?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В России, как и 10 лет назад 37 городов имеют более 500 000 жителей. За это время данную группу впервые в 2016 г. пополнил Киров и покинула Тула.
Следует отметить, что активный рост населения большинства крупнейших городов не сопровождался соответствующим развитием транспортной инфраструктуры, кроме Москвы, Петербурга и Тюмени. Примеры приведены ниже.
Первая десятка наиболее населенных городов страны не претерпела изменений.

МОСКВА за 10 лет выросла на 1,3 млн. чел или примерно на 10%, чуть выше среднего темпа для больших городов. Следует отметить, что рост народонаселения столицы происходил во многом за счет естественной прибыли, тогда как темпы миграционного притока были ниже многих крупных городов России. Тем самым миф о резком росте Москвы в последние годы, является мифом. Хотя мы и не учитываем реальное население Златоглавой, ибо для многих покупка жилья и с ней наличие прописки в Москве является большой проблемой.


За 10 лет в Москве было открыто 34 станции метро (+31 станция МЦК) и еще около 40 находятся в стадии строительства. А также десятки километров новых автодорог, хорд, развязок, новые терминалы в столичных аэропортах и открытие нового аэропорта Жуковский.

Табл. 1 Городов России с населением более 500 000 жителей



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ имел более интенсивный рост населения, чем Москва – 15,5% за 10 лет. Это объяснялось в т.ч. большими площадями под новое жилищное строительство на юге и севере города, чего н было в Москве.
За 10 лет в Санкт-Петербурге было открыто 7 станций метро и еще 8 находятся в стадии строительства. + был достроен КАД, построена уникальный западный скоростной диаметр с большими мостами через Неву и ее рукава.
НОВОСИБИРСК упрочил свою позицию третьего города страны, крупнейшего города Сибири и всей Азиатской части России. Его население выросло на 15,2% или на 210 тыс. чел. Таких темпов прироста город не знал с 1960-х гг. За 10 лет в городе была построена всего 1 станция метро и в 2017 г. строительство новых станций не велось. Построен Бургинский мост через Обь и ряд участков северного обхода города.
ЕКАТЕРИНБУРГ утвердился на 4-м месте и приближается к 1,5 млн. жителей. Столица Урала имела роста немного выше среднего (+10,7% за 10 лет). С 2007 г. в городе было построено 2 станции, нового строительства метрополитена не велось. Построены ряд важных автодорог, в т.ч. большая часть участков КАДа.
НИЖНИЙ НОВГОРОД пока сохраняет 5-ое место в перечне городов России, хотя был некоторое время на 3-е месте. Это единственный город-миллионер чье население сократилось (на 1,3% или -17 тыс. чел. за 10 лет), что можно связать как с влиянием Москвы, так и с высокой естественной убылью из-за состаренного населения. За 10 лет в Нижнем была построено всего 1 станция метро и одна находится в стадии строительства. + построен второй Борский мост через Волгу и канатная дорога в Бор.
КАЗАНЬ поднялась с 8 на 6-ое место и вскоре обойдя Нижний Новгород станет крупнейшим городом на Волге. Казань имела умеренные +10,5% прироста (или +115 тыс. жителей) населения за 10 лет, причем этот тем ежегодно увеличивался. За 10 лет в городе было открыто 5 станций метро и создание еще одной завершается. + фактически заново открыт Северный ж/д вокзал.
ЧЕЛЯБИНСК достаточно длительно время имел убыль населения, но в 2010-е гг. начал активно набирать жителей, что позволило ему подняться с 9 на 7-е место в перечне городов России. Итого +107 тыс. жителей или +9,8% за 10 лет. Строительство Челябинского метрополитена вяло ведется с 1992 года. За последние 10 лет оно неоднократно прерывалось и ныне строится всего 1 станция и ряд тоннелей.
ОМСК. Невысокие темпы роста населения Омска (+3,8% или +44 тыс. чел или в 5 раз меньше чем в Новосибирске) привели к тому, что он спустился на 1 позицию в рейтинге городов России с 7 на 8 место. С 1992 г. в городе велось строительство метро, которое в 2014 г. было заморожено. Ныне имеется одна недостроенная станция и ряд тоннелей.
САМАРА более всех сдала в списке десятки крупнейших городов страны, опустившись с 6 на 9-е место. Причина в небольших темпах роста населения (+2,7% или 30 тыс. чел за 10 лет), что на уровне среднероссийского. За 10 лет в Самаре построили две станции, одна из которых до сих пор имеет только один путь и мост через реку Самару.
РОСТОВ-НА-ДОНУ имел умеренные для миллионников темпы роста (+7,0% или +73 тыс. чел) и сохранил свое 10 место в рейтинг. В городе была создана компания, призванная проектировать и строить Ростовский метрополитен, но кроме предпроектных расчётов дело не дошло. Зато был построен новый мост через Дон и практически достроен крупнейший на Юге страны аэропорт «Платов».
УФА только в 2010-е гг. отметилась умеренным ростом населения (+9,1% или 93 тыс. чел). Метро в Уфе не строили и даже не планировали. Разве что два больших моста через реку Белую построили.
КРАСНОЯРСК показал один из лучших темпов роста населения для крупнейших городов страны и поднялся с 14 на 12 место (+16,8% ли 156 тыс. чел.). Насколько еще его хватит для собирания населения с Восточной Сибири? В Красноярске с 1995 г. велось строительство метрополитена, но оно было заморожено в 2010 г. и ныне несколько построенных тоннелей находятся в законсервированном состоянии. Вместе с тем в Красноярске за 10 лет был построен четвертый мост через Енисей.
ПЕРМЬ, ненадолго покинувшая список городов-миллионеров, пошла в рост и еще население умеренно выросло на 5,8% или 58 тыс. чел. Действительно крупных инфраструктурных объектов в ней так не построили за 10 лет.
ВОРОНЕЖ. Воронеж имел самые большие темпы роста из городов-миллионеров за последние 10 лет прежде всего из-за административно-территориальных преобразований (присоединения пригородных поселков). На 199 тыс. чел или на 23,7% выросло население столицы Черноземья с 2007 г. Метро в городе не строили, трамвай наоборот ликвидировали, да и иных крупных дорожных строек не вели.
ВОЛГОГРАД. Самый малолюдный из миллионников Волгоград все постсоветское время сокращал население и только присоединение ряда поселков в 2010 г. позволило ему увеличить численность жителей, но и она начала уменьшаться. При сохранении современных тенденций Волгоград опять выпадет из перечня городов-миллиоников. Из объектов инфраструктуры в Волгограде после почти 30 лет строительства в 2011 г. были открыты 3 станции метротрама и дальнейшее его строительство прекращено. В 2009 г. состоялось долгожданное открытие Волгоградского моста через Волгу, правда за последующие 8 лет к достройке его (второй очереди через Волгу) так и не приступили.
КРАСНОДАР. На 16-ое место с 17-го поднялся Краснодар, население которого выросло на рекордные 24,3% или 172 тыс. чел, что значительно больше, чем у преимущественного числа городов-милионников. Столица Кубани имеет все шансы к 2020 г. превысить уровень в миллион человек, т.к. имеет громадный потенциал новых жителей в малых городах и станицах Северного Кавказа жители которых в условиях роста автоматизации сельского хозяйства массово пополняют население Краснодара. Вместе с тем кардинальных транспортных строек в городе осуществлено не было и главный город Краснодарского края явно отстает от иных миллиоников по уровню развития транспортной инфраструктуры.
САРАТОВ. Население города за 10 лет практически не изменилось – в отдельные годы немного росло, в другие сокращалось, что в целом отражает стагнацию его социально-экономического развития. Крупного инфраструктурного строительства в нем также не велось.
ТЮМЕНЬ в последние 10 лет демонстрировала феноменальный для большого города рост числа жителей +35,4% или +195 тыс. жителей, передвинулся с 27 на 18 место в списке городов России. Это максимальный результат для самых больших городов России и лучший в истории Тюмени. И есть и далее потенциал для роста - как депрессивные аграрные районы Зауралья и Западной Сибири, так и молодежь Северов, где проживание становится все более похоже на вахту. За 10 лет фактически в Тюмени новый юго-восточный район города, была почти построена 67 км кольцевая автодорога с двумя мостами через Туру. + еще несколько мостов через эту сибирскую реку и больших внутригородских магистралей, но развитие общественного транспорта увы не происходило. При сохранении существующих темпов к 2025-2030 гг. в Тюмени население превысил миллион человек.
ТОЛЬЯТТИ. Это промышленный город практически не имел значительных изменений в численности населения. В 2010-х гг. сказалось в т.ч. планомерное сокращение число занятых на «Автовазе». Крупного инфраструктурного строительства также не отмечено.
Динамика людности городов от 500 до 700 тыс. человек свидетельствует прежде всего об их успешности как межрегиональных центров и потенциале возглавляемых ими регионов для пополнения жителями областного центра. Города демонстрировавшие значительное увеличение населения (более 5% за 10 лет), как правило, имели относительно многолюдные регионы их привлечения – ИЖЕВСК, БАРНАУЛ, ИРКУТСК, ХАБАРОВСК, ОРЕНБУРГ, КЕМЕРОВО. Удивительным является значительный рост населения КИРОВА с депрессивной Кировской области и АСТРАХАНИ в малолюдной Астраханской области. Опережающими средние значения темпами растет население в ТОМСКЕ (+16,2% за 10 лет или +80 тыс. чел), что является лучшим показателем в Западной Сибири. И конечно МАХАЧКАЛА (+27% или +126 тыс. жителей) – в 3-х миллионом Дагестане урбанизация в разгаре.
Низкими темпами росло население в центрах немноголюдных регионов или в индустриальных городах – ЛИПЕЦК, ПЕНЗА, НОВОКУЗНЕЦК, ТУЛА, НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ, ЯРОСЛАВЛЬ, УЛЬЯНОВСК. Демографический потенциал их регионов во многом исчерпан, они относятся в т.ч. к старым городам и вполне вероятно что вскоре из-за ухудшения динамики рождаемости и смертности в них будет отмечаться убыль населения.

Малые города
Единственный из городов, основанных за последние 10 лет в числом поле – Иннополис в Татарстане, пока является и самым малолюдным, но в нем ежедневно фактически находится несколько тысяч человек, посему самым маленьким в стране является в зимнее время Чекалин (в городе много дач на Оке), а в летнее возможно Высоцк.

Табл. 2 Города России с населением менее 5 000 жителей


Текущий месяц

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Теги

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner