Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Category:

"Повседневная жизнь Соловков: от Обители до СЛОНа" (М.Гуреев)

Последние недели мои думы связаны с Соловками. На московском подворье Соловецкого монастыря(прекрасный храм Георгия Победоносца в Ендове) приобрел очень подробную карту-путеводитель Острова и книгу Б.Ширяева "Неугасаемая лампада" о годах автора в застенках СЛОНа, но потом узнал, что он был фашистским приспешником и не стал ее читать.

Издательство "Молодая Гвардия"по совпадению откликнулась на мой запрос о серьезной литературе о Соловках свежей книгой Максима Гуреева "Повседневная жизнь Соловков: от Обители до СЛОНа".Читал с вниманием и удовольствием.

Книга не отражает своего названия. Повседневной жизни в ней немного. Гораздо больше глубоких авторских картин ключевых событий истории Острова и размышлений о вселенском значении Соловков. При этом автор не вдается в философствование. Каждый из сюжетов научно обоснован, содержит большую базу источников. Автор будто бы прочел все достойное, что написано, нарисовано о Соловках за века его истории и невероятно искусно сплел это в единое повествование, отдав должное предшественникам. Подлинное эстетическое наслаждение читать столь изящный и серьезный текст!!! Его можно по силе сравнить с знаменитым "Андреем Рублевым" Валерия Сергеева из серии ЖЗЛ. Отличием от иных авторов подобной высоты полета мысли является его одухотворенность. Автор православный человек с полагаю большим духовным опытом. Он пропустил через свою душу историю Обители и оттого его тонко и ясно подобранным словам веришь также, как уважаемым отцам Церкви, когда они обращаются с амвона с проповедью. Сама книга похожа на очень большую проповедь.
Что же донес до меня автор?!

Соловки во все времена были передним краем борьбы Добра со Злом. И местом, где это борьба достигала наиболее ожесточенных, страшных форм. Начиная с борьбы преп. Савватия с бесами до конца осады монастыря царскими войсками в 1676 г. и ужасов Анзера и Секирки в 1920е. Эта брань бесконечная и проходит она внутри людей и их обществ. В частности для меня было открытием ожесточение части братии монастыря в неприятии новых книг при Никоне, презрительное отношение к будущему митропоиту Филиппу, конфликты и моральное разложение в предреволюционные годы. Он выразился в том, что часть монахов в революционном угаре 1917 г.  требовала от новой власти "раскулачить" другую части братии.
На Соловках сомны праведников соседствуют с толпами негодяев. Нигде вероятно в Русском мире Рай и Ад не был одновременно и в одном столь небольшом месте и так было всегда. Неземное величие духа и массовое и глучайшее падение человека - это Соловки.

Соловки - это еще и очень далекий и суровый, но при этом реальный иважнейший в России полигон экспериментов государства, Цекрви и общества в экономической, социальной и духовной сфере. Соловки - эпицентри место рождения и обкатки фундаментальных инноваций, которые потом растекались по стране: нестяжательство и форма монашествования, церковный раскол, колонизация окраин, подавление инакомыслия, ГУЛАГ и т.д. И сейчас, насколько я могу сидуть по информации СМИ, конфликт сохраняется между иосифлянством Церкви, которая желает получить весь Остров, Государством в лице Минкультуры, не желающее выводить музей из монастыря и Обществом, гражданским населением не желающим покидать Остров как это было в жестком варианте на Валааме. В этом отшонении сам монастырь который называют Кремль не менее важен как идеологический центр и центр влияния чем Коемль в Москве!!!

Tags: история, литература, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments