Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:

О ликвидации Георгиевского района

На родине опять неспокойно. Редакция газеты «Георгиевские известия» попросила прокомментировать планируемую ликвидацию Георгиевского района путем присоединения его к городскому округу Георгиевск. Постараюсь теперь уже как дипломированный специалист по государственному и муниципальному управлению высказать свое сугубо частное мнение по этому поводу.


Сколько себя помню, не живется спокойно администрациям города Георгиевска и Георгиевского района вместе с нашем «Белом доме» на площади Победы – то «город» присоединяют к «району», то «район» к «городу». А ведь можно при желании жить мирно и совместно развивать наш небольшой Георгиевский край как частичку России. Пять лет назад над Георгиевском нависла угроза утраты самостоятельности и превращения в рядовое поселение Георгиевского района с передачей основной части властных полномочий в райадминистрацию. Тогда я писал о неразумности данного решения (http://mingitau.livejournal.com/132083.html). Сейчас наоборот – район присоединяют к городскому к округу и в это решении я также вижу значительные риски и проблемы для жизни георгиевцев.
Для начала обозначим, в чем состоит суть перемен при присоединении района к городу. Наш действующий федеральный закон №131 о местном самоуправлении установил в 2003 г. две формы муниципального устройства верхнего уровня на всей территории России – городские округа и муниципальные районы, которые равны друг другу в плане полномочий. Городские округа – это преимущественно крупные и средние города. В советском прошлом они назывались в большинстве своем городами областного/краевого подчинения. (К слову, Георгиевск был городом краевого подчинения с 1961 г.). А муниципальные районы – это преимущественно сельские районы, на территории которых действует еще один уровень местной власти – городские и сельские поселения. Принципиальное отличие городских округов от муниципальных районов именно в наличии местного управления на поселенческом уровне. В городских округах власть одна, в муниципальных районах – для каждого уровня своя – для района в целом одна, для поселений другая. И это в общем-то оправдано и мировой и отечественной историей развития управления, т.к. определенные вопросы эффективней решать и управлять на уровне населенного пункта (к примеру благоустройство улиц, содержание кладбищ, размещение объектов малого бизнеса и т.п.), а какие-то межпоселенческие вопросы на уровне района – развитие магистральной инфраструктуры, привлечение инвестиций и т.д.
Сейчас присоединение муниципальных районов к городским округам идет в разных регионах России. Наиболее популярными аргументами являются: а) ликвидация дублирования функций районной и городской администраций, б) сокращение расходов на содержание муниципальной власти из-за высвобождения сотрудников администраций в результате объединения, в) неэффективность выполнения поселенческими властями своих функций и их глубокая дотационность. Для отдельных случаев в стране оно так и есть, когда вокруг крупного и самодостаточного города существует малолюдный сельский район с депрессивной экономикой и мелкими деревнями.
Но Георгиевский район – совершенно иной и во многом уникальный.
Во-первых – он входит в ТОР-20 крупнейших сельских районов России по населению. И его население растет последние годы естественным образом, равно как иногда и за счет миграционного притока.
Во-вторых – он относится к числу пяти сельских районов России с максимальной средней людностью поселений. Ряд сел и станиц района с населением более 10000 человек (Незлобная, Лысогорская, Александрийская, Краснокумское), равно как и более мелкие села имею относительно развитую экономику и вполне сами в условиях Центральной России могли бы быть небольшими районными центрами.
В-третьих – Георгиевский район существует с 1924 года, а в современных границах с 1950-х гг. – он вполне исторически и экономически устоялся.
В-четвертых – Георгиевский район едва ли не крупнейший на Ставрополье по производству сельхозпродукции. Объем его экономики не меньше 10 млрд. рублей. И оттого его никак нельзя назвать малолюдной и экономически слабой территорией в тени крупного города. Более того Георгиевск и экономически и демографически слабее Георгиевского района.
Тем самым аргументы в пользу объединения несостоятельны: ликвидировать дублирование функций не получится, т.к. базовый смысл власти в городе и районе состоит в том, что она распространяется в пределах границ муниципалитета. Городской отдел образования не вправе вмешиваться в дела школ района и наоборот. Возникает вопрос границ дублирования функций. К примеру и Георгиевск и район является частью большой социально-экономической системы Кавминвод – тогда можно обосновать тезис объединения всех городов и сел КМВ в единый городской округ - мегаполис с центром в Пятигорске или Ессентуках. Вряд ли это понравится и обитателям нашего «Белого дома» и георгиевцам, которые останутся без своей местной власти. Это не фантастика, а реальная идея одного и предыдущих полпредов в СКФО.
Тезис о сокращении расходов на чиновников также весьма сомнителен, т.к. нет прямых доказательств их реального сокращения. Наоборот, в ряде районов Подмосковья, присоединенных к городским округам, расходы бюджета на содержания власти нового большого городского округа вырастали. Более того сокращение муниципальных служащих и упразднение администрации района и поселений несет массу рисков, о которых будет сказано ниже.
Третий тезис об неэффективности и дотационности поселенческих администрации также на поверку является блефом. Да, в существующей системе межбюджетных отношений поселения дотационны, а власти поселений иногда совершают противоправные действия, но а) городской округ Георгиевск также глубоко дотационен и б) уровень морали его руководства и склонность его к правонарушениям, вероятно, такой же как у руководства Незлобной или Шаумяна, т.к. и те и другие принадлежат или являются проекцией единого георгиевского общества. Проблема эффективности и дотационности требует своего решения, но не посредством ликвидации института управления территорией. Сдается, что главным реальным аргументом объединения является известное во все века существования человечества желания собрать всю местную власть в одних руках, а также управлять объединенным бюджетом города, района и поселений в 2,5-3 млрд. рублей.
Теперь о рисках и потенциальных проблемах. Ключевым риском вижу ликвидацию местных властей в сельских поселениях нашего района. На всем протяжении своей истории, кроме самых ранних этапов крестьянской и казачьей колонизации края, в крупных селах и станицах были свои органы власти – волостное управление, сельский совет, администрация и совет депутатов сельского поселения. Теперь этот веками устоявшийся институт и центр управления предлагается упразднить, оставив нескольких специалистов большой администрации городского округа по работе с населением. Это очень опасное решение. Ибо какие-бы ни были нынешние главы сел – затратные в содержании и с маленькими полномочиями – они прежде всего являются и для вышестоящей власти и для населения «крайними» за все, что происходит в селе. А у нас села – не мелкие деревни, а по европейским меркам вполне себе нормальные городки, и в них постоянно что-то происходит. Проблемы ЖКХ, землеотводы, этническая миграция и т.п. – сельсоветы лучше остальных знают, что происходит и оперативно реагируют. И самое главное – они могут принимать властные решения в рамках своих полномочий. Не ездить в Георгиевск или Ставрополь за любым местным вопросом, а самостоятельно решать. В этом и заключается необходимость и наличия сельских администрации и территориальных организаций самоуправления (ТОСов). И именно об этом приближении власти к народу говорил Президент России В.В.Путин в послании Федеральному Собранию в декабре 2013 году. Ликвидируя власти в наших крупных селах организаторы присоединения Георгиевского района к Георгиевску идут против установок Президента страны – зачем?! Сущность местной власти еще и в том, что она живет здесь же, является членом сельской общины. Ее знают в лицо. С ней дружат или ссорятся, но глава села должен и может решать вопросы тут же. Да, специалистов филиалов администрации большого городского округа также будут знать в лицо, но решать будет человек, возглавляющий 170-ти тысячный городской округ в доме на площади Победы в Георгиевске. Зачем это селянам?! Разве каждый мелкий предприниматель в нашем районе может попасть на прием к главе района или города? Или представители уличного комитета? Власть безмерно удалится от населения в случае такого решения. И даже если глава администрации нового большого Георгиевска и захочет быть близким для всех – вряд ли получится, т.к. вопросов местного значения масса и него и на них не будет хватать времени и для вопросов стратегического развития городского округа. Более того, интересы развития удаленных от друга и разных по потенциалу Лысогорской или Крутоярского различны, а тем более интересы города и села. Если власть будет только в городе, то она будет уделять внимание городским проблемам, в т.ч. за счет городского бюджета, потому что она живет в Георгиевске и его пригородах. Удаленные поселки будут лишены внимания, и территориальные диспропорции только вырастут. Так везде и во все времена. Ставрополь себя лучше чувствует, чем дотационные города и районы края. Москва лучше, чем дотационные регионы, т.к. в них находится власть и бюджет. Сейчас с проблемами и перспективами своих сел хотя бы сельские власти обивают коридоры районной или краевой администрации. Ибо они по идее и часто на практике заинтересованы в развитии своего поселения. А если их не будет – кому будет в Георгиевске и в самих селах какое дело до экономического развития Обильного или асфальтирования дорог в Урухской? Никому! Лишенные власти села и станицы подталкивают тем самым к дальнейшей деградации и превращению их в поселения трудовых мигрантов, коими и является уже сейчас большинство трудоспособных жителей Георгиевского района.
Только не сочтите меня защитником конкретных глав сел и станиц и не обвиняйте в непонимании реального наличия у них полномочий и бюджетов. Я не их защищаю, а собственно институт власти на местах. Она нужна и важна для социальной, экономической и политической стабильности края и страны в целом. Ибо в условиях фактического отсутствия мониторинга ситуации на поселенческом уровне кто, как не местные власти первыми реагируют на те или иные процессы. Ведь можно без них и пропустить появление в районе какой-нибудь экстремистской организации или начало социального взрыва. Разве инициаторы этого объединения не понимают этого риска потери управляемости нашей многонаселенной и многонациональной территорией?!
Считаю важным и сохранение органов управления Георгиевского района. Интересы города и интересы аграрного района разные, несмотря на то, что Георгиевск давно уже слился с пригородными селами и станицами и обрел с ними общую инфраструктуру, что порождает периодически конфликтные ситуации. Для преодоления проблем развития и поддержке инвестиционных процессов фактически существующего Большого Георгиевска (Георгиевской агломерации) давно уже предлагаю создание межмуниципального координационного совета из представителей власти Георгиевска, Георгиевского района, Краснокумского, Нового, Подгорной, Незлобной, Георгиевской и Шаумяновского, краевых властей. Это сложно, то это работает в т.ч. в России – пример более крупной, но сходной по содержанию Белгородской агломерации нагляден (http://mingitau.livejournal.com/270802.html).

Условием успешного развития развитого мира в XXI веке является в т.ч. разнообразие сложных общественных институтов власти и общества (внутри поселения, между поселениями, между властью и населением (ТОСы, КОСы, общественная палата, экспертные советы и т.п.)). Предлагаемое объединение Георгиевска и Георгиевского района – вектор обратный, вектор упрощения, деградации системы управления, а, следовательно, и важнейшей условие потери перспектив для развития нашего Георгиевского края. Надеюсь, этого не случится.
Tags: Георгиевск, Ставропольский край, местное управление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments