Categories:

«ВкусВилл» - живая утопия?!

За пару дней с большим интересом прочел книгу Евгения Щепина «ВкусВилл: Как совершить революцию в ритейле, делая все не так»,выпущенную на днях издательством «Альпина Паблишер». Это первая книга об одной из самых успешных и активно развивающихся компаний современной России, а для меня еще и о компании, в которой я практически ежедневно провожу пару десятков минут, покупая товары для дома. 

В книге доступным языком рассказана история компании в сочетании с поучениями о том, как надо строить бизнес, формировать коллектив и использовать современные технологии. В труде одного из ведущих сотрудников компании Е.Щепина довольно разумно даны ключевые тезисы, фотографии и некоторые схемы бизнес процессов. Практически каждое из 37 правил ВкусВилла является отдельным законченным эссе, раскрывающие ту или иную сторону деятельности компании.

По результатам прочтения книги формируется образ ВкусВилла, как живой утопии – цветущего на Луне сада. Не, про Луну это я слишком, а вот сад на Соловках вполне. Образ очень яркий, но по-импрессионистски расплывчатый, т.к. многие стороны жизни компании не освещены, на что автор имел полное право. ВкусВилл предстает шедевром труда просвещенных в эпоху варварства общества потребления, произведением искусства вроде храма Покрова на Нерли. Именно как достижение интеллекта человека его и стоит постигать, воспитывать на его примере детей.

Что же во ВкусВилле удивительного? Прежде всего люди. Потом технологии. И идеология.

Люди- пожалуй самое важное почему иду во ВкусВилл, а не в иные магазины. Это один из самых крупных в России "заповедников" живых людей с которыми приятно находиться в компании, столь разительно отличающийся от иных магазинов и фирм. В книге основное внимание как раз уделено выбору и воспитанию сотрудников. Удивляет отсутствие в компании штрафов для сотрудников, практически отсутствуют начальники, коллектив формируется не HR, а самими вкусвилловцами из своих знакомых. Доверие и порядочность экономят время и деньги. Так, меня поразила описанная система снабжения товарами магазинов. Ночью представитель сторонней экспедиторской компании открывает сам магазин, заносит в него коробки с товаром и уезжает, оставив накладные. Периодически наблюдая за разгрузкой фур в Диски что у меня под окнами и то, как ругаются продавцы с водителями, поражаюсь, что может быть иначе. Иной потрясающий пример воспитания и образования - литературный клуб ВкусВилла, где сотрудники на добровольной основе обсуждают базовые труды мировых мыслителей как поводов задуматься о путях развития себя и своей компании. Чистая утопия!!!

ВкусВиллс организационной и инженерной позиции продукт прогресса технологий ХХI века, настоящий субъект цифровой экономики. Удивляет сложность его IT начинки - системы ежедневного движения товаров миллионов товаров от 2000 прставщиков через 700 магазинов к 2 000 000 покупателей. Разве не чудо логистики!!! Компания ориентирована на товары с короткими сроками хранения и списывает всего 3-4% просроченных продуктов практически не имея дефицита. Еще одно чудо! А система анализа моих покупок и прогнозируемых остатков товаров, которая формирует индивидуальный набор скидок на действительно нужные мне товары и позволяет ежемесячно экономить на покупках до 3-4 тыс. рублей. Чудесны и камеры, распознающие пустые места на полках. И система работы с обращениями, когда ты в течении нескольких часов получаешь живой и конкретный ответ на вопрос о работе компании.

И персонал и технологии упираются в удивительную идеологию ВкусВилла. Про идеологию в книге нечетко, но сказанно много. Эволюционная цель, миссия и ценности компании, Управление единой концепции, компания-легенда и миф об отце-основателе. Во ВкусВилле, а потому и в книге, много реальных скреп, которые артикулированы, местами на мой взгляд чрезчур топорно. Уж больно много в книге похвалы и притч Алексея Кривенко, вполне достойных его. Они оправданы и даже необходимы если книга предназначена прежде всего для внутреннего читателя, вкусвилловца, ибо на постулировании заповедей Отца, согласии и ними и следовании им только и может строиться устойчивое общество. Личность или уже легенда об Ингваре Кампраде объединяет ИКЕА, так и во ВкусВилле. Но для внешнего читателя повышенное внимание персоне Кривенко кажется избыточным и псевдорелигиозным. Впрочем, в книге подчеркивается, что все вкусвилловцы вполне обычные люди, приводятся многочисленные примеры их нормальности.
И собственно идеи - здоровое общество, правильное питание, натуральные продукты, доброта и порядочность, технологии на средство освобождения от рутины для творчества, самообразование и непрерывное прогрессивное развитие, самостоятельность, демократичность и отвественность, патриотизм и все это не ввиде лозунгов, а на деле.

В нашей семье «пошел в магазин», значит пошел во «ВкусВилл», если в иной магазин, тогда уточняю в какой. Дети с малого возраста воспринимают «магазин» и «ВкусВилл» как синонимы и это не просто так. Вчера Роська-сын к отцу пришел,... принес книгу Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" и просил меня ее прочитать. Что сказать мне крохе? ВкусВилл - это хорошо, а в "Магните" плохо. Только ему еще рано доказывать оба тезиса, а вот старшей дочери уже вполне по возрасту. Ей на днях на примере самоорганизации сотрудников ВкусВилла объяснял, что она должна сама без моего контроля и поручения убирать кровать и наводить порядок на своем столе. Это экономит мое время и нервы, в т.ч. для чтения ей книжек. Она поняла. Детям, считаю, надо по возрасту показывать и объяснять содержание хорошего и иногда плохого. Хорошего на примере культурных шедевров, интеллектуальных и духовных достижений человечества через храмы, музеи, кино, анимацию, театр, книги, выставки и т.п. Воспитывать вкус прекрасного и неприятие плохого, что, надеюсь, во взрослой жизни будет двигать их менять мир к лучшему. Одним из доступных образцов хорошего и является ВкусВилл.

Полагаю, что его потенциал ВкусВилл как места воспитания детей не осознан и не раскрыт. Посему, была бы интересной детская книга о ВкусВилле в духе изданий "Как это устроено?" с познавательной инфографикой, трехмерными картинами производства, распредцентра, магазинов и головного офиса, с рассказом о труде технологов и маркетологов, о здоровом питании и т.п.. Главное, что бы книга повествовала не только об увидительной технической начинке, сколько о ценностях, морали и нравственности компании и ее сотрудников. Пожалуй воспитывать ребенка на шедеврах Третьяковки хорошо, но они все в прошлом, авторам не задашь вопросов. Воспитывать на примере ВкусВилла лучше, ибо он здесь и сейчас, живой, отзывчивый, осязаемый. Им легче мотивировать, чем картинами Поленова или Кустодиева.

В завершении стоит сказать, что книга Щепинамотивирует к действию, даже если по роду деятельности далек от торговли. Мотивирует менять мир не на словах, а на деле.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.