Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:

Социальные основы высотного строительства в России

Ко дню 40-летия моего товарища Александра П.. с которым мы эту тему активно обсуждали...

Для начала несколько фактов:
- В России уже более 10 лет стабильно сокращается средний размер строящихся квартири в н.в. составляет около 50 кв.м. В среднем, это небольшая двухкомнатная квартира, удобная для проживания семьи с одним ребенком и не более.
- Одновременно а ктивно растет средняя этажность возводимых многоэтажек, которая уже приближается к 20 этажам.
- Еще 20 лет назад за пределами МКАД в России было считанное число домов более 20 этажей. К н.в. в России их уже более 1000 домов выше 20 этажей!
- 95% миграционного прироста в России приходится на 50 крупнейших городовс их пригородами.
- пр актически все строящиеся высотные здания в России предназначены для проживания. Офисных башен считанное число, хотя еще 15-20 лет назад они преобладали и в России и в мире.

Тем самым, происходит массовое переселение россиян из небольших домов в селах и малых городах на высокие этажи в новостройках крупнейших городов. При этом, полагаю, больши нство новоселов теряет в просторности жилища,... но приобретает качество благоустройства общедомовых пространств, городской среды и разнообразие жизни при плотном расселении. Россия активно уплотняется в высотные муравейники!


Тут следует оговориться о том, что высотное жилищное строительство включает в себя жилье всех ценовых групп. От элитного до бюджетного. Но и тут есть закономерности.
Небоскребы(здания выше 35-40-ти этажей), это пока дорогое жилье, недоступное большинству. Для здания выше 100 метров в России предъявляются особые требования к строительству и эксплуатации. Но таких домов намного меньше, чем зданий от 20 до 35 этажей.
Большинство высоток до 100 метров – это именно эконом-класс, где преобладают маленькие 1 комн. квартиры или квартиры-студии, хотя в более дорогих локациях встречаются высотки со средними ценами, ориентированные на малочисленный средний класс. В большинстве случаев инвестор с единицы площади выжимает максимум. Типичный пример, новые 34-этажные башни ЖК «Спутник» в Красногорске. При площади здания всего в 600 кв.м. на каждом этаже помещается 11 квартир, из которых 7 однокомнатных от 33 до 40 кв. и 4 двухкомнатные (до 60 кв.м.). Итого 374 квартиры в одноподъездном доме. А вокруг уже 11 подобных башен на разных стадиях строительства. Все это жилье только для бездетных или семей с 1 ребенком.

На глазах на окраинах мегаполисов вчерашние деревниКудрово и Мурино, Островцы и Котельники, Анкудиновка и Афонино превращаются в плотнонаселенные высотные жилые массивыс домами эконом класса, которые даже сложно городами назвать.
Надо понимать, что процесс этот только набирает обороты. Послабления с пропиской и цифровизация способствуют все большему распространению арендного жилья. Рост имущественного расслоения и пространственной поляризации все больше разделяет общество на рантье и арендаторов. Т.е. на тех, кто владеет жильем в больших городах и зачастую владеет несколькими квартирами, сдавая их. И тех, кто всю жизнь живет на съемном жилье. Оба эти класса форсируют высотное строительство. Первые рассматривают квартиры в высотках как инвестиции в дешевое, доступное арендаторам жилье, вторые в невысокой арендной плате и приемлемой транспортной доступности. Сложение этих запросов помноженная на алчность застройщиков выражается в плотной высотной застройке. Тренды ловит компания ПИК и шарашит свои человейники в огромных масштабах. Парки ПИКа распространяют по Москве и Замкадью как раковая опухоль, убивая городскую ткань.
И иначе не может быть, т.к. до сих пор, даже в крупнейших городах большинство жителей составляет бессубъектное население, а не ответственные горожане. Арендатору и рантье практически нет дела до облика жилого дома и размера, т.к. дома им или не принадлежат (арендаторы) или ими не используются в постоянной жизни (рантье). У горожан-собственников иное отношение к своему дому, но их становится все меньше из-за растущего имущественного расслоения. 1 кв.м. жилья в Москве для моего поколения менее доступен, чем он был в 1990-е гг. для поколения моих родителей в условиях низких зарплат.

С сокращением роли горожан-собственников связан и современный кризис ТСЖ, распространение "коммунального рабства" управляющих компанийв больших жилых комплексах. Горожане активно выступают за те или иные перемены в масштабе всего города или страны, но практически бессильны в борьбе с застройщиков или управляющей компаний, которые часть есть одно и тоже. И естественно они никак не навязывают ему запрос на качественную архитектуру или квартирографию.

К сожалению, высотные жилые комплексы не добавляют городу связности, скорее наоборот ее разрушают.Поясню. Высотные здания в настоящее время обычно строятся в виде жилого комплекса из 2-3 башен, а иногда и до 30 башен. Внутри комплекс имеет более-менее хорошую инфраструктуру и благоустройство, но от остального города отделен высоким забором и пропускной системой, даже в случае жилых комплексов эконом-класса. Фактически происходит реинкарнация русского средневекового города, в котором практически не было общедоступных пространств, и весь город был разделен заборами и пропускной системой на районы/слободы.

Чем принципиально кроме высотности современный ЖК с 2-3 тыс. жителей отличается от слободы XV в.?Также идея защищенности, избранности, города в городе. В самом слове "город" заложена идея "огороженного" пространства. Поэтому все современные веяния урбанистики о свободной, транспарентной городской среде реализуются только на небольших парковых территориях и тонут на фоне активной сегрегации города жилыми комплексами, в которой заинтересованы как инвесторы, так и собственники квартир. Фрагментацию городской среды усиливает дорожное строительство широких магистралей или вообще отсутствие дорог в новых районах.
Когда сейчас в Екатеринбурге строится более сотни зданий выше 20 этажей - кто думает, как их жители будут связаны друг с другом?!!! Только виртуально, т.к. трамваев, метро в городе на Урале не строится.

Высотки, обеспеченные 5G, - вот среда обитания сетевого общества, приходящего на смену постиндустриальному. В таком городе и обществе работа, услуги и досуг находятся в одном здании. Кроме свежего воздуха нет нужды выходить из небоскреба ХХI в. в окружающий город ХХ в. (впрочем, в последнее время и деревьями стали активно озеленять крыши). Высотки невозможны без цифровизации всего и вся. Они напичканы электроникой для поддержания в них жизни. Высотки – это среда обитания, или правильнее сказать, среда формирования сетевого общества будущего. Она состоит из бездетной молодежи поколений Y и Z, живущей и трудящейся в сети, и которой нет смысла из сверкающих башен жилых комплексов выбираться на пыльные улицы, разбитые дороги и мрачные микрорайоны пятиэтажек окраин Перми или Рязани и сталкиваться с представителями других поколений и укладов экономики. Образно говоря, высотки – есть материализовавшиеся сгустки глобального кибер-пространства и экстерриториальные резервуары для его обитателей. Между высотными ЖК и их обитателями в Ижевске, Киеве, Дубае или Гонконге больше общего, чем между ними и жителями иных районов городов.Тем самым, высотки формируют сетевой всемирный мегаполис будущего, который во многом разрушает и паразитирует на городах настоящего.

В 2000 г. ничего подобного я написать не мог – города России были совершенно другими. Накануне 2020 г. они массово проросли высотными зданиями. А что будет при такой динамике в 2040 г.?Город-антиутопия из «Бегущего по лезвию» в Уфе или Воронеже станет реальностью? Отчего и нет, если беспилотные технологии или флайборды инженера Запата получат дальнейшее распространение. Даже интересно будет перечитать этот текст через 20 лет, даст Бог, поживем-увидим.

Tags: Россия, города, небоскребы, общество, урбанистика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments