«Наш класс» (спектакль в театре им. Вахтангова)

Вчера посмотрели, а точнее пережили вместе с актерами спектакль «Наш класс» на новой сцене в театре им. Вахтангова. Билеты на него подарили ближайшие одногруппники, заинтриговав посылом – увидеть историю 10 одноклассников.

Если двумя словами: по содержанию просто жуть, по игре – выше всяческих похвал!!!

Да и как может понравиться трехчасовая история о страданиях и гибели людей?! Но она была в истории и ее стоит знать. Начало истории – середина 1930-х гг., маленькое польско-еврейское местечко Едвабне между Варшавой и Гродно. Видимо единственная школа в городке, в котором есть дружный класс. А потом одноклассники вырастают и начинают делиться по национальному признаку. Растет сначала неприязнь, потом ненависть, потом ожесточение и… в 1941 г. поляки убивают, насилуют и сжигают своих же одноклассников-евреев. 1600 жидов или 80% жителей Едвабне польское меньшинство заперло в сарае и сожгло – сами, без участия фашистов!!! Своих же соседей, одноклассников, друзей и любимых!!! А потом все как будто на 60 лет забыли об этой трагедии, пока в начале 2000-х гг. не выяснилось, что сожгли евреев не немцы-фашисты, а сами же поляки. В Польше был большой резонанс, который до сих пор выражается в фильмах, книгах и в театральных постановках. Конец истории – 2003 г., когда умирает последний из одноклассников и все они соединятся на небесах – евреи и католики, убийцы и убиенные.

Собственное спектакль - есть великолепно поставленный рассказ этой страшной истории. Сначала того, как дошли они братоубийства, а потом как мучились всю жизнь оставшиеся в живых (преимущественно поляки). Показано с минимумом декораций и музыки, но с такой энергетикой, таким погружением в образ, но будто находишься внутри истории. Во время редких пауз в зале стоит совершенная тишина. Актеры молодцы, они даже не играют, они живут на сцене перед нами внутри этих образов своих героев. Порой кажется, что смотришь документальный фильм или читаешь документальную книгу. Но интересные переходы от одной истории к другой, хореография, картины мелом на школьных досках демонстрируют какую-то идеальную режиссуру и идеальную напряженную работу всего актерского коллектива. Даже не коллектива, а единого организма, класса. Отмечу, что жуткие сцены убийства, изнасилования, истязания, сожжение в овине показаны актерами без лишней натуральности, истерик и похабщины, но при этом так, что кончиками пальцев ощущаешь ужас происходящего.

Когда был антракт после сцены сожжения в овине, не понятно было зачем он нужен? Как вообще можно перенестись в красивое театральное здание в центре богатой Москвы из бедного польского местечка начала 40-х только что уничтожившего себя. А потом в конце спектакля, зачем актеры вышли на поклон, получили овации и цветы. Если бы они просто ушли их бы никто не осудил. Мне даже сложно представить сколько надо дней, чтобы отойти от увиденного зрителю, а сколько актеру. Равно как в необходимый антракт в фойе лучше бы поставили выставку, посвященную трагедии в Едвабне, а не шампанское с тарталетками. К спектаклю «Наш класс» менее всего подходят слова развлечение, культурный досуг или эстетическое удовольствие. 

Резюмируя: «Наш класс» - очень сильное и серьезное общегражданское произведение театрального искусства. Это не просто далекая польская история, она и наша. Ибо российским обществом до конца не признаны и не пережиты ни черносотенные погромы, ни чеченские войны, ни разгром москвичами Новгорода, ни сожжение Верховного Совета в Москве в 1993 году, ни недавняя трагедия в Керчи. «Наш класс», он, в том числе и про нас, как прививка от ожесточения и национальной розни.


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.