Владимир Краснослободцев (mingitau) wrote,
Владимир Краснослободцев
mingitau

Categories:

Зачем для детей писать сказки?

Мысли из предисловия к моему сборнику сказок "Сказки осеннего мегаполиса".
Он называется осенним неслучайно. Все сказки написаны осенью 2018-2019 гг. в Дзержинском и Москве, когда уже поздно по вечерам в парке гулять и есть больше времени перед сном им понапридумывать разных сюжетов.

Моя семья 95% времени года проводит в большом городе, дети растут в высокоурбанизированной среде. Поэтому им не очень интересно слушать классические "Русские народные сказки". «Пошла Маша в лес с подружками за грибами...» или «Пойди, по сусекам поскреби…». Разве такое возможно?! Сейчас ребенка во двор не отпускают одного гулять, а не то, что в лес по грибы. А сусеки заменили стеллажи в Ашане или ВкусВилле.

Деревенский быт из народных сказок пропал даже в обычной деревне, а в большом городе и подавно. И затем на его основе учить детей?! Разве что в плане культурного развития свозить их пару раз в год в настоящие глухие деревни Каргополья или в постмодерновые «деревни» разного качества от Вятского и Совхоза Ленина до Этномира или Усадьбы Деда Мороза. Оттого, куда больше им нравится, когда герои старых сказок живут в их времени и пространстве. Начав от классических героев Колобок, Серый волк, Репка, Мойдодыр, я перешел к новым героям (Мароан, Кряма). В городах и районах новостроек вроде Марьино положительных героев и мифов дефиците, посему их надо создавать. Их детство проходит среди грустных однотипных башен и парковок, где нет места волшебству, сказке, фантазии. И оно должно появиться, быть сконструировано родителями, заселено в кварталы и районы. Дабы дети воспринимали Марьино или Мурино, как свою землю, где точно должно быть место сказке.

И грустно и неизбежно от осознания того, что для современных детей среда торгового центра и, еще хуже виртуальной компьютерной игры, является привычной и естественной, а лес, поле и даже село – чужая, опасная, страшная среда. Жизнь в мегаполисе ведет к одиночеству, но при этом человек всегда в толпе других. И урбанистические сказки должны тем самым учить ребенка с одной стороны не впасть в одиночество, а с другой не устать от людей, учить их коммуникации в плотнонаселенном мире.
Да, сказки, конечно, должны быть смешными, добрыми, веселыми, обязательно поучительными. В них я стараюсь до детей донести дух, «мейнстрим» времени, в котором они живут. Но сказки должны также рассказывать ребенку, что он живет в безУмно (в обоих смыслах) богатом и жестоком городе. Через сказку дети должны получать модели поведения в авторитарном цифровом мегаполисе, сгустке несвободы, соблазнов и страстей. Чтобы когда они выйдут из-под крыла родителей смогли адаптироваться к жизни в нем, а главное сохранили свою личность и способность отличить правду от лжи. Сказки просто необходимы для воспитания ответственного соседа, горожанина и гражданина, как храм для христианина.
Родители сами должны читать и рассказывать детям сказки. Ни Алиса, ни «Окей гугл» на смартфоне, а живая речь близкого человека, что быстро уходит из современного мира. Дети хотят слушать сказки по вечерам и эта одна из небольших возможностей откликнуться на их желание слышать и слушать старших в семье. И этот канал трансляции правильной, с точки зрения моей семьи, картины мира не надо упускать. Именно для этого я написал эти сказки.
Прекрасно отдаю себе отчет, что мои сказки, далеко не сказки, и я не детский писатель и даже близко не претендую на эту роль. В них местами примитивный сюжет, сложные предложения, просторечные обороты, идейные штампы, много слов из взрослого мира (которые и так быстро без меня проникают в детский мир), и еще много пунктуационных ошибок. Но это все поправимо со временем, а дети хотят слушать и читать папины сказки сейчас.

Tags: детское, общество, сказки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments