведений.
Во-вторых, в 2010-х годах отмечается максимальный провал демографической волны. Молодежи в студенческом возрасте стало в 2 раза меньше, чем было в начале 2000-х годов. Объективно выросла конкуренция за абитуриентов, в условиях которой вузы крупных городов закономерно стали отказываться от своих филиалов и бороться с ними, чтобы сохранить набор. Определенный рост достатка и массовое строительство жилья ультраэкономкласса в том же Ставрополе усилили доступность краевого центра для проживания. Траекторией попадания в крупный город ныне является обучение в госуниверситете, получившим в результате консолидации вузов громкое имя и финансирования (например: Северо-Кавказский федеральный университет). Конкурентоспособность и привлекательность Георгиевска, находящегося второе десятилетие в состоянии экономической стагнации, для его же молодежи и молодежи из окрестных сел и станиц в 2010-е годы резко снизилась, а Ставрополя или Краснодара выросла. Примечательно, что даже сейчас в условиях новой экономической реальности, когда обычно снижается интенсивность внутренних миграций и люди пережидают лучшие времена дома, миграционный приток в краевой центр исключительно велик и сохраняется в прежнем объеме, а Георгиевск активно теряет свое молодое население.

Стоит отметить, что за годы своего существования отдельные филиалы вузов Георгиевска, вероятно, перешли из разряда коммерческих проектов в социальные учреждения. Они стали местами приложения труда, тех, кому объективно сложно найти иное место работы в городе и места обучения тех, кому не под силу учеба в крупном вузе. Для таких учреждений вопрос экономической эффективности и финансовой прибыльности отходит на второй план. Они по факту должны являются объектами заботы социального государства наряду со школами и библиотеками. Однако государство должно видеть в них некую созидающую социально-культурную функцию и эффекты для общества. Способны ли георгиевские филиалы дать такие эффекты? Этот вопрос требует отдельного исследования.

Может показаться, что мы переживаем некую уникальную ситуацию с высшей школой. Нисколько. Мое диссертационное исследование траекторий территориального развития вузов в ряде стран мира показало, что мы во многом воспроизводим американскую модель размещения вузов. В частности рассматривал побратим Ставрополья штат Айова, похожий на наш край своими размерами. В 1960-70-е годы США также пережили переход к массовой высшей школе, сопровождаемый активным ростом числа и разнообразия вузов и колледжей. А потом наступил период консолидации вузов в крупные университеты. У нас идет аналогичный процесс. Важным отличием является наличие в Штатах прослойки небольших государственных вузов с 2-4 тысячами студентов во второстепенных городах. Иногда это самостоятельные университеты, иногда – кампусы крупных университетов штата. Такие вузы предоставляют доступность высшего образования в относительно небольших городах. У нас таковых почти нет, но должны быть и, полагаю, будут.

Не стоит долго объяснять, почему Георгиевску критически важно сохранить свою высшую школу. Уже общепризнанно, что в XXI веке главным и критическим ресурсом является человеческий капитал. В условиях невнятно городской инвестиционной политики и пассивного внимания государства к нашему городу высшая школа едва ли не единственный способ этот ресурс удержать и развить. Это действительно вопрос нормального развития города и удержания его от превращения в поселение бюджетников и пожилых людей. Ситуация с человеческим капиталом в Георгиевске уже кризисная.
Всего два факта. Уровень рождаемости в Георгиевске в последние годы держится на уровне 9-10 рождений на 1000 жителей при том что, нормальный уровень рождаемости для современного поколения русских и армян в России – 12-13 промилле. Это означает, что в Георгиевске прописаны, числятся, но физически не находятся до 20-30% молодых людей в детородном возрасте.
Другой факт – по данным Росстата на начало 2015 г. на предприятиях и организациях Георгиевска занято только 24% от числа трудоспособного населения, из которых более половины заняты в бюджетных организациях. Соответственно, абсолютное большинство георгиевцев занято или в теневом секторе или, скорее всего, являются трудовыми мигрантами и работают за пределами нашего города. Они значительную часть времени находятся вне города. (К сведению, в Георгиевском районе этот показатель составляет еще меньше - 14%, в Ставропольском крае в целом – 58%, в России в целом 85%). Увы, но Георгиевск своей бездарной экономической политикой в 2000-2010-е годы можно сказать уже потерял большую часть трудовых ресурсов и особенно молодежи.
При этом по недавно опубликованному рейтингу МИА «Россия сегодня» и Минобразования и науки РФ в городе две школы относятся к числу 500 лучших в России, в том числе Гимназия №2 относится к числу 100 лучших школ страны филологического профиля. Положение города в этом списке беспрецедентно. То есть, нет более в России средних городов соразмерных Георгиевску, которые имеют сразу две школы в ТОП-500. Многие очень большие города представлены в этом рейтинге таким же числом учебных заведений – например, 600-тысячный Хабаровск, 600-тысячный Барнаул, 500-тысячный Кемерово, 400-тысячный Сочи, 400-тысячный Ставрополь представлены как и Георгиевск двумя школами, в такие большие региональные центры как Нальчик, Владикавказ, Владимир и вовсе одной. Города-миллионники  Ростов-на-Дону и Красноярск представляют всего 4 школы. Написано это не для распыления гордости за наши 2-ую и 29-ую школы, хотя гордиться их достижениями безусловно надо, а для того, чтобы показать, что городская система среднего образования действительно готовит интеллектуальную элиту, которая его и покидает, в том числе и из-за отсутствия конкурентоспособного вуза.

После такого исторического и статистического обзора постараюсь ответить на вопрос как реагировать на закрытие филиалов в Георгиевске? При всех слабостях и проблемах филиалов ликвидация в Георгиевске высшего образования, безусловно, негативное явление и фундаментальный вызов всему городу. Этот процесс – есть экзамен, тест на гражданскую зрелость города, его городского сообщества. Уверен, что только георгиевцы в целом и администрация города в частности могут сформировать запрос на продолжение существования высшей школы в нашем городе.
Как сформировать? Разными способами – например, собрать открытое городское собрание, где обсудить этот вопрос. Если в нем примут участие действительно тысячи студентов и преподавателей, которым небезразличны их вузы, то это событие не пройдет без реакции со стороны федеральных СМИ и Министерства образования и науки РФ. К примеру, так в прошлом году общественность небольшого города Бронницы в Московской области отстояла продолжение работы филиала МАДИ – единственного вуза этого города. Также всеми доступными способами стоит привлечь внимание губернатора края - уроженца нашего города. Вряд ли он ратует за закрытие вузов в Георгиевске и создание тем самым точки социальной напряженности. М.б. что-то подобное и происходит, но из-за недостатка информации не могу судить о предпринимаемых попытках сохранить высшую школу в городе.
Каким должно быть высшее образование в Георгиевске? В моем понимании – это один единственный государственный вуз (Георгиевский государственный институт) с 3-4 факультетами, действующий как автономный кампус крупного федерального университета. В таком вузе ряд факультетов готовит бакалавров по массовым специальностям, но 1-2 факультета должны иметь специальности с одной стороны уникальные для вуза (чтобы к нам ехали за этими квалификациями из других регионов), а с другой стороны – актуальные для городской экономики (чтобы выпускники оставались в Георгиевске и Георгиевском районе). Полагаю, что такими уникальными направлениями должны быть технические специальности в сфере пищевой промышленности и переработки сельхозпродукции и в сфере меховой промышленности, развитых в Георгиевске и окрестностях.
Способна ли городская администрация на решение столь сложного стратегического вопроса как сохранение высшего образования в городе, способно ли городское общество заявить о своих интересах?! Для меня это большие вопросы. Это действительно экзамен для всего города.

Изучая историко-географические траектории развития городов России, замечаешь, что некоторые из них, имевшие все объективные условия для блестящего будущего, будто бы на определенном этапе теряли к себе уважение, опускались и погружались в многовековую дремоту провинциального Н-ска. Правда, иногда по стечению обстоятельств их снова кто-то оживлял, и они возвращались в число первых. Но это только некоторые из них. Наш Георгиевск уже впадал в забвение в 1820-70-х годах, проиграв статус столицы Кавказской губернии менее выгодно расположенному Ставрополю. Мне бы очень не хотелось, чтобы Георгиевск, пока еще сохраняющий массу выдающихся потенциалов для развития, в очередной раз погрузился в сладостную дремоту города-социального иждивенца, живущего на финансовой поддержке извне. В нашем быстром XXI веке спать не получается – другие города не дремлют и активно высасывают ресурсы тех, кто потерял интерес к жизни. Посему м.б. георгиевцы не будут заниматься ерундой, как попыткой 4 ноября испечь самый большой капустный пирог в России (будто бы мы самый капустный город страны), а задумаются над тем как сохранить город.
Владимир Краснослободцев
уроженец Георгиевска,
канд.геогр.наук, выпускник школы №2 2000 года

Comments

agprom
Oct. 30th, 2015 08:23 am (UTC)
Думается, с хорошими преподавателями туго в Георгиевске.

а среднее специальное образование представлено?

Подготовить массовые "технические специальности в сфере пищевой промышленности и переработки сельхозпродукции и в сфере меховой промышленности" - это же не университетский уровень...
mingitau
Oct. 30th, 2015 07:27 pm (UTC)
В городе конечно есть колледжи и техникумы, но должен быть и институт, дающий высшее образование. Демографического потенциала 170 тысячного города с районом на это хватает.
Вуз является фактором развития города в намного большей степени чем колледж.

Текущий месяц

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Page Summary

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner