?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Отцы» города

Давно собирался написать этот рассказ. Тяжело и сложно он мне дался, поскольку писался урывками, но поделиться мыслями в ЖЖ стоит…

В истории, мифологии и современном дне пожалуй каждого более-менее крупного населенного места на Земле есть люди, без которых оно бы не состоялось как поселение или которые, что называется изменили ход его истории. Это люди, чьи характеры придали характеру города/села (иногда создав его), чьи успехи и неудачи отразились на его улицах и площадях. Им ставят памятники, посвящают храмы и музеи, называют площади и проспекты. Их можно назвать «отцами города». Считаю, что биографии и наследие этих людей нужно знать и передавать подрастающему поколению, формируя тем самым слой ответственных за судьбу города горожан, т.к. любой город – это прежде всего уникальное сочетание людей, личностей.

У одних мест «отцов» как таковых и нет. Поколение за поколением что-то делали, но того, кто бы круто изменил ход развития не было. И такие города и села к сожалению достаточно скучны и даже бесперспективны. С горечью говорю, но за все 230 лет истории моего родного Георгиевска у него так и не оказалось «отца». Были яркие личности в XVIII-XX веках, но их не осталось в массовом сознании горожан, да и доля горожан у нас в населении города весьма невелика. В итоге история немаленького города достаточно серая, инерционная.

У других городов «отцов» было много, они выбились в крупные города. Достаточно сложно сказать, кто из них дал городу больше в той же Москве или Екатеринбурге.

Самыми интересными, на мой взгляд, являются относительно небольшие города с большими личностями. Тот же Дмитрий Стахеев в Елабуге или Алексей Губкин в Кунгуре. Ресурс этих людей, как правило, недоосознан и недоиспользован как для воспитания молодых горожан, так и для развития экономики (туризма, брендирования и т.п.), хотя некоторые города этим успешно занимаются.

ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ один из тех городов, которому «повезло» с «отцами».
Таких личностей считаю пять св. Николай Чудотворец, великий князь Дмитрий Донской, преп. Пимен Угрешский, Феликс Дзержинский и Виктор Доркин. У каждого есть чему научить и о каждом надо знать. На мой взгляд, единственным человеком, кто осознавал роль большинства из них был Виктор Доркин, благодаря которому святые покровители нашего города обрели центральные места в городской топонимике. Сейчас, увы упор делается на нужное, но малосодержательное благоустройство, а «героям», «титанам», которые выделяют нас на общероссийском фоне увы не посвящают внимания (кроме работы в этом направлении Николо-Угрешской семинарии).

5

Как что же надо знать и чему стоит учиться у «отцов» города Дзержинский?!



СВЯТОЙ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
Как связан с городом:
Икона святителя Николая явилась по легенде московскому князю Дмитрию Ивановичу на том месте, где сейчас расположен часовня в монастыре. Это событие положило началу истории Николо-Угрешского монастыря и истории города, выросшего из монастыря. Поскольку большая часть населения города относится к народам исторически исповедующим православие и многие из них являются верующими людьми, то святитель Николай является небесным покровителем города.
Необходимо отметить, что святителю Николаю посвящено больше храмов в России, чем Господу нашему, он самый популярный в православии святой и является небесным покровителем многих стран, городов и миллионов людей. До революции каждый десятый в Российской Империи был Николаем и ныне это одно из самых популярных мужских имен.
Как осознан городом:
Духовный центр города – Николо-Угрешский монастырь, назван в его честь. В монастыре есть Никольский собор, восстановленный в 2000-е гг. на месте древнего Никольского собора с которого начался монастырь. В Успенском храме находится древняя икона святителя. Подлинная легендарная икона находится к сожалению в запасниках Государственной Третьяковской галереи. Площадь перед монастырем носит название «Святителя Николая». На ней стоит памятник преподобному, к которому обычно ходят крестные ходы из монастыря и у которого патриарх Московский и всея Руси произносит речи для горожан. В этом смысле место центральное в Дзержинском.
Чему учиться:
За 1700 лет почитания святителя Николая его биография полностью переплавилась в житие, оттого учиться у него можно только одному:
- Любви и Вере во Христа. Святой Николай образ, икона жизни для христианина. Его любовью к человеку, милосердие, нестяжательство, бесстрашие перед любыми испытаниями безграничны и основаны на Любви и Вере.
Что читать:
- «Житие Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и слова его в России». Киев, изд-во Свято-Троицкого Ионинского монастыря, 2010 г.
(впрочем, о святителе издано множество книг)


МОСКОВСКИЙ КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (ДОНСКОЙ)
Как связан с городом:
Считается непосредственным основателем города. Первый из глав нашего государства, кто был на территории Дзержинского. По легенде в 1380 году после успешной для него Куликовской битвы повелел поставить храм в честь святителя Николая недалеко от берега Москва-реки, что и было сделано. Таковыми обетными для Дмитрия Ивановича обителями являются и Старо-Бобренев монастырь под Коломной, Николо-Перервинский монастырь в Москве.
Как осознан городом:
Центральная площадь города (в транспортном, торговом, географическом смыслах) называется «Площадь Дмитрия Донского». Соответственно у нескольких тысяч жителей Дзержинского имя князя зафиксировано в паспорте где указана прописка. На площади стоит крупный памятник святому благоверному князь, у которого обычно проходят митинги и разные общественные акции. Также в сквере у другого края площади располагается крупнейший из собственно городских храмов – в честь Дмитрия Донского. Иконы князя представлены в иконостасах и иных храмов города.
Чему учиться:
Дмитрий Донской был главой государства, вел себя независимо как типичный русский самодержец оттого и учиться можно у него:
- Искусству управления – Московское княжество середины XIV века было в незавидном положении. Вокруг множество «братских» русских княжеств, готовых растерзать Московию при первой же возможности, да и Москва не прочь была пограбить соседей. В столь сложном внешнеполитическом окружении за короткое время правления значительно увеличить территорию княжества, несколько раз уклониться от явного опустошения своей земли и остаться великим князем после нашествия Тохтамыша – свидетельства хорошего владения искусством управления Дмитрием Ивановичем. Он в младом возрасте остался без отца оттого вдвойне похвальны его достижения. Москва к началу его правления была равной или немного более слабой по силе, чем Литва, Рязань, Тверь и Орда, а к концу никакое из русских княжеств уже не оспаривало первенство Москвы.
- Компромиссам – Дмитрий Иванович часто проигрывал или не достигал нужных результатов, но умел находить с победителем или конкурентом общий язык и тем самым урегулировать конфликт в т.ч. и на удобных для него условиях.
- Уверенности. – Московский князь был по-хорошему уверен, что есть миссия избавить русских от «египетского плена» татар. Он единственным из князей дерзнул поставить служение своей миссии над политическим прагматизмом. Он поставил все на Куликовском поле и выиграл. Вера в свою богоизбранность позволяла ему считать, что он льет кровь своих воинов во благо Господа, равно как и строит храмы и города. Эта вера создала Московский каменный кремль, каменный Успенский собор в Коломне и множество более мелких храмов по всей стране, т.ч. и Никольский храм на Угреше.
Есть правда и то, чему не стоит учиться у Дмитрия Ивановича:
- Чревоугодию. Историки говорят о признаках излишней тучности князя, который вероятно умер в 38 лет от проблем с сердцем из-за переядания.
- Жестокости. Ради достижения своих целей Дмитрий Иванович не считался с жизнями русских из чужих княжеств, предавая пламени Тверь, Рязань и другие более мелкие города. Впрочем гуманизм несовместим с правителем эпохи Средневековья.
Что читать:
«Дмитрия Донской» (Н.С.Борисов, серия «Жизнь замечательных людей». Изд-во «Молодая гвардия», Москва, 2014 г.)

ПРЕПОДОБНЫЙ ПИМЕН УГРЕШСКИЙ
Как связан с городом:
С 1832 по 1880 гг. был насельником Николо-Угрешского монастыря, в т.ч. 1852 г по 1880 г. был игуменом монастыря, а до этого казначеем обители. При преподобном Пимене монастырь фактически восстал из небытия и стал тем одним из крупнейших в России монастырей, что можно сейчас видеть. Значительная часть построек (храмы, здания, стены) построены по его желанию и под деятельным руководством, восстановлены многие руинированные постройки. Пимен привлек к монастырю внимание верховных духовных (Митрополита Московского Филарета) и светских лидеров. Был инициатором строительства Спасо-Преображенского собора – крупнейшего храма в современной Московской области. При его игуменстве был создан каскад прудов, поныне украшающий центр города. Если был не Пимен, вероятно монастырь был бы упразднен, и в ХХ веке не было бы городского ядра, а просто село с храмом – как те же Котельники. Таким образом, преподобный Пимен является основателем города как такового.
Как осознан городом:
Все объекты в честь преп. Пимена находятся в монастыре. Его мощи почивают в Спасо-Преображенском соборе, а на месте его первого погребения высится одноглавый белоснежный Пименовский храм в стиле знаменитого Покрова на Нерли. К сожалению, красивейшее здание народного училища, построенного преп. Пименом для жителей окрестных деревень разрушено и около него стоит ныне здание школы №1.
Чему учиться:
Преподобный Пимен достаточно долго был управляющим одной из крупнейших обителей Русской Православной церкви, что, безусловно, повлияло на развитие его талантов.
- Организаторским способностям. Поднять из руин нищую обитель с репутацией места ссылки неблагочестивых монахов и государевых преступников сложное мероприятие. Преподобный самостоятельно и тщательно контролировал ход работ в обители, привлекал финансирование, организовывал крупные мероприятия. Наиболее значимым из них было 500-летие обители в 1880 г. на которое собралось несколько десятков тысяч человек со всей России (вероятно, это было самое массовое общероссийское мероприятие в истории города Дзержинского).
- Нестяжательству и житейской мудрости. Монастырю жертвовали миллионы рублей, книги, драгоценности. Игумен Пимен подвергался искушению власти и денег, но по историческим хроникам ничего себе не присваивал, раздав перед смертию все небольшие сбережения. Игумен никогда ничего не просил, разумно поступал с подаяниями и за все благодарил Господа.
- Чувству прекрасного. Николо-Угрешский монастырь и его окружение к концу жизни преподобного Пимене производили впечатление красивой, благоустроенной местности. Святой явно имел талант создавать прекрасное. Прежде всего его планы по созданию Нового Иерусалима на Угреше. Для проекта территория обители была расширена в два раза в северном направлении, создана изящные часовни, памятники и рельеф в т.ч. пруды. Монастырь с востока получил новую необычную ограду – Палестинскую стену, символизирующую небесный град Иерусалим. К сожалению, от этого проекта почти ничего не осталось, кроме Палестинской стены и среднего пруда. Равно как и от игуменских покоев и народного училища. Зато остался Спасо-Преображенский собор проект которого утверждал преподобный, но был он достроен уже после его кончины.
Что читать:
- «Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Свято-Никольского Угрешского монастыря» (Архимандрит Пимен Благово, репринт, М. «Сибирская благозвонница», 2015);
- «Житие преподобного Пимена Угрешского» (Изд-во Николо-Угрешского монастыря. Дзержинский, 2010).



ФЕЛИКС ЭДМУНДОВИЧ ДЗЕРЖИНСКИЙ
Как связан с городом:
19 июля 1936 г. постановлением ЦК ВКП(б) по случаю 10-летия со дня смерти Феликса Эдмундовича и в целях увековечивания его имени четырем объектам в Советском Союзе было присвоено имя Ф.Э.Дзержинского – Тагильскому вагоностроительному заводу (ныне знаменитому Уралвагонзаводу), Московской трехгорной мануфактуре, Казанской железной дороге и Люберецкой детской трудовой коммуне. Последняя располагалась в внутри и в окрестностях бывшего Николо-Угрешского монастыря. Так город получил свое современное наименование. Неутомимый Дзержинский приложил руки к созданию и воссозданию сотен предприятий и организаций по всей стране, но его имя среди первых дали нашему городу, что крайне почетно.
Феликс Эдмундович вряд ли бывал лично в стенах Николо-Угрешского монастыря. Он имеет тем самым к городу хотя и опосредованное, но весьма всеобъемлющее отношение. Многое из того, что было создано в городе в 1920-30-х гг. и в целом в советский период следствие его труда как политика, администратора, хозяйственника. Это как созидательные решения – создание/воссоздание отечественной энергетики (ТЭЦ-22), военной и наукоемкой промышленности (ФЦДТ «Союз», КБ «Салют»), транспорта (ж/д линия Панки-Дзержинский), ликвидация беспризорности (трудкоммуна им.Дзержинского), так и увы разрушительные – закрытие монастыря. Воплощением идей Дзержинского в целом является наш город образца 1989 г. – мощный индустриальный центр Подмосковья.
Как осознан городом:
С 1981 г. на карте страны есть г.Дзержинский (в Нижегородской, Минской и Донецкой областях – всего лишь г.Дзержинск). Самая длинная улица города носит им. Дзержинского, хотя из-за странной нумерации домов относительно немного жилых зданий имеют адрес ул.Дзержинского. Улица Дзержинского переходит в ул. Академии Жукова, которая в свою очередь переходит в Дзержинское шоссе, продолжающееся в Котельниках и являющееся в этом городе едва ли не главной улицей.
В центре городе в сквере имени Дзержинского стоит примечательный памятник Феликсу Эдмундовичу (уменьшенная копия памятника, что стоял на Лубянской площади в Москве).
Чему учиться:
(продублирую фрагмент своего поста о Дзержинском от 19.02.2016 г.)
- Любви к ближнему. Его письма к супруге, сыну, сестре трогательны до слез, они полны мира добра и любви, сострадания, отеческого наставления. Пример высокой культуры взаимоотношений. Но любовь к ближнему не ограничивалась только семьей, она распространялась на каждого человека – сколько сирот и обездоленных Дзержинский лично вытащил из трущоб, отогрел в своем кабинете, дал ночлег в кремлевской квартире?!! Скольким людям он помог своим продуктовым и вещевым пайком?!! А скольких голодающих спас, организовав подвоз продовольствия в районы бедствия и наоборот вывозя детей. Немощных из этих районов. Путевкой в жизни ему лично обязаны тысячи и тысячи наших соотечественников. И при этом делал он это бескорыстно, истинно по-христиански.
- Гуманизму. Человек, его право на жизнь и труд было для Дзержинского краеугольным в системе мировоззрения. Его и тогда и сейчас многие обвиняют в «красном терроре», в расстрелах. Да, что отрицать, ему приходилось подписывать расстрельные приказы, но… если читать его записи и статьи – он всегда выступал против применения высшей меры наказания. Добился того, чтобы через полгода после ее вынужденного введения ее изъяли из полномочий ВЧК, настаивал на запрещении ее в СССР. Постоянно в его текстах встречаешь требование к своим подчиненным добрее относится к задержанным, видеть в них не преступников, но людей, которых можно исправить, а главное Человека. Дзержинский исключительный морализатор, добивавшийся беспристрастности среди чекистов, добивавшийся того, чтобы кара настигала только ограниченное число тех, кого она должна была достичь. Он физически страдал от того, что ему приходилось решать судьбы, но что поделать, когда для спасения миллионов приходится жертвовать сотнями – это государственное управление! Это миф, что Дзержинский повинен в стольких невинных смертях – ЧК губернские, городские, заводские – в условиях слабого государства начала 1920-х гг. были полуавтономными и в них находилось масса людей озлобленных на других. В этом мире злобы, конечно, лилась кровь и виновных и безвинных, но Дзержинский первый был среди тех, кто стремился обуздать звериную репрессивную сущность местных ЧК, боролся с внутренней агрессией, чистил ряды чекистов от палачей.
Стоит отметить, что в своей революционной деятельности он никогда не призывал к смерти, физическому уничтожению госслужащих или отдельных классов, но к исправлению права человека на достойный труд, к перевоспитанию буржуев. Скольких специалистов-некоммунистов он сохранил в Минтрансе и Минпроме от репрессий?!! Для него было важно, что эти люди трудятся на благо новой страны и не важно, что они не разделяют коммунистических идей. Проживи он еще – м.б. и не было бы таких сталинских репрессий, ужасов коллективизации и т.п.
- Труду, созиданию, усердию в обучении. Не приходить на работу и просиживать положенное, а именно трудиться в поте лица и через труд находить счастье. Созидательный труд во благо государства, ответственное отношение к себе и подчиненным. Не имея фактически образования он все время учился у других на работе, вникал во все детали тех сфер которыми управлял, а они были весьма разными – госбезопасность, транспорт, металлургия. Дзержинский – пример и для госслужащего и для любого гражданина в отношении к труду.
- Простоте, отречению от материального. Его отношение к материальному миру удивляет – человек возглавлявший несколько министерств и ведомств, руководивший тысячами с практически безграничными властными полномочиями, оставался совершенно скромным в быту – маленькая двухкомнатная квартирка в Кремле с простой обстановкой, такой же кабинет на Лубянке. Отдал талон на новые сапоги своей племяннице, чтобы так могла получить себе платье. Экспроприировал в счет государства фамильную усадьбу Дзержиново. В предназначенном для его постоянного проживания большом номере в гостинице «Националь» жили по его желанию ценные специалисты или обездоленные. Человек довольствовался простой едой и простой одеждой. Ему не нужно было ничего материального, хотя он мог иметь все.
- Любви к Родине, патриотизму. Для него это смысл жизни.

Дзержинский безгрешен, свят, можно сделать вывод из этих слов. Нет, конечно. Он постоянно сам подчеркивает свои слабости, самокритичен, просит объяснять ему его проблемы в речи и образовании, останавливать в несправедливостях. Но, что точно можно сказать, что он жил как истинный христианин или коммунист (как кому нравится) и это естественно не находило понимания ни среди многих подчиненных, ни среди коллег, ни среди оппонентов.
Это непонимание и погубило его. Близко принимая к сердцу козни коллег, он болезненно отнесся к одному из совещаний в июле 1926 г., где отстаивал право крестьян на накопления, старался защитить их от надвигающейся насильственной коллективизации. Сердце не выдержало многолетнего утомительного труда и после совещания его не стало. Ему было всего 49 лет.
Что читать и смотреть:
- Фильм «Вихри враждебные» (СССР, 1956 г.);
- Фильм «Особых примет нет (Польша, ГДР, СССР, 1979 г.) – очень красивый фильм;
- книга «Дзержинский» (Серия ЖЗЛ, А.Тишков, 1985 г.);
- книга «Дзержинский» (Малая серия ЖЗЛ, С.Кредов, 2013 г.) – отличное издание;
- сборник «Дневник заключенного. Письма» - прямая речь Феликса Эдмундовича.


ВИКТОР ИВАНОВИЧ ДОРКИН
Как связан с городом:
Первый мэр города и фактически создатель современного города Дзержинский. Глава совета депутатов города с 1990 г. Всенародно избранный мэр города с 1996 г по 2006 г. Проживал в Дзержинском с 1976 г. (приехал после окончания института) до своей смерти в 2006 г., похоронен на новом городском кладбище.
До 1990-х гг. Дзержинский несмотря на то, что с 1981 г. имел статус города был фактически промзоной с двумя поселками при крупнейших предприятиях, разделенные оврагом. Виктор Иванович объединил их в единый город, создав сеть основных площадей (пл.Дмитрия Донского) и улиц (Лесная, Угрешская, Поклонная). При нем производилось впервые в истории города комплексное благоустройство, созданы парки и скверы.
Его стараниями город вышел из состава Люберецкого района в ходе т.н. «муниципальной революции» и стал самостоятельный городским округом со своими органами управления и бюджетом. Город впервые обрел одну из самых разумных в России стратегий своего развития. Трудами Виктора Ивановича восстановлен Николо-Угрешский монастырь. Будучи членом Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления он привлек внимание главы государства к городу (Б.Н.Ельцин приезжал в город в году). Дзержинский при Доркине неоднократно посещал Святейший Патриарх. Императоры со времен Петра Великого, генсеки и президенты после Ельцина Дзержинский не посещали. Более того нынешний губернатор Московской области посетил его последним из 80 городов Подмосковья (вероятно это связано со строптивостью, которые горожане верные делу Виктора Ивановича проявили в 2013 году, когда городу навязывали областные власти объединение с Котельниками и Лыткарино).
Как осознан городом:
Уже прошло 10 лет со дня трагической гибели Виктора Ивановича. Пока в городе стоит небольшой бюст мэру у здания администрации, кенотаф на месте его убийства и памятная доска на доме где он жил. В здании администрации есть вроде как мемориальный уголок посвященный Виктору Ивановичу. Уже много лет обсуждается вопрос присвоения имени улицы в 6-ом микрорайоне и строящейся школе №7. Но пока ничего этого нет.
Чему учиться:
(Достаточно сложно делать оценки положительным качествам Виктора Ивановича не зная его лично, не живя в городе во время его деятельности, да и срок для оценки его как исторической личности еще не подошел, но тем не менее мое мнение, которое может быть и ошибочным)
- Целеустремленности и комплексности мышления. Виктор Иванович видел и достигал своих целей и ставил намного более сложные стратегические цели развития города и также достигал их. Доркин видел как стратегические перспективы, так и тактические задачи конкретного дня. В результате чего город на глазах преображался. Крайне редкое качество.
- Принципиальности. Доркин не шел на поводу у крупных застройщиков, бандитов, региональных властей в отстаивании интересов города. Для него принципиальным было улучшение качества жизни в Дзержинском.
- Патриотизму. Виктор Иванович фактически создал и развил уважение в городу, Дзержинский стал известен, в городе появились памятники и улицы в честь его истории, тем самым показан пример патриотизма в лучшем его смысле.
- Открытости. Говорят, с ним можно было запросто побеседовать на улице, открыто задать вопрос на телепередаче или в газете.
- Общественному служению. Он явно ставил общественные интересы выше своих, т.к. ради горожан он подвергал свою жизнь опасности, шел на конфликты и в итоге лишился жизни.
Что читать и смотреть:
«Виктор Доркин. Знакомый и неизвестный»

Завершая рассказ, задумался о том, а есть ли сейчас «отцы» городов у которых стоит учиться пока они живы. Да, есть. Ближний пример – Павел Грудинин. Его созидание и преображение поселка совхоза им. Ленина беспрецедентно. Недаром в центре поселка поставлен белокаменный Преображенский храм. Другой пример – Евгений Савченко в Белгороде и Святом Белогорье в целом. Их деятельность во многом основана на следовании системе моральных и духовных ценностей. Их речи и идеи вдохновляют окружающих и поражают своей мудростью. На примере их дел можно учиться самому и учить детей, чего всем и желаю и сам стараюсь следовать.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner