?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В славной городе Орле 26 февраля сего года встретил хорошую книгу местного автора Елены Ашихминой "В этом странном городе...", доступном, но фундаментальном исследовании Орла начала XIX века - времени детства и юности Николая Лескова, которые он провел в этом городе. Автор по архивным данным и книгам Лескова реконструировала быт губернского города, восстановила десятки если не сотни человек с которыми была связана семья Лескова. Елена Ашихмина фактически воссоздала мир города через судьбы его жителей, а не просто дала общее описание места времен молодости известного человека. И этот мир крайне интересен.

Губернский город Орёл времен детства Николая Лескова – полон гармонии и противоречий, это город где чисто по-русски просвещение и варварство соседствуют и взаимно переплетаются.



Приведу несколько примеров этих парадоксов, почерпнутых из книги:
- В Орле мастер русской словесности Николай Лесков памятником сидит перед зданием гимназии которую бросил, после того как три раза оставался в третьем классе из-за нежелания учить математику, а оценку по русской словесности в аттестат он так и не получил.
- В Орле регулярные пожары в 19 в. приводили к уничтожению большей части большого губернского города и с ними не могли эффективно бороться.
- Орел – город разделенный на три части небольшими реками Орлик и Ока, через которые не было капитальных мостов. Во время ледостава и ледохода ученики гимназии в т.ч. Николай Лесков жившие не в междуречьи Оки и Орлика не могли по нескольку недель попасть в гимназию и сидели по домам, читая журнал «Современник» (в 12 лет)!
- В Орле для поступления в гимназию в 10 лет ребенок желательно должен был знать немецкий, французский и латынь, которую преподавали в первого класса учителя сплошь уроженцы Франции и земель современной Германии.
- В первой публичной библиотеке Орла не было ни одной книги на английском языке, т.к. он никому не был нужен, а на французском изъяснялись в семьях в глухих поместьях.
- В Орле не было детских садов и младшей школы, поэтому подготовленные в домашних условиях к поступлению в 10-летнем возрасте в гимназию дети, знавшие русский язык и чистописание, дабы не слонялись по улицам пристраивались на работу в губернаторскую канцелярию, где составляли и переписывали документы для безграмотных слоев населения. Эдакие 8-9-летние дети-чиновники, дети-ксероксы.
- В гимназии беспощадно пороли учеников плетьми и розгами и не только тех, родители которых давали письменное разрешение руководству гимназии пороть своего ребенка, примерно как мы сейчас даем разрешение на медосмотр детей в детсаду.
- Публичные казни людей в Орле устраивали на площади напротив гимназии и гимназистов собирали на просмотр экзекуций.
- В гимназии, каменном большом здании с колоннами и лепниной, на несколько сотен учащихся было только одно на хоздворе деревянное отхожее место. Драки за право его посещения во время перемены были подлинной школой жизни по воспоминаниям Лескова. И это в гимназии, выпустившей в те годы множество будущих выдающихся ученых, литераторов, общественных деятелей.
- Мало кто оканчивал все 7 классов гимназии. Обычно 2-3 класса после чего в возрасте 13-15 лет поступали на госслужбу в губернские и городские ведомства.
- Учителей награждали за службу не премиями, а бриллиантовыми перстнями, при этом не меняя небольшого уровня оплаты труда, из-за чего до 30-40 лет они были вынуждены снимать комнаты в частном секторе, но с несколькими перстнями на руках.
- В Орле был один из первых профессиональных публичных театров России – театр Каменского, славившегося своими хорошими постановками. При этом владелец театр помещик Каменский держал своих крепостных актеров и актрис в кандалах взаперти в здании театр, периодически насилуя актрис и доводя их до самоубийства. Об этом знали, но в стране царствовало крепостное право. Как рабство и насилие может сочетаться с высоким искусством?!
- В Орел ссылали многих творческих людей и вольнодумцев из Петербурга, Киева, Москвы, Польши, которые будучи высокообразованными людьми устраивались на госслужбу или в сферу образования.
- В Орле было престижно иметь домашний интеллектуальный клуб, который как правило создавали чиновники высокого уровня. В них обсуждались весьма злободневные вопросы жизни Российской Империи. Женская половина дворянского служивового слоя (которая сидела без работы) создавала музыкальные и литературные клубы. Игра на фортепиано входила в обязательный минимум домашнего образования девочки. В Орле были профессиональные знатоки творчества Моцарта, Шекспира или Пушкина, но при этом город погрязал в нечистотах и отсутствии элементарных инженерных сетей.
- Орловские дворяне практически не подвергались заслуженному уголовному преследованию. Вместо положенных по закону реальных тюремных сроках с ними проводили даже в случаях доказательства их злодеяний только разъяснительные беседы, и это за такие тяжкие преступления как убийство своих крепостных, педофилию, мужеложство, насилие над крестьянками. Все это было широко распространено в среде орловских помещиков, но не наказывалось. Тогда как мещане, купцы, не говоря уже о государственных и крепостных крестьянах получали длительные сроки за самые мелкие провинности.
- В Орле много лет замощенными были только две улицы по котором проезжал через город государь император к приезду которого руинированные дома по обеим сторонам завешивались картинами. О проезде становилось известно за несколько месяцев. Когда же император Николай Первый решил остановиться в городе и посетить службу в недостроенном кафедральном соборе, то даже это событие не подвигло местные власти замости центральную площадь города вокруг собора, в грязи которой в межсезонье тонули кареты прямо у входа в дом губернатора.
- Водоснабжения и канализации в городе не имелось. Золотари по ночам чистили отожие места горожан и потом в открытых бочках вывозили их содержимое за город, по пути расплескивая. С вонью боролись различными благовониями, которые постоянно курились в домах почти всех слоев населения.
- После очередного пожара губернатор Васильчиков пустил в свой дом на время всю свою администрацию и еще уездное училище, из-за того что здание присутственных мест и училища сгорели.

ИТОГО: Орел 1830-40-х гг., город с небольшим по нынешним меркам 30 000 населением был подлинным инкубатором разного рода гуманитариев – писателей, поэтов, музыкантов, историков, театралов и других дворян-бездельников, но при этом никаких инноваций технического, инженерного плана не принимал и сам не создавал. В то время когда Англия уже обрастала сетью железных дорог в Орле не могли построить элементарный каменный мост через узкую Оку.

Современный Орел имеет не меньше парадоксов:
- В Орле в Богоявленском кафедральном соборе на большой праздник прощенного воскресенья собирают с прихожан деньги во время литургии, а участвующие в богослужении прямо набрасываются на оставшиеся от причастия кусочки просфоры.
- В Орле возле Богоявленского собора с 2016 г. сидит на коне царь-изверг Иван Грозный с крестом в руке, который основал крепость Орел в 1566 г., хотя в действительности он никак не мог быть в этом месте в 1566 г. Внешность у него не богомольного юноши, но самодура, убившего святого митрополита Филиппа (Колычева). Что этот персонаж делает с крестом у кафедрального собора?
- В Орле не менее 10% горожан единовременно трудятся и находятся в уголке Дубая в Черноземье – МТК «Гринн». На пятом этаже здания из бетона и неона расположен ресторан с интересным названием «Fьюжн» в котором в самом непопулярном зале (самый популярны американский) устроена стилизованная изба с плетнями, рушниками и белеными стенами. В этом заповеднике орловского постмодерна в центре гигантского заповедника торговли и развлечений для посетителей играет дед на гармошке, переливаясь в вспышках неоновых огней. Впрочем, сам МТК «Гринн» очень даже любопытен и является достопримечательностью первой величины в современном Орле. Чего только стоят не то серьезные, не то ироничные скульптуры «Чиновнику и предпринимателю», «Орлу-основателю», «Писателям-орловцам», поезду «Париж-Орел» и др. Особенно хорош Орел-основатель с легендой о том, что сама птица орёл сознательно град Орёл и основала. Этот памятник изящная ирония на действительность. Конечно, если в центре города ставят памятник Ивану Грозному, как основателю Орла, который никоим образом в Орел не основывал, то отчего тогда не объявить самого гигантского орла основателем города и поставить ему памятник в бронзе с двумя стрельцами для охраны!!!

Одной из целей книги "В этом странном городе..." по мнению ее автора является желание прочесть книги Николая Лескова в самом Орле, т.к. многие его произведения происходили в домах и на улицах этого города. Ее цель в моем случае достигнута. В очередь на прочтение стоит собрание сочинений Лескова и а в плане поездок 2-3 путешествие в летний Орел для прочтения на его скверах и площадях трудов писателя.

Чем больше думаешь и читаешь об Орле, тем он больше нравится. В нем нет глобальной драмы или потрясений, он не создает инноваций и вызовов. Орел – не Смоленск, Екатеринбург, Белгород, Тула или Казань. Он живет своей насыщенной по-хорошему провинциальной жизнью как на острове, отделенный океаном чернозема от остальной страны – сам никого не трогает и к себе особо не привлекает внимания. Его парадоксы носят подлинно национальный характер и оттого заслуживают изучений и постижений. В Орле приятно – парки, набережные, музеи, писатели, храмы, пусть и не всегда опрятные – хороший подлинно русский город!!!

Москва-Дзержинский, март-апрель 2017 г.

Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner